Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 523 г. Москва Гордеева О.Н.
Владимир Карпович Железников Родился 26 октября 1925 года в семье пограничника. В 1957 году окончил Литературный институт имени М.Горького. Известность получил как детский писатель и кинодраматург.
Книги Владимира Железникова издавались и многократно переиздавались не только в нашей стране, но по всему миру: в Японии, США, Дании, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Чехии и во многих других странах. Произведения писателя, ставшего классиком отечественной детской литературы, входят даже в школьную программу. Автор широко известных повестей "Каждый мечтает о собаке" (1966), "Чудак из `5-Б`" и "Чучело" (1981). Как кинодраматург дебютировал в 1970 году как сценарист фильма "Серебряные трубы". В качестве автора и соавтора сценариев Владимир Железников принимал участие в создании таких фильмов, как "Нежданный гость" (1972), "Чудак из `5-Б`" (1972), "Старомодная комедия" (1978), "Маленькая принцесса", "Чучело" (1983), "Безумная Лори" (1991),"Русский бунт" (1999),Игра в мотыльки(2003)
Повесть "Чучело была написана В.К.Железниковым в 1981 году на основе случая со своей внучкой, которая точно так же, как Лена Бессольцева, взяла на себя чужую вину и весь класс разом объявил ей бойкот. "Чучелом" прозвали одноклассники Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер. Много "чучел" живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.
Николай Николаевич Бессольцев «Он вечно бродил по городку один, в неизменной кепке, которую носил, низко надвинув на лоб, в потертом пальто с большими аккуратными заплатками на локтях. За это дети его дразнили Заплаточником.»
Лена Бессольцева «Она была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика».
Миронова – Железная кнопка Дима Сомов Шмакова Васильев Лохматый
Ты что, ненормальная?! Тетя Клава бросилась к Ленке. Остановись!.. Ленка бегала по парикмахерской, увиливая от тети Клавы, шмыгая между кресел, кромсала свои волосы и кричала:
Что же ты наделала? Тетя Клава прижала Ленку к себе и укачивала как маленькую. Лопушок ты несчастный… А рыженький мой был раньше добрым. Садись, милая, я тебя остригу, как хочешь остригу. Ленка села в кресло, и тетя Клава накрыла ее простыней. Ленка села в кресло, и тетя Клава накрыла ее простыней.(гл.13) А я чу-че-ло!.. А я чу-че-ло!.. Наконец тетя Клава поймала Ленку, хотя было уже поздно: та успела выстричь несколько прядей волос.
«Маргарита Ивановна вдруг поняла, что произошла чудовищная история, что Лена Бессольцева рассчитывала на ее помощь. А она все-все забыла. Это открытие настолько ее потрясло, что она на какое-то время совершенно забыла о ребятах, которые кричали и шумели по поводу Димки Сомова. Собственное ничтожество вот что занимало ее воображение…»(гл.14)
"Сжечь ее на костре!" - закричал Рыжий. "Хватайте ее! - приказала Железная Кнопка. - И тащите в сад! - Она размахивала моим платьем. - Ждите нас там. Мы скоро!" Мальчишки набросились на меня. "За ноги ее! - орал Валька. - За ноги!.." Они повалили меня и схватили за ноги и за руки. Я лягалась и дрыгалась изо всех сил, но они меня скрутили и вытащили в сад. Железная Кнопка и Шмакова выволокли чучело, укрепленное на длинной палке. Следом за ними вышел Димка и стал в стороне.
Чучело было в моем платье, с моими глазами, с моим ртом до ушей. Ноги сделаны из чулок, набитых соломой, вместо волос торчала пакля и какие-то перышки. На шее у меня, то есть у чучела, болталась дощечка со словами: "ЧУЧЕЛО - ПРЕДАТЕЛЬ". Ленка замолчала и как-то вся угасла.
«Димка упал на колени и так низко опустил голову, что у него торчали одни плечи, а головы совсем не было видно. Получился какой-то безголовый поджигатель. Он чиркнул спичкой, и пламя огня выросло над его плечами. Потом вскочил и торопливо отбежал в сторону.» «Они подтащили меня вплотную к огню. Я, не отрываясь, смотрела на пламя костра. Дедушка! Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как он жжет, печет и кусает, хотя до меня доходили только волны его тепла.» «Когда они меня выпустили, я бросилась к костру и стала расшвыривать его ногами, хватала горящие сучья руками мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Мне почему-то этого страшно не хотелось!»(гл.11)
«Дом Бессольцевых давно стоял в городке. Может быть, более ста лет… Впервые дом оглох и ослеп… Николай Николаевич ни с кем не заговорил не потому, что был так нелюдим, просто каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с домом, который был для него не просто дом, а его жизнь и колыбель. По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим теплым воздухом печей, горячим хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами. И еще когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, то всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сестры, …бесчисленные дяди и тети, а еще и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах».
«Трудно объяснить, почему так происходило, но, будучи в самых сложных переделках, в предсмертной агонии, на тяжкой кровавой работе войны, он, вспоминая дом, думал не только о своих родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых он никогда не знал.» «Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал… Множество людей вошли в комнату и окружили кольцом Николая Николаевича.» «Дом ему скажет за это спасибо, подумал Николай Николаевич, и он скажет спасибо дому.» И между прочим, люди привыкли к тому, что дом Бессольцевых светился ночью и стал в городке своеобразным маяком, ориентиром для запоздалых путников, издалека возвращавшихся в темноте домой. Ночью дом был как свеча в непроглядной мгле». (гл.2)
«Через час старый дом Бессольцевых содрогался от сильного и тревожного стука, будто какой-то великан бил по нему огромной кувалдой.»(гл.14) «Ребята! Я только что узнала, что всем нам хорошо известный Николай Николаевич Бессольцев, дедушка Лены, подарил городу свой дом и коллекцию картин, которую собирали многие поколения Бессольцевых и которая принадлежит кисти их предка, художника, жившего в девятнадцатом веке!.. Теперь у нас тоже будет городской музей!»(гл.14)
Письмо Кристины Орбакайте «Во время детства «Чучело» читали все. Но у меня особое отношение к повести, я ее не просто прочитала – мне посчастливилось исполнить роль главной героини Ленки Бессольцевой. Это было нелегким, но замечательным испытанием и сыграло заметную роль в моей судьбе. Мне нравилась моя героиня. Ее способность к самопожертвованию и прощению, ее стремление к правде, ее прекрасная смелость в любви (а ведь ей было всего 11 лет). Пришлось вместе с ней пережить ее драму одиночества и жесткое непонимание сверстников.
Прошло 14 лет. Я стала взрослой. У меня растет сын. Кажется, за эти годы многое должно было измениться к лучшему. Но я с тревогой всматриваюсь в жизнь и вижу, что некоторые самые отвратительные человеческие проявления не только не исчезли, а продолжают приносить людям боль, обиду и оскорбления. Это горько сознавать. Читайте «Чучело», смотрите вокруг себя и самих себя. Попробуйте быть добрее, отзывчивее и милосердней, как Лена Бессольцева, - и никогда не становитесь на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.» Орбакайте К. Милосердствуйте ( К. Орбакайте. Школьная роман – газета, – С. 2.)
Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка» Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забыли про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость, так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия.
Чужая радость, так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье А если так, то, что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Милосердие – готовность помочь кому-либо из чувства сострадания, человеколюбия; снисхождение, помощь кому-либо, вызванные такими чувствами. (по Ефремовой) Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия (по Ожегову) Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность т. п. (Энциклопедический словарь)
Порядочность, -и, ж. 1. см. порядочный. 2. честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам. человек высокой порядочности.(По Ожегову) Доброта, -ы, ж. 1. см. добрый. 2. отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (По Ожегову) Благородство- высокая нравственность, самоотверженность и честность.( По Ожегову) Меркантильный-излишне расчетливый, торгашеский.( По Ожегову) Унижение: оскорбление, унижающее достоинство Подвергать унижениям.( По Ожнгову)
Тщеславие - Неоправданное высокомерие, кичливость,желание быть предметом почитания(По Ожегову) Эгоист- человек отличающийся эгоизмом, себялюбием.(По Ефремовой)
Вот несколько из нравственных правил произведений Железнякова: «В борьбе всегда надо принимать сторону слабого, если ты не уверен, кто прав. И это будет наименьшим злом» «Стыдно - это хорошо, это знаешь ли благородно, это значит, что такого больше не сотворишь» «Обдумай все возможные пути к цели, но выбирай самый бесхитростный» «В закоулках легко заблудиться»
Домашнее задание: 1)Найти средства художественной выразительности и заполнить таблицу(по 2-ой главе). 2)2) Написать сочинение «Как я понимаю: что есть истинная красота?». Желаю удачи!
1.В.К.Железников «Чучело» АСТ, Астрель, Харвест, Внеклассное чтение 2. Портрет В.Железникова 3.Интернет-ресурсы: а) html б) в) г) д)