… Исторические темы, им выбираемые, были часто лишь «ярлыком, «названием» его картин, а подлинное содержание их было то, что видел, пережил, чем поражен.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация урока для интерактивной доски по изобразительному искусству (ИЗО, 7 класс) на тему: Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова.
Advertisements

Урок рисования в 7 классе Черткова Валентина Ивановна - учитель рисования МБОУ Большесудаченской СОШ Руднянского муниципального района Волгоградской области.
Исторические темы в творчестве В.И.Сурикова Учитель изобразительного искусства МАОУ «Лицей 9» г. Новосибирска Михайлюк Елена Владимировна.
Великие темы жзни. Исторические темы в картинах. Творчество В.И.Сурикова.
« Автопортрет» 1879 года один из самых ранних в творческой истории Сурикова. Портрет доносит до нас облик художника в период начала работы над «Утром.
Василий Иванович Суриков Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
Творчеству Василия Ивановича Сурикова посвящается.
Василий Иванович Суриков Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
Творчество Василия Ивановича Сурикова
Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года городе Красноярске в семье губернского регистратора. В середине XVI века с Дона,
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» «Нет у нас никого, равного ему в доблести!» Подвиг Тараса.
Отрывок из стихотворения: Детство Заберёшься на печь К бабушке седой… И сидишь, ни слова… Тихо всё кругом; Только слышишь воет Вьюга за окном. В уголке,
Цель: познакомить учащихся со страницами жизни В.Сурикова и Н.Ге; Вспомнить исторические события, которые легли в основу их художественных полотен; Формировать.
Классный час «Творчество Сурикова Василия Ивановича»
Суриков Василий Иванович ( ),,. Родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года городе Красноярске в семье губернского регистратора,
Исторический жанр в творчестве русских художников Коллективный творческий проект учащихся 11 класса МОУ СОШ пос.Октябрьский.
Реалистическая живопись И.Е.Репина и В.И. Сурикова. (рассказывают по картинам ученики) Социальная тематика в творчестве русских художников – передвижников.
Живопись второй половины 19 века Федотова Людмила Ивановна МКОУ Белоярская СОШ, Красноярский край.
Сочинение по картине В.А.Васнецова «Три богатыря».
Сочинение- описание действия по картине. 2 урока.
Транксрипт:

… Исторические темы, им выбираемые, были часто лишь «ярлыком, «названием» его картин, а подлинное содержание их было то, что видел, пережил, чем поражен когда –то ум, сердце, глаз внутренний и внешний Сурикова… »

Василий Иванович Суриков – истинный творец русской национальной культуры. один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. В искусстве и судьбе художника все ярко, неповторимо, талантливо. Глядя на полотна Сурикова, мы ощущаем истинного героя истории – Народ! В своих произведениях, глубочайших по психологическим контрастам и пониманию истории, он заставил жить и действовать десятки, сотни людей, воплотил самые главные и драгоценные черты русского характера. И в этом – новаторская роль В.Сурикова.

Родом В.И.Суриков был из старинного сибирского города Красноярска. Предки художника по отцовской линии – потомственные казаки, те самые, что вместе с Ермаком пришли в Сибирь с Дона. С 1869 по 1875 гг. В.Суриков учился в Академии художеств. Окончил с золотой медалью. Подлинность суриковских полотен заложена в самой биографии художника. Там, в краю детства он получил ту жизненную школу, которая помогла ему создать истинно народные шедевры. Из внешней пестроты, хаотичности и грубой силы первоначальных впечатлений складывался крепкий и цельный характер художника и в самих глубинах его существа зарождались основы и весь сокровенный смысл его искусства.

« Взятие снежного городка» г. Пытаясь отвлечься от тяжелых мыслей после утраты любимой жены,Суриков написал картину о старинной казачьей забаве на масленицу - штурме снежной крепости.

« …Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи … » Больше всего Сурикова занимали образы для толпы зрителей…

все были близки и понятны своей сибирской суровой красотой. В картине зарождается тема героизма и силы, которая станет главной в последующих сюжетах исторических картин В.Сурикова. … стоило только выйти за ворота и, казалось, каждое встречное лицо идеально вписывается в картину,

« Покорение Сибири Ермаком » 1895 г. Картина В.Сурикова – подлинный гимн русскому человеку, его мужеству, героизму, непреодолимой жизненной силе, светлому разуму.

Знаменательное событие - изображение столкновений двух стихий, в результате которого к России была присоединена огромная территория – Сибирь. Казаки спокойны, торжественно серьезны. На их лицах нет следов боязни. Они понимают великое значение того, что происходит. Неистовые лица и резкие движения фигур туземцев… Тревогу и смятение в их лагере подчеркивает конница на горе. Своим разорванным силуэтом она усиливает чувство тревоги и смятения…

« Боярыня Морозова » 1887 г. Москва… XVII век. Борьба страстей церковных достигла предела. Никоновская церковная реформа надвое расколола русскую церковь.

Жестокость, с какой действовал Никон, породила яростное сопротивление. Во главе противников реформы встал протопоп Аввакум. Морозова была его ближайшей фанатичной последовательницей в отстаивании старого обряда (защита двуперстного крещения, двукратного пения «Аллилуйя» и др.)

« Кидаешься ты на врага аки лев!», - так говорил о Морозовой протопоп Аввакум.. Нестерпимо горят глаза боярыни…. Ее неистовая духовность словно сотрясает глубины души.. Бескровно и красиво лицо ее, победоносно даже на краю бездны. Истерзанную пытками, измученную, закованную в кандалы раскольницу везут в подвалы Боровского монастыря, откуда она уже не выйдет никогда.

Слева от саней, увозящих Морозову, - недруги, равнодушные наблюдатели…Злобно смеющийся поп в лисьей шубе, веселящийся со своим соседом, богатым купцом. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. … Подростки,для которых следование за Морозовой является занимательным уличным происшествием. Некоторые бегут за санями, другие стоят… Ничего плохого не видел Суриков в их веселом любопытстве и равнодушии. … Это - сама жизнь, в которой сила душевных переживаний подавляется до определенного момента.

. Со скорбью, сочувствием, ужасом взирают люди на крамольную боярыню. Их большинство. Ее подвиг благословляет юродивый, отвечая ей тем же двуперстным знамением. В нем горение веры, которое заставляет забыть о физических страданиях.

Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке стала одним из проникновенных образов в картине, воплотившем в себе идеал женской красоты.

В горестном раздумье застыла старуха - мамка. Суриков – мастер «говорящих» деталей: из-под расшитого золотом платка старухи виднеется темный повойник раскольницы. В горестном раздумье застыла старуха - мамка. Суриков – мастер «говорящих» деталей: из-под расшитого золотом платка старухи виднеется темный повойник раскольницы.

Историческое событие В.Суриков изобразил как движение, волнующее народные массы. Суриков понимал, какой огромной силой должен обладать центральный образ Морозовой,..чтобы за собой увлечь, чтобы перестроить души, вызвать горячее сочувствие, возмущение… В картине воплощена сила духовного сопротивления, веры…Эта сила электризует толпу, ее чувствует каждый…

« Степан Разин » 1907 г. Богатырская, удалая, редкая по поэтичности картина напоена светом свободы, радости бытия, борьбы.

Герой народного восстания, образ Разина близок Сурикову, потомку участников Красноярского бунта. Разин погружен в глубокую думу… Эта дума значительная… Великая дума атамана о страданиях своего народа, о свободолюбии, желании борьбы за справедливость…

« Боярыня Морозова » « Утро стрелецкой казни » 1881 г. « Начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни… » Конец 17 в. в России – сложное, противоречивое время. Стрелецкое восстание 1698 г. и жестокая расправа над участниками стали трагической страницей русской истории.

Красная площадь. Хмурое утро. Вот-вот наступит день. Страшный день… У подножия Василия Блаженного в сизой, черной слякоти на телегах стрельцы. Бунтовщики. Их ждет неминуемая лютая казнь. Ни стонов, ни вздоха… Суриков тонко передает душевное состояние приговоренных к смерти и свидетелей казни, ощущение длящегося времени.

человеческого достоинства, поднимающего личность до высоты героизма, « торжества последних минут», которую хотел выделить художник. В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю. В нем сосредоточено все упорное бунтарство стрельцов, вся их нераскаянная воля с чувством великого

… Тщетно старается повернуть к себе стрельца - бунтаря молодая его жена …и в последние минуты жизни он погружен в горькие и гневные размышления, и упрямо думает об окончательно проигранном деле. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения. …Один из самых драматических эпизодов картины. Молодого стрельца офицер ведет к виселице. …Прощание с женой и сыном сломило стрельца… …Опустив голову, едва переступает ногами, руки висят, как плети.

Крепко сжал в могучей руке свечу рыжий стрелец в распахнутой белой рубахе. Непокорные кудри… бледное лицо. Жестокие пытки не сломили его. Непокорный, он вонзил свой гневный взор в Петра. …Царь видит его… Пламя в глазах, сжатый рот… И этот немой, полный ненависти диалог среди моря человеческих страстей страшен.

Сидящая на земле женщина … Она сжимает в кулаке погашенную свечу. Опустила голову – горе ее сокрушило… Крошечная девочка, одиноко и беспомощно стоящая между двух старых женщин. Своими широко раскрытыми глазами словно видит она испугавшее ее темное будущее…

« Меншиков в Березове » 1883 г. Картина рассказывает не только о семейной драме, но и трагическом переломе истории после смерти Петра I.

. Светлейший князь А. Д.Меншиков был одной из самых ярких личностей петровской эпохи, проявлял военный талант и большие государственные способности, попал в опалу при императоре Петре II. Был лишен всех должностей, чинов и сослан в сибирское селение Березов.. Зрительный образ, приведший к замыслу «Меншикова», Суриков получил от картины своего собственного домашнего быта... Однако художник сумел высоко подняться над бытовыми, жизненными ситуациями, создав образ Меншикова, который своей значительностью делает картину подлинно исторической, а не жанровой.. На картине изображена тесная, с низким потолком комната в холодной избе. За простым деревянным столом сидят четыре человека – Меншиков и его дети, последовавшие за ним в ссылку. Перед нами семейный портрет, но дети словно покинутые сироты, отец их во власти угрюмого одиночества.

Выразителен и энергичен резко очерченный профиль лица. …Орлиный нос, плотно сжатые губы, массивный подбородок, сурово нахмуренные брови… Образ русского человека из числа «ярых сердцем, могучих духом». Фигура князя огромна и величественна. Кажется, он встанет – рухнет потолок, сломается «клетка», в которой он заперт. с необычайной мощью, выражены в гигантской фигуре Меншикова. Его образ воистину монументален. Тяжелые испытания не сломили его, а еще больше закалили...Осанка, поза, мощь характера, вся сила и власть праздная, собранная, как сжатая рука, написанная Суриковым

Но в угрюмом взгляде сквозят унижение, скованность, безысходность. Участь этого несломленного испытаниями человека составляет драматический узел замысла Сурикова. Среди своей семьи Меншиков возвышается как памятник, как обломок исторической эпохи.

К князю прижалась дочь, Мария- бывшая невеста императора. Нежный образ, ее огромные, невыразимо грустные глаза - продолжение разыгравшейся трагедии. Дочь стала безвинной жертвой крутого нрава своего отца, своего времени. Она не вынесла тяжести ссылки и через полгода умерла. Перед нами семейный портрет, но дети словно покинутые сироты, отец их во власти угрюмого одиночества.

Немного поодаль, за столом, сидят сын и дочь. Младшие дети Меншикова переживают страшную ссылку, но судьба их на воле будет несчастной, как и судьбы многих людей послепетровской эпохи.

« Переход Суворова через Альпы » 1899 г. Картина В.Сурикова - апофеоз героизму русского народа, его мужеству, жизненной силе, светлому разуму.

С поразительной теплотой показан Суриковым образ Суворова. Сила его в том, что он умеет объяснить солдату значение того дела, которому он служит. Это люди, понимающие воинскую честь и преданные интересам родины.

В.И.Суриков поведал людям страшные были прошлого, показал героев минувшего, представил человечеству в своих образах трагическую, загадочную душу своего народа. Как прекрасны эти образы! Как близки они нашему сердцу своей многогранностью, своими страстными порывами! У В.Сурикова душа нашего народа падает до самых мрачных низин; у него же душа народная поднимается в горние вершины - к солнцу, свету..."

Источники: « Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Под редакцией А.И.Леонова. Вторая половина 19 века. » Автор Н. Г. Машковцев Издательство « Искусство » Москва, 1971 год. « Мастера и шедевры. 4 том ». Автор И. Долгополов Москва « Терра » 2000 г. Изобразительное искусство. 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. Автор – составитель О.В.Свиридова, Волгоград: Учитель, 2008 г. Репродукции: _204.jpghttp:// _204.jpg;