Человек и природа в лирике Б.Пастернака автор учитель русского языка и литературы Легоцкая Вера Сергеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы.
Advertisements

Олицетворение (персонификация, прозопопея) троп, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Наделение предметов живыми качествами! Весьма.
Сравнения, характеризующие различные предметы в поэзии М.Цветаевой, очень разнообразны. Рассмотрим эти предметы и особенности их изображения в её лирике.
Мое восприятие творчества Марины Цветаевой. Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как.
Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста С.В. Боровлёва, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2 Амурска.
Символист Футурист Поэт По глубокому убеждению Б. Пастернака, подлинным творцом является не человек, а природа. И потому стихи - не творение конкретной.
« Здесь духа мощного господство …» Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Люблю природу русскую. Весна.. Цели урока: 1. Подвести итог работы над разделом. 2. Вспомнить пройденные произведения и их авторов. 3. Продолжить практиковаться.
В ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Творчество А. Т. Твардовского merelenko-su.uCoz.ru.
Пейзаж в лирике Ф.И.Тютчева. Ф. И. Тютчев известный русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. Одной из главных.
Сжатое изложение с творческим заданием Прочитайте текст, выделите микротемы, составьте план.
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе по лирике Тютчева и Фета Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
Лирика Род литературы, в основе которого лежат человеческие переживания.
Образ снега в лирике Пастернака выполнила: Буревая Наташа 11 класс руководитель: Тарасенко Светлана Ивановна.
Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (интегрированный урок: литература - ИЗО,8 класс) Хомутовская О.Н. учитель.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Транксрипт:

Человек и природа в лирике Б.Пастернака автор учитель русского языка и литературы Легоцкая Вера Сергеевна

Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей, его невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его. А.Ахматова о Пастернаке

Пастернак был уверен, что искусство – это и есть реальность, а поэзия – это «высота, которая валяется в траве под ногами». Поэтому истина и добро составляют суть его творчества, а философская тема человека и природы становится главной.

Человек и мироздание у Пастернака даны в одном измерении и масштабе; и человек, и природа одинаково одушевлены и одухотворены. В этом плане его поэзия является гармоническим развитием драматически-напряженной тютчевской линии в русской литературе. Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится, Где воздух синь, как узелок с бельем У выписавшегося из больницы...

«... Его дождь слишком близок, больше бьет нас, чем тот из тучи, к которому привыкли. Мы дождя со страницы не ждали, мы ждали стихов о дожде. [До Пастернака] как изумительно ни писали природу, но все о, никто ее: самое: в упор... Он дает пронзить себя листу, лучу, что уже не он, а: лист, луч». (М.Цветаева) Усмехнулся черемухе, всхлипнул, смочил Лак экипажей, деревьев трепет. Под луною на выкате гуськом скрипачи Пробираются к театру. Граждане, в цепи!

«Сестра моя – жизнь» Что в мае, когда поездов расписанье, Камышинской веткой читаешь в купе, Оно грандиозней Святого писанья И черных от пыли и бурь канапе. Это стихотворение концентрация мироощущения лирического героя; здесь заявлено равенство человека и жизни, человека и мира, жизни и мира. Все сотворенное кем бы то ни было имеет право на существование; вещь сотворена, следовательно, вместе со своим возникновением она вошла в историю и стала равна ей.

«Плачущий сад» Ужасный! -Капнет и вслушивается, Все он ли один на свете. Мнет ветку в окне, как кружевце, Или есть свидетель.... К губам поднесу и прислушаюсь, Все я ли один на свете.... В этом стихотворении природа изображается как реальное проявление жизни мира. Здесь заметен переход от ада к самому лирическому герою. Кроме того, природа становится средством приобщения к истории

«Плачущий сад» олицетворение (персонификация) перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления; психологический параллелизм соотнесенность человеческой жизни с жизнью природы; эллипсис фигура убавления, пропуск подразумеваемого слова; перенос несовпадение синтаксической и ритмической паузы в стихе; дольник стихотворный размер, сочетающий в себе свойства силлабо- тонической и тонической системы стихосложения (количество безударных слогов между ударными непостоянно); ассонансная рифма неточная рифма, в которой совпадает ударный гласный и не совпадают согласные звуки. Найдите в стихотворении указанные средства выразительности и укажите их стилистическую роль

«Девочка» Из сада, с качелей, с бухты-барахты Вбегает ветка в трюмо! Огромная, близкая, с каплей смарагда На кончике кисти прямой. Сад застлан, пропал за ее беспорядком, За бьющей в лицо кутерьмой. Родная, громадная, с сад, а характером Сестра! Второе трюмо! Но вот эту ветку вносят в рюмке И ставят к раме трюмо. Кто это, гадает, глаза мне рюмит Тюремной людской дремой? В стихотворении мы видим отождествление лирического героя с садом, что становится для лирического героя средством самовыражения; сад, как мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни.

«Душистою веткою машучи... » Душистою веткою машучи, Впивая впотьмах это благо, Бежала на чашечку с чашечки Грозой одаренная влага. На чашечку с чашечки скатываясь, Скользнула по двум, - и в обеих Огромною каплей агатовою Повисла, сверкает, робеет. Пусть ветер, по таволге веющий, Ту капельку мучит и плющит. Цела, не дробится,- их две еще Целующихся и пьющих. Смеются и вырваться силятся И выпрямиться, как прежде, Да капле из рылец не вылиться, И не разлучатся, хоть режьте. Это стихотворение выражает мысль автора о единстве всех явлений бытия.

Восприятие природы у Пастернака особое. Он меняет местами субъект и объект. Лирический герой не главный в стихотворении. Главная героиня – природа, весь необъятный мир. Деревья видят рядом с собой человека, а не наоборот. Чирикали птицы и были искренни. Сияло солнце на лаке карет. С точильного камня не сыпались искры, А сыпались - гасли, в лучах сгорев. В раскрытые окна на их рукоделье Садились, как голуби, облака. Они замечали: с воды похудели Заборы - заметно, кресты - слегка. «Весна»

У поэта все одушевлено: деревья, ветер, река, времена года. С ними можно поговорить, они всегда вокруг. Например, зима: «Она шептала мне: Спеши! губами, белыми от стужи…». Мир и природа живут и мыслят по законам поэзии. Только у Пастернака «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод» или «предгрозье играет бровями кустарника».

Он понимал, что жизнь бесконечна, природа – вечна, а человек – ее мыслящее зерно. И через дорогу за тын перейти Нельзя, не топча мирозданья… или Мгновенье длится этот миг, Но он и вечность бы затмил… Пастернак по-иному воспринимал время: Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?

Самой близкой для Пастернака философией должна была быть теория пантеизма: во всем его творчестве природа оживляется и одухотворяется. Что вам известно о философии пантеизма? Докажите примерами из стихотворений Пастернака, что пантеизм наиболее близок мировоззрению поэта.

Использованная литература и Интернет- источники jpg jpg jpg