Министерство образовании и науки РК ОСШ 30 им. О.Жандосова «Воспитание» Подготовила: Зверева Л.П. – педагог – психолог осш 30.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Advertisements

Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Формы и приемы учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Уважаемые коллеги, сегодня наукой еще не предложена нам система отслеживания результативности внедрения компетентностного подхода в воспитательную практику.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ОБОГАЩЕНИЕ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ.
Современный урок Сидорова Н.А., заместитель директора лицея.
МБДОУ детский сад «Ромашка»с.Пуштулим Диагностика физической подготовленности детей. Воспитатель Александрова Галина Васильевна.
Транксрипт:

Министерство образовании и науки РК ОСШ 30 им. О.Жандосова «Воспитание» Подготовила: Зверева Л.П. – педагог – психолог осш 30

Воспитание Личность и его ценности II. люди III. отражение себя через законопослушание, сотрудничество, Я - концепцию I. окружающий мир отношение Воспитание строится на отношениях. Эти отношения формируют принятие ценности личностью и они проявляются в поступках, поведении, привычках. Все время и всеми в том числе и самой личностью эти проявления эмоционально оцениваются. В итоге вырабатываются жизненные навыки, присущие данному возрасту ребенка. оценка проявление в поступке проявление в поведении проявление в привычке

Воспитание сегодня – это прежде всего работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально – волевой сферой, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть Изменение педагогической позиции из монологической в диалогическую, определяющее восхождение педагога к потребностям ученика и ценностям детства, есть одно из ведущих педагогических условий ориентации учащихся на социально значимые ценности. Особенности воспитательного процесса сегодня чч отношения совесть учитель ученик диалог потребности и ценности

Отношения и оценка малыша вначале направлены на предметный мир и окружающих людей.Когда ребенок научится отделять себя от окружающего мира, он начинает строить отношения со своим внутренним Я и давать им свою оценку. При выстраивании отношений с внутренним Я происходит формирование индивидуальности и становление характера. Авторитет внешнего подражания вытесняется авторитетом внутреннего отождествления и проблема будет заключаться в правильном выборе субъекта отождествления. Ребенок до 8 лет предмет люди Ребенок после 9 лет внутреннее Я отношение к самому себе Развитие отношений субъект отождествления объект внешнего подражания оценка отношение затем отношение

поступок как проба поступок как проба поступок как проба поступок как проба Подросток после 12 субъект отождествления диалог сквозь призму критического анализа Развитие отношений Подросток «пробует на зуб» разнообразные действия, которые не всегда соотносятся с нормами морали и нравственности. Поступок подростка - это своеобразная «проба» востребованной ценности на предмет ее возможного принятия с последующей установкой на проявление ее в поведении. поступок как проба чем шире диапазон поступков, тем вероятность приемлемого выбора выше

Глоссарий к воспитанию Отношения – это субъективно-оценочный, эмоционально-окрашенный взгляд личности на действительность и представляет собой присвоенный опыт взаимоотношений с другими людьми Поступок – внутренний план действия в котором представлено сознательно выработанное намерение и имеется прогноз ожидаемого результата Поведение – система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий. Включает в себя инстинкты, навыки и разумные действия Привычка – это поведение, ставшая потребностью и она должна находиться в социально - приемлемых рамках Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов по их значимости, определяет общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению и поступкам (в дальнейшем просто ценности)

ребенок проявил интерес и стремление к этой ценности он осуществил намерение и желание воспроизвести эту ценность в своих действиях он дал себе установку на присвоение этой ценности он воспроизвел эту ценность по убеждению в правильности своего выбора мотивирует себя совершает действие начинает придерживаться вырабатывает Социально ценные мотивы интерес и стремление намерение и желание установка убеждение Социально ценные мотивы выстраиваются в иерархический ряд и это помогает выявить алгоритм отношений

Алгоритм отношений и формирования ценностей убеждение установка желание намерение стремление интерес (вызваны потребностью) Процесс воспитания сводится к эмоциональному и целенаправленному выстраиванию относительно устойчивых отношений посредством формирования определенных ценностей личностью. мотивация поступок поведение привычка интерес стремление к этой ценности установка сформировать эту ценность убеждение воспроизводить эту ценность намерение желание апробировать эту ценность Отношения как система мотиваций ценности

Критический анализ при НДВ Чтобы апробированная ценность оформилась в установку, она должна пройти этап критического анализа подростком необходимости или желательности этой ценности для него лично. Для этого он совершает ряд поступков и производит отбор среди них на основе своих критериев поведение подростка поступок как проба поступок как проба поступок как проба поступок как проба критический анализ необходимости или желательности поступка намерение установка

Вид отношения Проявление этого отношения 1 мотивация движет Я проявил интерес и стремление к этому личностному качеству 2 поступок совершаю Я осуществил намерение и желание в своих действиях 3 поведение придерживаюсь Я дал установку на присвоение этой ценности 4 привычка вырабатываю Я воспроизвел это действие по убеждению в правильности моего выбора Описание алгоритма отношений и присвоения ценностей В аффективной сфере нужно обратить внимание на то, что 6-10 летние учащиеся чаще всего проявляют интерес, стремления, намерения и желания, которые не всегда переходят в установки и убеждения. Знак Описание Мною движет мотив потребности и интереса к определенному ценностному качеству Я совершаю поступок, чтобы понять значение этой ценности для меня. Поступок выступает в виде своеобразной пробы Я придерживаюсь этого поведения, так как понял значимость этой ценности в моей жизни Я вырабатываю привычку, чтобы это качество личности воспроизводилось во мне автоматически. Она может проявляться в виде стереотипа поведения и внутреннего шаблона

4. Компоненты ценностных ориентаций можно разделить на 4 группы: высшие ценности – идеал, истина, свобода, красота, творчество. антропоцентрические ценности (заложены в самом человеке) – совесть, ответственность, вера, призвание. социометрические ценности (предъявляемые обществом) – долг, отечество, патриотизм, мотивационные ценности – намерения, желания, стремления, интерес, установки, убеждения. Ценностные ориентации в воспитании 1. М. Рокич Два класса ценностей: терминальные инструментальные цель средства здоровье, красота, любовь, познание, свобода аккуратность, воспитанность, независимость, 2. М. Титма Внутренняя структура ценностных ориентаций: эмоциональные, когнитивные, поведенческие. красота, любовь одухотворенность, познание, интерес, творчество толерантность, воспитанность, коммуникабельность 3. К.Э. Изард В спектр базовых эмоций включает следующие десять: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина 5. Э.В. Соколов Пять функций ценностных ориентаций: экспрессивная – передать ценности другим, достичь признания, успеха. адаптивная – удовлетворять свои потребности. защита личности – ценностные ориентации выступают как «фильтры». познавательная – поиск информации для поддержания целостности личности. координация и гармонизация психических процессов.

Генезис мотивации или социализация личности представление умение понятие навык мотивация поведение привычка поступок Процесс присвоения знаний Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность поступкам и поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом. Соподчинение мотивов приводит к тому, что разнообразные мотивы теряют равноправие и выстраиваются в систему мотиваций. Система мотиваций ведет к выстраиванию иерархии самих ценностей Процесс присвоения ценностей Потребность и интерес являются движущей силой, мотивом как в процессе познания, так и при выстраивании системы отношений между людьми потребность и интерес мотивация

Иерархия присвоенных ценностей честность, доброта, сопереживание, доверие ответственность, собранность, воля, трудолюбие понимание, долг. признание, сочувствие, добро, красота, истина, творчество Восхождение идет от полюса «натурального» поведения через усвоение ценностей все более высокого порядка к полюсу высших идеалов интерес, радость, удивление, горе, гнев, презрение, страх, стыд, вина Это восхождение возможно только в том случае, если ребенок обогатит весь набор личных качеств в виде инструментальных ценностей-средств на пути к высшим ценностям Высшие ценности-идеалы Инструментальные ценности Базовые эмоции «натурального» поведения, поведенческие реакции, невербальное общение Инструментальные ценности-средства Мотивом для выбора определенной ценности ребенком будет его потребность и интерес в ней на данный момент развития Эта пирамида была построена на основе критического пересмотра пирамиды потребностей А. Маслоу

Вид критерия Операция 1Поступок 2Поведение 3Достижение 4Неудача Оценка деятельности ученика в аффективной сфере

Физиологическая потребность, безопасность Привлечь внимание Потребность в любви Само утверждение Познавательная потребность Стремление к познанию Потребность в уважении Подражание и отношение Само акту ализация Само реализация по М. Турарбекову по А. Маслоу Сравнение пирамид потребностей равноценны Потребность в уважении будет востребована при самоутверждении, но вначале будет стремление к познанию

Генезис интереса и пирамида потребностей Потребность и интерес по А. Маслоу по М. Турарбекову Физиологическая потребность, безопасность Привлечь внимание Потребность в любви Самоутверждение Познавательная потребность Стремление к познанию Потребность в уважении и этические Подражание Самоактуализация Самореализация ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Адаптивная Диалоговая Учебная Игровая Предметная Интерес развивается за счёт смены потребностей, которая в свою очередь направляет ведущую деятельность ребёнка

3 года 6 лет 11 лет 15 лет возрастные кризисы ведущая деятельность Задача воспитания По мере взросления ребенка его траектория развития может сильно отклоняться от нормы. Это связано с тем, что индивидуальные черты характера могут противопоставляться логике оптимального пути развития, а степень внешнего воздействия будет неизменно уменьшаться. Задача воспитания сводится в таком случае к тому, чтобы минимизировать это отклонение. У ребенка все еще нет потребности в освоении учебной деятельности, она должным образом не организована (педагогическая запущенность) Подросток не может все еще определить свое истинное место в кругу сверстников, идет поиск себя в этом мире (уход в неформальную группировку) Юный человек разрывает эмоциональную пуповину между собой и родителями вопреки логике его развития, поддавшись внешним обстоятельствам (проблема отцов и детей) норма возможное отклонение

Механизм присвоения ценности на примере скорректированной аффективной модели Б. Блума Распро- странение Организация Усвоение Реагирование Восприятие Выборка в модели Б. Блума отсутствует знакомство с ценностью вычленение из всего многообразия ценностей на основании потребности и интереса сопоставление с другими ценностями апробирование этой ценности присваивает и воспроизводит в своей деятельности эту ценность значимость ее в иерархии собственных ценностей Аффективная модель Б. Блума была разработана в 1958 году и с тех пор критически не пересматривалась выбор оценивание действие Усваивать все, на что реагирует человек, невозможно определенной ценности этой ценности в своей деятельности на основе своего оценивания

гипотеза воспитательного процесса Наша гипотеза заключается в следующем: если для личности будут созданы условия, которые обуславливают развитие у него навыков выбора, оценивания и действия ценностного процесса, то это будет способствовать формированию ценностных ориентаций и личностных качеств соответственно возрастным особенностям личности Навыки выбора 1. Знакомство с ценностью 2. Сопоставление с другими ценностями 3. Вычленение ее из всего многообразия на основании потребности и интереса выражаются в мотивации Навыки оценивания 1. Апробирование этой ценности 2. Значимость ее в иерархии собственных ценностей выражаются в поступке Навыки действия 1. Формирование этой ценности в себе 2. Распространение этой ценности выражаются в поведении Диагностирование ценностного процесса имеет значение для определения действий воспитателя, учителя школы в формировании личностных качеств растущего человека. Как и любая деятельность, воспитательный процесс имеет свой набор навыков Ценностный процесс

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛАБЫЙСИЛЬНЫЙ НЕУРАВНОВЕШ.УРАВНОВЕШ. САНГВИНИК ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИК Эти психологические типы соотносятся с психологическими типами К. Юнга и Г. Айзенка

Не существует людей, которые полностью относились бы к какому-то одному из этих психологических типов. На самом деле все смешано в одном человеке в той или иной пропорции и можно говорить лишь о доминирующем типе. Racy Emocy Психологические типы по К. Юнгу лучше отражают Racy и Emocy в человеке

Люди делятся по Г. Айзенку на четыре типа 1.- стабильный интроверт - спокойный, уравновешенный,. надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый. 2.- невротический интроверт - легко поддающийся переменам настроения, тихий, рассудительный, писсемистичный, замкнутый, тревожный. 3.- стабильный экстраверт - лидер, веселый, беззаботный, общительный, покладистый, дружелюбный. 4.- невротический экстраверт - ранимый, беспокойный, агрессивный, непостоянный, оптимистичный, активный. Как видим, многие качества личности заложены в психологических типах личности и это следует учитывать школьным психологам и учителям. Однако это вовсе не означает, что все предопределено на нейрофизиологическом уровне. Процесс социализации личности может внести существенную корректировку в процесс становления типажа и даже его изменения.

ОТНОШЕНИЯ мотивация, вызванная его стремлением и интересом поведение ребенка, вызванное установкой привычка у ребенка еще не выработана поступок ребенка, вызванный намерением и желанием ведущий тип нервной системы у дошкольника он ярко выражен в его отношениях стабильный интроверт спокойный, контролируемый, миролюбивый, внимательный ф. невротический интроверт тихий, рассудительный, замкнутый, тревожный м. стабильный экстраверт веселый, общительный, покладистый, дружелюбный с. невротический экстраверт ранимый, агрессивный, непостоянный, активный х. Дошкольный возраст сопоставительный анализ ребенком ценностей, преподносимых взрослыми оценка взрослыми поступка и поведения ребенка, авторитет взрослого поощрение или порицание взрослыми поступка ребенка За основу взяты уровни нравственности Л. Кольберга

ОТНОШЕНИЯ Мотивация стать добрым и щедрым поведение ребенка, вызванное установкой взрослого Поступок помочь другому и поделиться ведущий тип нервной системы у дошкольника он ярко выражен в его отношениях стабильный интроверт миролюбивый, внимательный ф. невротический интроверт, замкнутый, тревожный м. стабильный экстраверт общительный, дружелюбный с. невротический экстраверт агрессивный, непостоянный, х. Дошкольный возраст сопоставительный анализ добрый-злой щедрый-жадный сильный-слабый красивый-урод оценка взрослыми поступка и поведения ребенка, авторитет взрослого поощрение или порицание взрослыми поступка ребенка За основу взяты уровни нравственности Л. Кольберга

одобрение или неодобрение поступка и поведения ребенка учителем отношения поведение ученика, вызванное установкой мотивация, вызванная его стремлением и интересом привычка ученика как автоматическо е воспроизведен ие поведения поступок ученика, вызванный намерением и желанием стабильный интроверт невротический интроверт стабильный экстраверт невротический экстраверт сравнительный анализ учеником ценностей, формируемых учителем навык ученика, вырабатываемый поступками и поведением Начальная школа ведущий тип нервной системы он все еще доминирует в отношениях оценка учителем поступка и поведения ребенка, авторитет учителя За основу взяты уровни нравственности Л. Кольберга

одобрение или неодобрение поступка и поведения ребенка учителем отношения поведение ученика, вызванное установкой Мотивация стать добрее быть щедрее привычка ученика как автоматическо е воспроизведен ие поведения поступок ученика, вызванный намерением и желанием стабильный интроверт невротический интроверт стабильный экстраверт невротический экстраверт сравнительный анализ насколько добрый насколько щедрый насколько сильный насколько красивый навык ученика, вырабатываемый поступками и поведением Начальная школа ведущий тип нервной системы он все еще доминирует в отношениях оценка учителем поступка и поведения ребенка, авторитет учителя За основу взяты уровни нравственности Л. Кольберга

Ожидаемые результаты по НДВ начальной школы 1. Большинство учащихся (более 70%) должны выработать навык сравнения и его анализа. 2. Все базовые эмоции – интерес, радость, удивление, горе, гнев, презрение, страх, стыд и вина должны проявляться вербально и эмоционально. 3. Дети в этом возрасте должны обладать такими качествами как: честность, доверие, самостоятельность, сопереживание, трудолюбие, воля, собранность 4. Должно быть минимальное количество лидеров и не должно быть изолированных детей.

Анкета по определению статуса ребенка статус поступок описание статусов 1 Лидер Лидер - член группы с наивысшим статусом, за которым признается право принимать решения 2 Предпочитаемый Предпочитаемый - член группы с высоким статусом к мнению которого чаще всего прислушиваются дети 3 Принимаемый Принимаемый – член группы с невысоким статусом, который ничем особенным не выделяется 4 Изолированный Изолированный – член группы с низким статусом, который часто отвергается детьми на эмоциональном уровне Этот ребенок по статусу «предпочитаемый» и задача заключается в том, чтобы в классе было минимальное количество изолированных детей

Индивидуальный измеритель НДВ для учащихся начальной школы Критерии Не ориенти- руется Ориенти- руется с трудом Ориенти- руется полно ценно Описание этапов Этапы проведе- ния срезов 1 Первичное знакомство Имеет элементарное представление текущий 2 Сравнение Находит и проявляет интерес к ценности в сравнении рубежный 3 Высказывание Анализирует сравнения заключи- тельный Эта анкета заполняется учителем или психологом в течение полугода на каждого ребенка Пример анализа заполненной анкеты. Это означает, что у ребенка еще не выработан навык сравнения и его анализа, но он уже ориентируется в этих критериях

Сравнительный анализ 1 и 2 классов по данным диагностического рассказа «Жадный поросенок» 1 класс 2 класс 99% 100% 83% 89% 78% 94% 1% 13% 4% 18% 8% 3% 6% знакомство сопоставление высказывание 1 – не ориентируется; 2 – ориентируется с трудом; 3 – ориентируется полноценно

Анализ на определение правильного поступка в ситуации морального выбора в среде сверстников 1А 1Б 1В 1Г 1Д 6% 61% 28% 33% 32% 24% 5% 71% 24% 29% 43% 10%14% 71% Моральный выбор учащимися первого класса делается самостоятельно исходя из превалирую- щего у них в данный период чувства и опыта. Как оказалось, учащиеся обычно проявляют Доброту (71% в 1Д),Вежливость (71% в 1В) или Сопереживают (33% в 1Б). Это очень важный вывод, так как позволяет через эти проявленные чувства косвенно указывать на тип влияния внешнего авторитета. Зачастую именно от оценки учителя той или иной ситуации и типа его поведения зависит выбор предпочитаемой ценности учащимися начальной школы. Сопереживают – авторитарный тип (холеричный) Вежливость – педантичный тип (флегматичный) Доброта – открытый тип (сангвиничный) - сопереживают- вежливые - добрые

отношения стабильный интроверт невротический интроверт стабильный экстраверт невротический экстраверт Основная школа начинает осознанно влиять на свои качества личности критический анализ учеником обоснования наставника и своего видения ведущий тип нервной системы оценка наставником поступка, поведения и привычки ученика, авторитет наставника логическое обоснование наставником желательного поступка и поведения ученика через разъяснение его выбора, оценки и действия мотивация, вызванная его стремлением и интересом поступок ученика, вызванный намерением и желанием поведение ученика, вызванное установкой привычка ученика как автоматическо е воспроизведен ие поведения навык ученика, вырабатываемый поступками и поведением «зеркальное отражение» себя в других для самоопределения

отношения Основная школа начинает осознанно влиять на свои качества личности навыки выбора оценка и действия ведущий тип нервной системы авторитет наставника в идеале это субъект отождествления логическое обоснование наставником желательного поступка и поведения ученика через разъяснение его выбора, оценки и действия мотивация, вызванная его стремлением и интересом поступок ученика, как своеобразная проба поведение ученика, вызванное установкой привычка ученика как автоматическо е воспроизведен ие поведения навык ученика, вырабатываемый поступками и поведением «зеркальное отражение» себя в других для самоопределения

Индивидуальный измеритель НДВ для учащихся основной школы Критерии Не ориенти- руется Ориенти- руется с трудом Ориенти- руется полноценно Описание этапов Этапы проведе- ния срезов 1 Первичное знакомство Имеет элементарное представление текущий 2 Критический анализ Ищет сильные и слабые стороны выбранной ценности рубежный 3 Оценка Дает свою оценку заключи- тельный

отношения понимание и принятие моральных норм учеником как равноправной личностью поведение ученика, вызванное установкой воспроизвести эти моральные нормы мотивация, вызванная пониманием и принятием моральных норм привычка ученика всегда соблюдать эти моральные нормы поступок ученика, вызванный намерением и желанием соблюсти моральные нормы навык ученика, вырабатываемый соблюдением моральных норм Средняя школа оценка поступка, поведения и привычки ученика, авторитет мастера разъяснение и обсуждение с учеником моральных норм общества на основе его выбора, оценки и действия формирование в себе таких качеств, которые присущи социально зрелой личности минимизация влияния нежелательных качеств личности, заложенных на нейрофизиологическом уровне через

мотивация поступокповедение ВЫЯВЛЕНИЕ 1) знакомство с этой ценностью; 2)сопоставление с другими ценностями; 3) вычленение ее из всего многообразия на основании потребности и интереса ОЦЕНКА 1 ) апробирование этой ценности; 2) значимость ее в иерархии собственных ценностей ДЕЙСТВИЕ присвоение и распространение этой ценности Взаимосвязь между алгоритмом отношений и аффективной моделью наглядно видна на этой схеме. Выявление этой внутренней взаимосвязи позволяет нам выстроить логику составления разноуровневых заданий диагностики. Таким образом, опосредованно, мы имеем возможность исследовать такие виды отношений как: мотивация, поступок и поведение. Разноуровневые задания для диагностики воспитательного процесса учащихся

Что дает нам анкетирование? Данные анкет помогут выявить нам определенные предпосылки присвоения ценностей. Их проявление в виде поступков, поведения и привычки в действительности может быть отложенным на неопределенный срок. Они не поддаются произвольной регуляции, так как невозможно смоделировать в учебном процессе все разнообразие жизненных ситуаций. С другой стороны, именно всесторонняя ориентация ученика в предметной части ценностных качеств, навыки выявления, оценки и действия и являются предпосылкой для полноценного присвоения этих ценностей Наиболее объективные показатели при диагностике НДВ дают такие методы как наблюдение и собеседование, однако эти методы требуют больших затрат времени. Условия мониторинга не всегда позволяют это, так как он охватывает большой массив данных диагностики, который необходимо обработать в сжатые сроки. Охватить большой массив данных и обработать в сжатые сроки может анкетирование. Анкеты составляются из разноуровневых заданий для получения более объективной картины диагностики НДВ. Задания должны составляться на основе трех критериев: эмоционального, поведенческого и интеллектуального.

Матрица разнообразия и развития ценностных ориентаций Проявления Вед. тип ценностных ориентаций Степень активности Самостоятельность Саморефлексия Адекватность самооценки Убежденияобъективность через самооценку Желания Установки самовыражение через соотнесение идеального Я к реальному Я Намеренияавтономность через вербализацию Стремления Интересы включенность через подражание Степень проявления представленных ценностей можно определить по следующим критериям: включенность, автономность, самовыражение, объективность оценки и они могут стать конкретными критериями при подготовке и разработке анкет и тестов практическими психологами школы.

Специфика мониторинга НДВ Мониторинг в системе нравственно-духовного воспитания (НДВ) имеет свою специфику. Она заключается в том, что причинно-следственные связи в системе НДВ не такие жесткие, как в когнитивной (знаниевой) сфере. Именно по этой причине до сих пор в аффективной (эмоциональной) сфере система мониторинга до конца не разработана. Нами была выстроена концептуально система мониторинга НДВ и на этой основе составлены разноуровневые задания для школы в виде анкет. Цель мониторинга: разработка конкретных критериев и диагностических индикаторов, способствующих выявлению уровня нравственной воспитанности учащихся. Задачи мониторинга: 1. Разработать критерии и показатели уровня нравственной воспитанности учащихся. 2. Определить уровни нравственной воспитанности учащихся в вербальном и реальном поведении. 3. Установить зависимость нравственной воспитанности от характера отношений «педагог – дети».

Система мониторинга нравственно-духовного воспитания Последовательность действий при построении системы мониторинга Содержание системы всестороннего мониторинга 1Постановка глобальных целей воспитания Воспитание творческого человека 2Определение содержания воспитания на основе программных документов Государственный общеобязательный стандарт по духовно-нравственному воспитанию 3Выбор таксономий целей 1. Аффективная таксономия Б. Блума 2. Пирамида потребностей А. Маслоу 3. Матрица развития М. Турарбекова 4. Уровни нравственности Л. Кольберга 4Разработка системы однозначно диагностируемых целей Алгоритм выстраивания отношений и возрастные уровни нравственности 5Выбор параметров состояния Описание алгоритма отношений и особенности уровней нравственности Мониторинг рассматривается как система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления. Он позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз развития.

Пояснение к таблице мониторинга НДВ 1. Аффективная таксономия Б. Блума позволила нам подойти к решению проблемы анализа рассказа – истории и поделить его на три этапа: представление, анализ, рассуждение. 2. Пирамида потребностей А. Маслоу в видоизмененном нами варианте помогла выстроить последовательность принятия ценностей детьми в зависимости от их возраста (см. таблицу «Взаимосвязь между ведущей деятельностью и ценностями»). 3. Матрица развития прояснила вопрос применения определенного вида анализа для построения сюжета рассказа: сопоставление, сравнение, критический анализ, оценка. 4. Уровни нравственности Л. Кольберга могут указать на специфику выстраивания отношений между детьми и взрослыми в разные периоды развития ребенка. Диагностирование ценностных ориентаций у учащихся имеет значение для определения стратегии действий воспитателя, учителя школы в формировании их личностных качеств.

Критерии и индикаторы нравственной воспитанности Воспитание необходимо изучать по трем критериям: 1. интеллектуальный. Ее мы выявляем через моральные представления о ценности самим ребенком. 2. поведенческий. Выявляется через предполагаемое поведение ребенка в ситуации морального выбора. 3. эмоциональный. Проявляется через эмоциональное отношение и настрой ребенка Диагностические признаки - индикаторы процесса воспитания I. Представления. Определялся уровень представлений о ценностях у учащихся.(интеллектуальная) II. Умение рассуждать и делать свои выводы. Мы проверяли это умение, опираясь на положения матрицы развития ребенка (интеллектуальная). III. Проявлять свое личное отношение в ситуации морального выбора. Выбор делается учащимся самостоятельно, исходя из превалирующего у него в данный период чувства и опыта.(поведенческая) IV. Применение контент - анализа с привлечением проективной методики. Это позволило нам выяснить наиболее предпочитаемые ценности по классам самими учащимися. (эмоциональная)

Ведущая деятель- ность Особенности развития ребенка в этот период Цель воспитания Задачи воспитания Этапы воспитания Методические приемы Критерии эффективности Учебная 7 – 11 лет К этому времени ребенок вырабатывает произвольное внимание и поведение. Он учится отделять себя от окружающего мира и на этой основе выстраивать произвольное поведение и обдуманные решения. Предметная память замещается образной и это дает ему возможность по своему обыгрывать возникающие вокруг него интересные ситуации. Значение слова становится значимо не только для развития мышления, но и для выстраивания отношений с окружающими его людьми. Развитие речи для выстраивания отношений, а также познавательной сферы у младших школьников Развитие навыков произвольного поведения Обучение детей выражать свою мысль Развивать восприятие, наблюдательность и воображение Развитие крупной и мелкой моторики через подключение положительных эмоций Развитие восприятия, крупной и мелкой моторики Дальнейшее развитие наглядного мышления на конкретных учебных и внеучебных отношениях Развитие логического мышления через эмоциональную мотивацию взрослого (родители, педагог, психолог) Индивидуальная работа, а затем в группах и парах Релаксационные упражнения в виде интересных считалок или скороговорок Тесты на выявление тревожности и на мотивацию посредством выявления уровня притязаний и потребности в достижениях цели в деятельности Наблюдения и беседы Способность детей к обучению в школе Эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям Словесно излагать свои переживания По всем трем показателям уровень не ниже 70% от общего количества учащихся. АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ндв

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО НДВ Ведущая деятель- ность Особенности развития ребенка в этот период Цель воспитания Задачи воспитания Этапы воспитания Методические приемы Критерии эффективности Адаптивная (16-18 лет) Этот период развития ребенка характеризуется тем, что эмоциональная пуповина между ним и матерью должна быть порвана. Однако это происходит, а иногда и нет, в разное время и по разным причинам. Заметно проявляется его индивидуальность через отношения к другим. Он ощущает себя личностью. Обогащение и индивидуализация эмоциональной сферы старшеклассников Сформировать стремление к таким ценностям как красота, добро, истина, творчество Раскрыть значение красоты как гармонии между внутренним и внешним содержанием Раскрыть и сформировать представление о добре и истине как основополагающих ценностях всего человечества Общечеловеческие ценности способствуют самовыражению своей личности Выявление и поиск красоты как гармонии между внешним и внутренним Творчество есть высшее проявление собственной деятельности Уяснить для себя значение добра как антитезу злу и насилию Упражнение «Шесть шляп», морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ, методика М. Рокича «Ценностные ориентации» Разыгрывание различных жизненных ситуаций через арт- терапевтические тренинги Тесты на выявление степени самооценки Наблюдения и собеседования Самооценка учащимися Степень объективности оценок старшеклассниками к предъявляемым заданиям По этим двум критериям не ниже 70% уровня проявления этих характеристик. Диалоговая 12 – 15 лет Эмоционально неустойчивый период, так как впервые начинает сталкиваться с жизненными реалиями и подросток пытается решать их самостоятельно. Отсутствие опыта выстраивания отношений со всеми участниками этого процесса маскируется за чрезмерной самоуверенностью, либо наоборот, излишней скромностью. Взрослые должны учитывать, что самолюбие подростка в этот период чрезвычайно ранимо и для них важнее не то, что говорится, а то, что делается. Развитие критического мышления и самоконтроля Стремление понимать друг друга Конструктивное отношение к критике Навыки принятия самостоятельных решений Необходимость знания законов и моральных норм Выработка оптимального поведения при стрессах Умение идти на компромисс Знание о многообразии человеческих индивидуальностей Умение извлекать пользу из критики Умение принять коллективное решение Отрицательные суждения и их последствия Стратегия борьбы со стрессом Понимать и принимать разных людей Упражнения: Презентация индивидуальности», «Сколько меня», «Кто я», методика «Сравнение понятий проективные методики BUBBLES. Письменная рефлексия на происходящие события и процессы в виде эссе. Арт- терапевтические тренинги на выход из стресса, критику, на отрицательные суждения об окружающих людях, принятия компромиссных решений. Тесты на коммуникацию Наблюдения и собеседования Выполнение учащимися диагностических заданий не ниже 70% уровня по всем параметрам Умение выражать свои чувства и переживания в письменной форме. Этой формой выражения должны обладать все учащиеся и она может оформляться в виде посланий психологу, педагогу или какому-либо значимому лицу.

Место эмоций в нашей жизни Эмоции – это своего рода сигнал о том, чтобы мы дали мгновенную оценку чему-то в окружающем нас мире, позитивную или негативную. Эмоции дают нам также возможность выявить ценность того или иного объекта или явления и выполняют функции связи между действительностью и нашими потребностями. Специалисты с достаточно высоким уровнем ума IQ различаются между собой способностью эффективно маневрировать в различных социальных ситуациях, считывать эмоциональные оттенки поведения коллег, клиентов и начальства и не сдаваться перед лицом эмоциональных неудач, т.е. они различаются своим эмоциональным умом EQ. В то время как IQ обеспечивает своеобразный пол достижений людей, эмоциональный ум EQ в каком-то смысле определяет потолок – то, насколько высоко они могут подняться по сравнению с другими людьми в пределах одних и тех же когнитивных и технических навыков. Таким образом, эмоции не только не мешают нашему интеллекту, а в определенном смысле помогают ему понять и оценить этот мир

Что такое EQ? Распознавание эмоций (что это?) Дает возможность разобраться, что нам нравится, а что не нравится Понимание эмоций (почему?) Причины, их вызывающие и последствия их проявления Регулирование эмоций (как?) Способность управлять своими и чужими эмоциями (манипуляция) Использование эмоций (зачем?) Регулировать эмоции соответствующим образом (толерантность) Эмоциональный ум (EQ) – способность отслеживать собственные чувства и эмоции, а также чувства и эмоции других людей, проводить различия между ними и использовать их для выработки собственных мыслей и действий Как и интеллект, эмоциональный ум имеет свой набор навыков Навыки эмоционального ума Эмоциональный ум помогает нам разобраться в самом себе и обустроить свой внутренний мир в гармонии с окружающим миром

Распознавание эмоций Опишите вашу первую реакцию при виде этой картины

Чувства и эмоции Чувства – это относительно устойчивые переживания и могут проявляться в настроении. Они являются источником самопознания. Язык чувств в отличие от языка эмоций вербален и эмоционально окрашен. эмоциичувства Возникли в процессе эволюции раньше Возникли позже Присущи животным и человеку Присущи только человеку Привязаны к ситуациям и состояниям Привязаны к объектам Ситуативны и кратковременны Устойчивы и длительны Эмоции смешиваются Чувства не смешиваются Одна и та же эмоция проявляется в разных чувствах Одно и то же чувство проявляется в разных эмоциях

Распро- странение Организация Усвоение Реагирование Восприятие Выборка в модели Б. Блума отсутствует знакомство с этой ценностью вычленение ее из всего многообразия на основании потребности и интереса сопоставление с другими ценностями апробирование этой ценности воспроизводит в своей деятельности эту ценность присвоение этой ценности значимость ее в иерархии собственных ценностей выявление оценка действие Естественно- научный цикл Гуманитарный цикл Предмет по духовно- нравственному воспитанию Связь процесса воспитания с процессом обучения

Специфика раскрытия ценностных ориентаций в естественно-научном цикле выявляются через влияние, значимость, оценку. 1 акцентируются смысл и значение для человека фактов и явлений окружающего мира, изложенных в предметах естественно - научного цикла. ценностные ориентации в учебном процессе естественнонаучного цикла Познание мира Физика. Химия. География. Биология.

выявляются через знакомство, анализ, оценку. 2 в учебном процессе гуманитарного цикла отождествляются сравнение или вхождение в образ встречаемый в литературе и истории ценностные ориентации Сказки Басни Проза и поэзия Документальные источники Специфика раскрытия ценностных ориентаций в гуманитарном цикле

выявляются через знание, поступок, принятие, оценку. 3 Учебного процесса в духовно-нравственном воспитании становятся ведущей пед. задачей Целенаправленное создание мотива поведения Условия: 1. знакомство 2. ситуация морального выбора; 3. смена социальных ролей; 4. соблюдение на практике морально-этических норм. ценностные ориентации самооценка идеальное Я – реальное Я вербализация подражание Специфика раскрытия ценностных ориентаций в духовно-нравственном воспитании социализация

Модифицированный тест Люшера для занятий по эмоциональной восприимчивости основные цвета дополнительные цвета Влечение к удовлетворению и устойчивой привязанности Стремление смотреть вперед и надеяться Стремление активно действовать и добиваться успеха Стремление к самоутверждению Дополнительные цвета символизируют негативные тенденции – тревожность, стресс, переживание страха, огорчение. Значение этих цветов в большей степени определяется их расположением, распределением по позициям При отсутствии личностного конфликта основные цвета должны занимать преимущественно первые 5 позиций Печаль, грусть Недовольство, зло Страх, беспокойство безнадежность

Эмоциональные переживания (дети 6-7 лет) Цель: переживание эмоционального состояния Задачи: переживания и расширение словаря эмоций М у з ы к а Грозная Пугающая Нежная Обиженная Бойкая Стремитель-ная Беспокойная ПлавнаяПлачущая Смешная Темная ТаинственнаяЯсная ЖалобнаяЗадорная Недовольная Насторожен-ная Приветли-вая Тоскливая Игривая Острая Грубая Мягкая Хмурая Солнечная Сердитая Тревожная Добрая Печальная Радостная Злая Страшная СпокойнаяГрустная Веселая

Матрица развития человека мифологическое (творческое) научное и эстетическое ( критическое ) ремесленное ( по алгоритму ) примитивное ( бессистемное ) гармоничное (совершенство) физ. разв. (выживание) социальное ( профессиональное ) выразительное ( индивидуальное) исследовательский ( познание) самоутверждения (обособление) стадный (идентификация) самосохр. и ориент. (ориентация) догматик ( безальтернативный ) обыватель ( стереотипный ) ученый и художник ( импровизация ) талант (неизведанное) инстинкты тело сознаниеинтеллект ребенок как пример нахождения взаимосвязей