СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВНЕКЛАССНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ МБОУ «Межшкольный учебный комбинат» г.Калуга Титова Оксана Станиславовна Титова Оксана Станиславовна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Advertisements

Районное Методическое Объединение Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков 25 ноября 2010 года.
Профессиональная ориентация как условие социализации личности современного ученика Левина Оксана Евгеньевна, руководитель кабинета профориентации МОУ "Лицей.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при проектировании профессионального маршрута обучающегося Доклад подготовлен учителем английского языка.
Методическая разработка курса «Основы производства. Выбор профессии»
Зам.директора по ВР: Мелёхина Л.В Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при проектировании профессионального маршрута обучающегося Доклад подготовлен учителем английского языка.
Профориентационная работа в школе тема «Формирование трудовой компетентности сельского школьника на основе профилизации обучения» Муниципальное казенное.
ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Семинар для классных руководителей: «Организация профориентационной работы с учащимися 9 классов.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Центр профориентационной работы в МБОУ СОШ 76 город Краснодар.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей 5» СЕМИНАР ДИРЕКТОРОВ И ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «Организация работы.
Организация работы по профессиональной ориентации в школе.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
Творожникова В.А. Руководитель отдела профориентационной работы ГАУ РК «РИЦОКО»
Семинар для педагогов Китовской МСОШ. 1-2 классы «Профессии наших родителей» Знакомство с профессиями родителей -Классные часы – встречи -Рассказ о профессии.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении обучающихся. Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская.
Роль профессиональной работы в предпрофильной подготовке учащихся.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МАОУ СОШ 77.
Транксрипт:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВНЕКЛАССНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ МБОУ «Межшкольный учебный комбинат» г.Калуга Титова Оксана Станиславовна Титова Оксана Станиславовна, заместитель директора по УПР, учитель технологии

Профориентация - Профориентация - Профориентация помощь, оказываемая личности в использовании её индивидуальных особенностей, предоставление человеку возможностей развивать их так, чтобы с одной стороны он был полезен обществу, а с другой достиг бы личных устремлений. (Юнеско)

ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ оказывается помощь школьникам в самопознании, организуется общественно полезный и производительный труд; оказывается помощь школьникам в самопознании, организуется общественно полезный и производительный труд; организуется систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий; организуется систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий; изучается личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; изучается личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; организуются разнообразные виды деятельности; организуются разнообразные виды деятельности; устанавливаются и поддерживаются контакты с учебными комбинатами, учреждениями НПО, СПО, ВУЗами, предприятиями, внешкольными учреждениями; устанавливаются и поддерживаются контакты с учебными комбинатами, учреждениями НПО, СПО, ВУЗами, предприятиями, внешкольными учреждениями; проводится работа с родителями, проводится работа с родителями, оказывается помощь выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы. оказывается помощь выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ 5-7 классы: Используются Методы: 1. Индивидуальная работа с обучающимися по вопросам выбора профессии. 2. Изучение состояния социально-производственной инфраструктуры региона. 3. Дни открытых дверей. 4. Кружки технического и художественного творчества (дополнительные). 5. Работа с родителями.Работа с родителями 6. Изучение и мониторинг проф намерений учащихся. 7. Классные часы.Классные часы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ 8-9 классы: 1. Справочно-информационные групповые консультации. 2. Профессиональная проба. 3. Индивидуальная работа с учащимися по вопросам выбора профессии. 4. Развивающие профориентационные консультации. 5. Формирующие профессиографические экскурсии. 6. Дни открытых дверей. 7. Сбор и обобщение материалов о потребности региона в кадрах. 8. Кружки технического и художественного творчества. 9. Изучение и мониторинг проф намерений. 10. Организация общественно полезного производительного труда. 11. Профессиографические встречи и классные часы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ классы: 1.Справочно-информационные групповые консультации. 2. Профессиональная проба. 3. Разработка и внедрение в образовательный процесс психолого- педагогических технологий. 4. Индивидуальная работа с учащимися по основам выбора профессии. 5. Профориентационные консультации. 6. Дни открытых дверей. 8. Формирующие профориентационные консультации. 9. Учебный курс по основам выбора профессии. 10. Изучение степени профпригодности. 12. Практика на производстве. 14. Профессиографические экскурсии на предприятия и организации. 15. Составление индивидуального профессионального плана. 17. Организация общественно-полезного производительного труда. 18. Допрофессиональная подготовка в учебных комбинатах

ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ Индивидуальные : - Беседы Беседы – –Профдиагностические мероприятия Профдиагностические мероприятия – –Консультации Консультации – –Рекомендации школьникам, советы Рекомендации школьникам, советы – –Изучение читательских интересов – –«Дневника самонаблюдений и достижений» – –Социальное проектирование Социальное проектирование

ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ Массовые и групповые: Анкетирование. Анкетирование. Классные часы, кружковые и факультативные занятия, общественную деятельность, шефскую работу. Классные часы, кружковые и факультативные занятия, общественную деятельность, шефскую работу. Классные часы, кружковые и факультативные занятия, Классные часы, кружковые и факультативные занятия, Участие в работе ученических трудовых объединений. Участие в работе ученических трудовых объединений. Родительские собрания Родительские собрания Родительские собрания Родительские собрания Участие в профориентационных конкурсах Участие в профориентационных конкурсах Профориентационные экскурсии Профориентационные экскурсии Профориентационные экскурсии Профориентационные экскурсии Профессиональные пробы Профессиональные пробы Профессиональные пробы Профессиональные пробы Ярмарки профессий (ярмарки вакансий) Ярмарки профессий (ярмарки вакансий) Демонстрация учебных фильмов по профориентации Демонстрация учебных фильмов по профориентации Демонстрация учебных фильмов по профориентации Демонстрация учебных фильмов по профориентации Использование информационно-поисковых систем Использование информационно-поисковых систем Использование информационно-поисковых систем Использование информационно-поисковых систем

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЭКСКУРСИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЭКСКУРСИИ Обзорные Тематические Профессиографические.

Профессиональная проба Профессиональная проба – Профессиональная проба деятельность, моделирующая элементы конкретной профессии и способствующая осознанному выбору учебного заведения

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ Вводно-ознакомительный: диагностика интересов, склонностей, увлечений, отношение к различным сферам деятельности – на базе МУК Вводно-ознакомительный: диагностика интересов, склонностей, увлечений, отношение к различным сферам деятельности – на базе МУК Результат: определение общей готовности к выполнению пробы. Подготовительный: накопление информации о ЗУНах в области той сферы деятельности, где будет проводиться проба (беседы, кинофильмы, встречи, наблюдения за реальной деятельностью специалистов, посещение предприятий, учебных заведений) - на базе МУК Подготовительный: накопление информации о ЗУНах в области той сферы деятельности, где будет проводиться проба (беседы, кинофильмы, встречи, наблюдения за реальной деятельностью специалистов, посещение предприятий, учебных заведений) - на базе МУК Результат: накопление теоретических знаний, представлений о Результат: накопление теоретических знаний, представлений о виде деятельности, о предстоящей пробе, виде деятельности, о предстоящей пробе, об уровне готовности выполнить пробу. Исполнительский: комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные элементы труда в сфере деятельности – Исполнительский: комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные элементы труда в сфере деятельности – на базе МУК и учреждений НПО и СПО учреждений НПО и СПОучреждений НПО и СПО Результат: учащийся анализирует и оценивает выполнение своего задания, Результат: учащийся анализирует и оценивает выполнение своего задания, даёт профессиографическую характеристику деятельности, даёт профессиографическую характеристику деятельности, своё отношение к ней. своё отношение к ней.

Формы профессиональных проб : имитационные, деловые игры имитационные, деловые игры творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат..) творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат..) комплекс каких-то действий: выращивание растений, лечебно-профилактических, воспитательных, реабилитационных и т. д. комплекс каких-то действий: выращивание растений, лечебно-профилактических, воспитательных, реабилитационных и т. д. трудовые задания, связанные с выполнением технологически завершённого изделия, различных уровней сложности трудовые задания, связанные с выполнением технологически завершённого изделия, различных уровней сложности

Калужский коммунально-строительный техникум

Практическое выполнение пробы (в рамках 2-х учебных часов, один раз в четверть) ИНСТРУКТАЖ - - ЗАДАНИЕ – - УСЛОВИЯ - - РЕЗУЛЬТАТ - - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕКОМЕНДАЦИИ НА БУДУЩЕЕ.

Человек Техника: - техник по эксплуатации; - автоматика, телемеханика; - электромеханик; - станочник; - электромонтёр электрооборудования; - оператор станков с ЧПУ Человек: - продавец; - менеджмент; - менеджер, Знаковая система: - техник по информационным системам; - техник по информационной безопасности; - техник по компьютерным сетям; - специалист банковского дела; Художественный образ: -отделочник изделий из древесины; - художник по костюмам; - парикмахер; - архитектура (дизайн интерьера) Природа: -животновод; - егерь; - ветеринар

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ИГР Высокая динамика проведения Высокая динамика проведения Принцип добровольности Принцип добровольности Не проигрывать одно упражнение много раз Не проигрывать одно упражнение много раз Давать игрокам высказываться Давать игрокам высказываться Иметь в запасе несколько игровых упражнений. Иметь в запасе несколько игровых упражнений. Проводить обсуждение в конце игры Проводить обсуждение в конце игры

ТИПОЛОГИЯ ИГР ТИПОЛОГИЯ ИГР Игры-заигрывания. Игры, моделирующие аспекты профессиональной деятельности. Игры, моделирующие построение личного профессионального плана, профессиональных и жизненных перспектив. Игры, моделирующие систему управления выбором профессии со стороны специалистов Игры "жизнедеятельности"

ПРИНЦИПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИНЦИПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Систематичность и преемственность Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. Связь профориентации с жизнью

СТЕНД ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ Общая характеристика профессий. Общая характеристика профессий. Профессиограммы смежных профессий. Профессиограммы смежных профессий. Содержание профессиональной пробы. Содержание профессиональной пробы. Предметы, способствующие формированию базовых знаний по профессии. Предметы, способствующие формированию базовых знаний по профессии. Преодоление. Упражнения для развития ПВК. Преодоление. Упражнения для развития ПВК. Советы психолога. Тесты. Советы психолога. Тесты. Перспективы получения профессии. Информация о поступлении в учебные заведения по профилю. Перспективы получения профессии. Информация о поступлении в учебные заведения по профилю. Предприятия, для возможного трудоустройства по профессии. Предприятия, для возможного трудоустройства по профессии. Интересные факты о профессии. Интересные факты о профессии. Фото, изображения о профессиях, вырезки из газет. Фото, изображения о профессиях, вырезки из газет. Рисунки, фото с экскурсий. Рисунки, фото с экскурсий. Цитаты, афоризмы. Цитаты, афоризмы. Советы родителям. Советы родителям. Список литературы о профессии (из библиотеки МУК и др.) Список литературы о профессии (из библиотеки МУК и др.) Сведения о трудоустройстве выпускников по профилю. Сведения о трудоустройстве выпускников по профилю. Ящик для вопросов. Ящик для вопросов. Календарь профессий (профессиональные праздники). Календарь профессий (профессиональные праздники). Вакансии региона. Вакансии региона. Памятка выбирающему профессию: Памятка выбирающему профессию:

1. Пропаганда психолого-педагогических знаний: - лекции, беседы - родительские конференции, - встречи с опытными педагогами и общественными деятелями, - родительские собрания, лектории. 2. Привлечение родителей к участию в учебно-воспитательной и профориентационной работе школы с учащимися: - изготовление наглядных пособий, - экскурсии, - профессиографические встречи. 3. Обобщение пропаганда лучшего опыта воспитания в семье: - конференции по вопросам воспитания в семье, - выпуск методических бюллетеней и проспектов, - дискуссионные клубы. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПРИМЕР ОПИСАНИЯ ПРОФЕССИЙ ПРИМЕР ОПИСАНИЯ ПРОФЕССИЙ Педагог (гуманитарные науки) Коды специальностей высшего образования: Филологическое образование Социально-экономическое образование Художественное образование Педагогика Сфера деятельности: знаковые системы, искусство, наука, человек Вид деятельности: обучение, исследования Краткое описание: Обучает учащихся по предметам гуманитарного цикла Планирует учебный материал Выполняет учебную программу Осуществляет методическую работу и т.д. Требования: развитая эрудиция, логическое мышление, умение управлять своим вниманием и т.д. Где работать: Образовательные учебные заведения,Специализированные школы, Учреждения культуры и доп.образования, Индивидуальная работа (репетиторство),Частные фирмы, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров, Отделы развития человеческих ресурсов компаний Курсы (например, курсы иностранного языка)

profedu.ru

Статьи Статьи Статьи –"Стыдные" профессии. "Стыдные" профессии."Стыдные" профессии. –5 мифов о профессии актера 5 мифов о профессии актера 5 мифов о профессии актера –5 мифов об учителях 5 мифов об учителях 5 мифов об учителях –6 задач HR-менеджера: мифология большой компании 6 задач HR-менеджера: мифология большой компании 6 задач HR-менеджера: мифология большой компании –7 востребованных профессий в легкой промышленности 7 востребованных профессий в легкой промышленности 7 востребованных профессий в легкой промышленности –8 навыков и качеств, которыми должен обладать продавец, если хочет продавать больше 8 навыков и качеств, которыми должен обладать продавец, если хочет продавать больше 8 навыков и качеств, которыми должен обладать продавец, если хочет продавать больше –Event-менеджер: человек, создающий праздник Event-менеджер: человек, создающий праздникEvent-менеджер: человек, создающий праздник –«Проверьте меня на психость», или легко ли быть психологом? «Проверьте меня на психость», или легко ли быть психологом?«Проверьте меня на психость», или легко ли быть психологом? –Адвокатура: о некоторых профессиональных особенностях и "лучших адвокатах". Адвокатура: о некоторых профессиональных особенностях и "лучших адвокатах".Адвокатура: о некоторых профессиональных особенностях и "лучших адвокатах". –Аналитик - работа для тех, кто любит "поумничать". Аналитик - работа для тех, кто любит "поумничать".Аналитик - работа для тех, кто любит "поумничать". –Астрономия Стать и быть астрономом Астрономия Стать и быть астрономом Астрономия Стать и быть астрономом –Бакалавр социально-культурная деятельности. Кто это? Бакалавр социально-культурная деятельности. Кто это?Бакалавр социально-культурная деятельности. Кто это? IT-специалиста IT-специалиста IT-специалиста Короли бензоколонок Короли бензоколонок Короли бензоколонок Короли бензоколонок Кто такой букмекер Кто такой букмекер Кто такой букмекер Кто такой букмекер Куда уходят дауншифтеры Куда уходят дауншифтеры Куда уходят дауншифтеры Куда уходят дауншифтеры Лоббист: между бизнесом и властью Лоббист: между бизнесом и властью Лоббист: между бизнесом и властью Лоббист: между бизнесом и властью Лоцман - древнейшая морская профессия Лоцман - древнейшая морская профессия Лоцман - древнейшая морская профессия Лоцман - древнейшая морская профессия Марш строителей Марш строителей Марш строителей Марш строителей Мастера кулинарного искусства Мастера кулинарного искусства Мастера кулинарного искусства Мастера кулинарного искусства Медицинский представитель Медицинский представитель Медицинский представитель Медицинский представитель Менеджер по продажам - солдат широкого профиля. Менеджер по продажам - солдат широкого профиля. Менеджер по продажам - солдат широкого профиля. Менеджер по продажам - солдат широкого профиля.

КЛАССНЫЙ ЧАС КЛАССНЫЙ ЧАС оргмомент; оргмомент; рассказ-беседа о профессии; рассказ-беседа о профессии; профориентационные игры профориентационные игры работа с пакетом наглядности; работа с пакетом наглядности; приглашение специалиста по профессии и т.д. приглашение специалиста по профессии и т.д.

Г.В. Резапкина. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ» План занятий II четверть. Что я знаю о профессиях 9 урок. Классификации профессий. Признаки профессии. 10 урок. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. 10 урок. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. 11 урок. Определение типа будущей профессии. 12 урок. Интересы и склонности в выборе профессии. 13 урок. Определение профессионального типа личности. 14 урок. Профессионально важные качества. 15 урок. Профессия и здоровье. 16 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях». 16 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников Популярные психологические тесты Популярные психологические тесты М.Ю.Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» 9-11 классы М.Ю.Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» 9-11 классы Н.С.Пряжников «Профориентация в колледже: игры, упражнения, опросники класс Н.С.Пряжников «Профориентация в колледже: игры, упражнения, опросники класс Притчи по профориентации Притчи по профориентации Схема профессиограммы Схема профессиограммы Схема профессиограммы Схема профессиограммы Сборник «Я выбираю профессию» Сборник «Я выбираю профессию» Сборник «Я выбираю профессию» Сборник «Я выбираю профессию» Словарь современных профессий Словарь современных профессий Словарь современных профессий Словарь современных профессий Новые профессии Новые профессии Новые профессии Новые профессии Профессиограммы рабочих профессий Профессиограммы рабочих профессий Профессиограммы рабочих профессий Профессиограммы рабочих профессий Календарь профессиональных праздников Календарь профессиональных праздников Календарь профессиональных праздников Календарь профессиональных праздников Памятки для родителей Памятки для родителей Памятки для родителей Памятки для родителей

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ СКАЗКИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ СКАЗКИ Автор-составитель Иван Петрович Арефьев: ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ СКАЗКИ Три счастливца Две доли Три брата Научись ремеслу Как колобок профессию искал Золотая рыбка Как Иван счастье искал Как Иванушка-дурачок профессию выбирал Вершки и корешки Машенька и медведь Дядя Миша

Профориентация Профориентация огромная ответственность. Деятельность - сбалансирована, направления - равно представлены.