Презентацию подготовила Штучкина Нина Григорьевна зав. библиотекой МБОУ « СОШ 2» г. Верещагино
Учащиеся школы 1 собрали 35 килограммов лома цветных металлов и 500 килограммов сфагнума. Школьники нашего района отправили в действующую армию 1955 посылок и 5796 тёплых вещей. На постройку самолёта «Юный патриот» пионеры и школьники города собрали рублей.
За первые шесть месяцев войны Верещагинцы перечислили в фонд обороны рубля, на создание бронетанковой колоны более 9050 рублей. 420 тысяч рублей было собрано на постройку авиаэскадрильи « Верещагинский колхозник » и 120 тысяч на строительство танков.
Одной из страниц биографии поселка Верещагино, стал эвакогоспиталь В июне 1941 года был получен приказ Облздравотдела о развертывании госпиталя в поселке Верещагино на базе здания районной больницы. Госпиталь занял три отделения больницы и здание школы 1. Уже 8 сентября 1941 года госпиталь принял первую партию раненых в количестве 150 человек.
Плешкова Екатерина Гавриловна. Капитан медицинской службы. Начальник эвакогоспиталя 2567.
Аликина Наталья Васильевна Родилась 27 августа 1920 года на ст. Верещагино. Закончила Верещагинскую средней школы 1 и поступила на геолого-географический факультет Пермского госуниверситета. В 1941 году вернулась в п. Верещагино, поступила на курсы медицинских сестер и с отличием их окончила. Всю войну работала в эвакогоспитале Н. В. Аликина заслужила всеобщую любовь и уважение фронтовиков и командования госпиталя. В январе 1946 года Наталья Васильевна поступила на работу в Верещагинскую районную больницу сестрой физиотерапевтического отделения, где проработала фактически до конца своих дней. В совершенстве, владея сложной аппаратурой, максимально её использовала, принимая в день по больных. Н.В. Аликина постоянно занималась общественной работой. За профессиональную и общественную деятельность Наталья Васильевна Аликина получила шесть медалей, неоднократно награждалась почетными грамотами, знаками победителя соцсоревнования (1973, 1975, 1977 гг.). Звание «Почетный гражданин города Верещагино» присвоено решением Земского Собрания Верещагинского района 23 октября 1997 г. за многолетнюю добросовестную работу в органах здравоохранения и активное участие в общественной жизни города. Умерла 27 июня 2002 года в г. Верещагино.
С первых дней войны началась перестройка работы транспорта, железная дорога была переведена на военный режим работы. Новый график движения предусматривал первоочередной пропуск поездов с войсками и военными грузами. Резко возрастал объем перевозок. На фронт шли военные эшелоны с техникой, с эвакуированными предприятиями и людьми. Нехватка кадров и тяжелая обстановка на путях принуждали к тому, что железнодорожники не имели права сутками уходить с работы. На железной дороге в основном работали женщины, так как мужчины ушли на фронт. На Пермской дороге за первые восемь месяцев с начала войны на работу принято 1450 домохозяев. На железной дороге трудились и женщины Верещагино, и эвакуированные из Ленинграда. Они заменяли машинистов, помощников, кочегаров.
Бирюкова Клавдия Яковлевна. Она была машинистом паровоза, вместе с ней ездили еще две женщины – кочегары. Бирюкова рассказывает о том, что иногда приходилось ходить в рейсы через сутки, домой приходили специальные люди, вызывающие на работу. Оборина Капитолина, Бубенцова Валентина, Беляева Агафья, Филимонова Клавдия, Самусенко Татьяна – взвалив на свои плечи тяжелую и напряженную мужскую работу, они старательно и ответственно выполняли её всю войну. Бизяев Дмитрий Терентьевич - машинист паровозного депо. Во время войны на Южно – Уральской железной дороге водил военные эшелоны и бронепоезда. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина.
Каменских Николай Михайлович, машинист паровоза. З 0 лет водил поезда. Результаты всегда хорошие. Добивались большой экономии топлива и смазочных материалов. Водили Тяжеловесные и скоростные поезда. В соцсоревновании всегда занимали призовые места. Несколько раз присваивалось звание « Лучший паровоз по сети железных дорог ». Когда водили скоростные поезда, то скорость увеличили с 340 км в час на км в час. Мой старший брат Алексей Михайлович получил орден Ленина. А я получил государственную премию. Каменских Алексей Михайлович :« До войны на паровозе посменно ездили в три бригады, потом стали работать в две, а бывало - и по одной. Приедешь из поездки, а напарника нет, подмены нет. Поставишь паровоз в тупик, сам уйдешь на короткий отдых. А потом снова в поездку, и болеть нельзя, потому что подмены никакой нет. Ощущалась нехватка топлива, запасных частей и инструмента для ремонта ».
Николай Петрович Прозоров в годы войны был далеко от тыла. В составе ой стрелковой дивизии, сформированной в Пермской области, он принимал участие в боях под Москвой. Однако в 1943 году вернулся на службу в депо. По местам работы были откомандированы войны с особо необходимыми в тылу профессиями – шахтер и машинист паровоза. Все работники железнодорожного транспорта на период войны считались мобилизованными. Ответственность устанавливалась наравне с военнослужащими Красной Армии.
Список используемых источников Из архива местного музея. Из воспоминаний родственников. Фото из семейного архива.