Учитель высшей категории МОУ СОШ 3 г. Твери Романова Вера Константиновна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вас приветствует «Наша игра». I тур НОК Приведение к общему знаменателю Сравнение Сложение
Advertisements

Устные упражнения Что называется отношением двух чисел? Как найти дробь от числа? Что такое пропорция? Что показывает отношение двух чисел? Как найти.
Метр ткани до повышения цен стоил 96 руб., а после повышения – 120 руб. На сколько процентов повысилась цена? Чтобы найти, как изменилась величина надо.
«Текстовые задачи по математике», 9 класс. Дистанционный курс.
А Л Г Е Б Р А 9 К Л А С С Использованы КИМ для подготовки к итоговой аттестации.
«Алгоритмы решения задач с помощью уравнений» Выполнила: Брылёва К. И., учитель математики высшей квалификационной категории г. Старая Русса.
Задание 4 ГИА решения. В 60 м одна от другой растут две сосны. Высота одной 31 м, а другой – 6 м. Найдите расстояние (в метрах) между их верхушками.
Сегодня мы узнаем о новой величине, которая используется как на уроках географии, так и на уроках математики, а многим это знание может пригодится и в.
Столовая Для приготовления борща на каждые 100 г мяса надо взять 60 г свеклы. Сколько свеклы надо взять на 650 г мяса? Для приготовления борща на каждые.
МАТЕМАТИКА КЛАСС 4 Учитель начальных классов МОУ «Гимназия 29 Кашукоева Л.И.
Для изготовления колье ювелир приготовил 3 алмаза: красный, желтый и зеленый. Масса красного алмаза 14,8 карата, масса желтого – на 3,8 карата больше.
Здравствуй, школа! Здравствуй, школа! Первые уроки математики в 5 классе. Урок 3 МОУ СОШ с.Кручи Учитель математики Рузанова Т.В.
Применение тестов на уроках математики Кушнаренко Ирина Дмитриевна Учитель математики МОУ «Гимназия 3 г. Белгорода»
5-6 классы МОУ " Булзинская ООШ " Белова ЕВ. Цель работы : определение цены деления измерительных приборов Оборудование : измерительные приборы ( мензурка,
Интерактивная игра по математике «Проще простого» Автор: Васильева Тамара Ивановна, учитель математики МБОУ «СОШ с.Ошторма Юмья» Кукморского района, Республика.
4.4 Прямая и обратная пропорциональные зависимости Школа 2100 school2100.ru Презентация для учебника Козлова С. А., Рубин А. Г. «Математика, 6 класс. Ч.
ФОРМУЛЫ ЦЕЛЬ: Ввести определение формулы; рассмотреть примеры формул. Привить практические навыки и умения читать и записывать формулы; уметь производить.
Решение практико- ориентированных задач при подготовке к ГИА и ЕГЭ по математике.
Жинкина Надежда Егоровна МОУ СОШ 27 г. Белгорода учитель математики Обобщающий урок по теме: «Натуральные числа» (математика 5 класс)
МАТЕМАТИКА КЛАСС 4 Данный урок проводится по типу телевизионной передачи… Данный урок проводится по типу телевизионной передачи…
Транксрипт:

учитель высшей категории МОУ СОШ 3 г. Твери Романова Вера Константиновна

Связь математики с политехнизмом проявляется в основном опосредовательно через ее использование в других школьных предметах, имеющих ярко выраженную политехническую направленность. Без формирования на уроках математики умения производить вычисления, работать с пропорциями и процентами, решать уравнения и неравенства, строить и читать графики функциональных зависимостей невозможно изучение таких предметов, как физика, химия, а также на производстве и в жизни.

В качестве примера рассмотрим возможности формирования политехнической культуры и некоторые пути их реализации в 5-6 классах, так как в этих классах закладывается основа для развития политехнической культуры. В этих классах формируются навыки решать линейные уравнения, оперировать с пропорциями и процентами. Опыт математического моделирования учащиеся приобретают при использовании буквенных выражений для записи свойств чисел, площадей и периметров некоторых фигур, при решении текстовых задач.

Определить скорость поезда, если за минуту мимо окна проходят 20 телеграфных столбов, расстояние между которыми 50 м. Выемка писем из почтового ящика производится 5 раз в день. Первый раз почтовая машина подходит к ящику в 7 ч утра, последний – в 7 ч вечера. Через какие равные между собой интервалы времени вынимают письма из ящика? В какие часы их вынимают? Катя и Вера живут в одном доме. Катя живет на 2- м этаже, а Вера – на 4-м. Вера поднимается на 66 ступенек. На сколько ступенек поднимается Катя? Комната имеет площадь 24 м 2. Известно, что площадь одной стены 10,8 м 2, а другой – 16,2 м 2. Чему равна высота комнаты?

Электропоезд длиной 180 м проезжает мимо километрового столба за 1,5 мин. Сколько времени ему понадобится, чтобы проехать мост длиной 100 м? Почтальон, разносивший телеграммы, за день поднялся 4 раза на 10-й этаж и 10 раз на 6-й. На какой этаж он поднялся бы, если бы не опускался после вручения телеграммы вниз, а все время бы только поднимался? В стене длиной 11 м требуется пробить дверь шириной 1 м, причем так, чтобы длина части стены слева от двери относилась к длине части стены справа от двери как 2:3. Определите расстояние от двери до концов стены.

Определите толщину листа бумаги вашего учебника. Как с помощью большого круглого напильника выпилить в листе мягкого железа маленькое квадратное отверстие? На улице безветренно, идет дождь, в кузове открытой грузовой машины стоит ведро. В каком случае это ведро наполнится быстрее: когда грузовик стоит или когда он движется? Одна из прямых улиц города расположена в направлении с се­вера на юг, а другая – с запада на восток. Пересекутся ли они, если пересекутся, то сколько раз?

Имея на парте линейку, но не проводя ею измерений, прикиньте размеры учебника математики и запишите их. Сверьте полученные данные с результатами измерения линейкой. Требуется увеличить фотографию шириной 8 см и высотой 12 см так, чтобы она стала высотой 24 см. Какой она будет ширины? Автомобиль перевез груз 2,5 т на расстояние 340 км и вернулся. Сколько литров бензина он израсходовал, если норма расхода бензина для передвижения самого автомобиля 23 л на 100 км, а для выполнения транспортной перевозки на 100 т/км затрачивается 2,5 л?

Здоровый человек в состоянии покоя за 1 мин делает примерно 10 вдохов, пропуская через легкие при каждом вдохе 0,5 дм 3 воздуха. При усиленном физическом труде человеку нужно воздуха в 5 раз больше. Сколько воздуха пропускает человек через легкие при усиленном физическом труде за 10 мин? В буфет завезли конфеты двух сортов на равную сумму. Одни стоимостью 2 р. за килограмм, другие стоимостью 3 р. за килограмм. По какой цене надо продавать смесь этих конфет? На посев свеклы отвели поле в виде прямоугольника, но потом длину поля увеличили на 40%, а ширину уменьшили на 10%. На сколько процентов изменилась посевная площадь под свеклу? Один маляр красит некоторую стену за 10 мин, а другой за 6 мин. За сколько минут они покрасят эту стену, работая одновременно? Как организовать работу, чтобы ни один из них не задерживал другого?

Гвозди на склад завезли в ящиках по 16 кг, 17 кг и 21 кг. Как выдать строительной организации 185 кг гвоздей, не вскрывая ящиков? Найдите все решения. Масштаб карты 1: Выделенный по карте участок пря­ моугольной формы имеет длину 4,5 мм, а ширину 3,0 мм. Определите площадь этого участка и выразите ее в квадратных метрах. Для постройки надо было приготовить бетон из цемента, песка и гравия, взятых в отношении 1:2:4. Когда уже было смешано 100 кг цемента и 260 кг песка, была замечена допущенная в пропорции ошибка. Как следует поступить для исправления ошибки? Могут ли три человека, имея один двухместный мотоцикл, преодолеть расстояние 60 км за 3 ч, если скорость пешехода 5 км/ч, скорость мотоцикла (с грузом и без груза) 50 км/ч? Щель на стыках рельсов служит причиной стука колес идущего поезда. Пассажир в 1 мин насчитал 25 ударов. Какова скорость поезда (в км/ч), если длина рельса 10,6 м?

Формированию политехнической культуры способствует рассмотрение задач с недостаточными или избыточными данными, то есть таких, какие обычно и приходится решать на практике. При рассмотрении задач с недостающими данными после того, как в ходе их анализа у учащихся возникает недоумение, учитель предлагает выяснить, каких данных не хватает. Учащиеся сами или с помощью учителя добавляют недостающие данные и решают задачу. Такие задачи даются после рассмотрения аналогичных задач с полным набором данных. При анализе условий задач с лишними данными учащиеся выясняют, какие из данных не являются существенными и выбирают только нужные.

Мотоциклист отправился в дорогу в 8 ч и ехал со средней скоростью 50 км/ч. Сколько километров он проехал? Найти массу куска железа, если масса 1 см 3 железа равна 7,9 г. Площадь поля равна 750 м 2. Найти длину поля. Теплоход идет со скоростью 25 км/ч, а впереди баржа со скоростью 15 км/ч. Догонит ли теплоход баржу?

Периметр прямоугольника 42 см, ширина в 6 раз меньше длины. Площадь прямоугольника 54 см 2. Найти длину прямоугольника. Мотоциклист отправился в дорогу в 8 часов со скоростью 50 км/ч. Какой путь он проедет за 2 часа?

С целью усиления прикладной направленности обучения математике полезно рассматривать зависимости, внешне похожие на знакомые учащимся, но таковыми не являющиеся

Мальчик за 2 ч поймал 6 карасей. Сколько карасей он поймал за 1 ч? Мотоциклист, спускаясь с горы по шоссейной дороге, израсходовал половину имевшегося у него бензина. Хватит ли ему оставшегося бензина на подъем в гору по тому же пути?

В силу специфики математики, как науки с жестким логическим каркасом, язык школьной математики в большей степени, чем языки других школьных дисциплин, обладает однозначностью, четкостью, компактностью и емкостью фразеологических оборотов, стилистическим единообразием. Рассмотрим на примере некоторые пути и способы реализации этих возможностей.

«Какие цифры следует поставить вместо звездочек в записи 2 * 5, 46 *, * 14, чтобы получившиеся числа делились: а) на 9; б) на 3?» Учащиеся, как правило, дают готовый ответ. Следует предложить им объяснить ответ, проведя рассуждения в развернутом виде: «Число делится на 3, если сумма цифр делится на 3. Значит вместо звездочки надо поставить такую цифру х, чтобы сумма 2 + х + 5 = х = 7 + х делилась на 3. Такими цифрами будут 2, 5 и 8.

Уместно побуждать учащихся к попытке дать такой полный, развернутый ответ либо проговорить его в качестве образца самому. С умением развернуто и недвусмысленно выражать свои мысли, связан адекватный перевод с одного языка на другой. Для такого перевода нет общих правил, но в каждом отдельном случае или в группе сходных случаев можно использовать некоторые ориентиры.

«Составьте выражение для решения задач: а) прямоугольный участок земли имеет длину 85 м, а ширину 47 м. Найдите периметр прямоугольника; б) в прямоугольнике АВС длина стороны АВ равна 5 см, сторона ВС длиннее стороны АВ на 8 см, а сторона АС короче суммы сторон АВ и ВС на 6 см. Найдите периметр треугольника АВС.

В случае а) в качестве ориентира послужит чертеж-набросок; в случае б) целесообразно выполнить промежуточные действия, а именно составить выражения ВС = АВ + 8, АС = АВ + ВС – 6. Также в этом плане очень полезен математический диктант, предполагающий выполнение чертежа (рисунка) по его словесному описанию.

Очень хороший эффект дают и такие упражнения: каждому из двух учеников выдается картинка, по которой он выполняет словесное описание изображенного и передает его другому ученику, который по этому описанию должен восстановить картинку. Затем полученные картинки сверяются с оригиналами и в случае расхождения выясняются их причины – неточное либо неполное описание оригинала или ошибочный перевод его в рисунок.

В реальном учебном процессе все аспекты воспитательной работы должны органически соединяться с собственно обучением математике. А для достижения этих целей необходима тщательная и кропотливая повседневная работа.