С ОЗВУЧНА КИСТЬ ПЕРУ, А РИФМА – ЦВЕТУ. Д УША ХУДОЖНИКА – Д УШЕ ПОЭТА Т. К УРБАТОВА «Осенная палитра» в стихотворениях тамбовской поэтессы Т. Л. Курбатовой. Лингвистический анализ поэтического текста Осипова Нина Владимировна учитель русского языка и литературы Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ с. Сампур Сампурского района Тамбовской области
Выясним лексическое значение слова! Палитра – совокупность выразительных средств художника; набор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма
Цели урока - Развитие творческих способностей - Работа со средствами художественной выразительности - Лингвистический анализ стихотворения - Развитие навыка выразительного чтения - Повторение орфографических и пунктуационных правил - Выполнение различных видов разбора
Очарование поэзии Т. Курбатовой – в преображении слова, которое приобретает переносный смысл, другое значение: Полыхает осень золотом багряным, Стелется по лесу розовым туманом…
Исследовательские работы 1. Многообразие цвета в «осенних» стихотворениях Т. Курбатовой 2. Роль метафоры и олицетворения в стихотворениях Т. Курбатовой 3. Эпитеты в стихотворениях об осени Т. Курбатовой 4. Сравнения в стихотворениях об осени тамбовской поэтессы Т. Курбатовой 5. О других средствах художественной выразительности в стихотворениях Т. Курбатовой
Живые, трепетные картины в стихотворениях Т. Курбатовой учат любить и хранить мир земной красоты…
Л ИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ СПРАВКА Хокку – лирическое стихотворение, изображающее жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Рифмы нет, важна звуковая организация трехстишия. В каждом хокку определенное количество слогов: 5 – в первой строке, 7 – во второй, 5 – в третьей, всего - 17!
О СЕНЬ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ … Увядает мой сад, Я увидел в окно, Как октябрь пришел Осень наступила, Кленовый желтый лист В ладонь мою упал Лодочки желтые Плывут по реке, Ронает их ива (Чечевицына Настя)
Во мне печаль, И небо плачет - Не за горами холода Осенний дождь, Как ты печален В безмолвной тишине Ярко - красная рябина. Тяжелые кисти- Алые слёзы осени на снегу (Антропова Ирина) О СЕНЬ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ …
Осень глазами детей… Все волнения, всю печаль Твоего смятенного сердца Холодной осени отдай (Панюшкин Андрей) Последная птица Крылом на прощанье махнула, И ветер завыл от тоски (Корец Ольга) Листья сбросили свои Старый вяз да три рябины. Это осень пришла! (Дорохова Дарья)
Открывает осень нам рыжую страницу…
Закружился лист кленовый, Вспомним осенью о лете…
Тают в синем небе облака…
Р ЯБИНЫ РДЕЮТ, ГРОЗДЬЯМИ ГОРЯ …
О ТГОРЕЛА ОСЕНЬ ЗОЛОТЫМ ТУМАНОМ, З АПАХ ЛИСТЬЕВ ПРЯНЫЙ СТЛАЛСЯ ПО ТРАВЕ У ГОСТИЛА ОСЕНЬ НАС ТЕПЛОМ ОБМАННЫМ, К ЛИНОМ ЖУРАВЛИНЫМ СКРЫЛАСЬ В СИНЕВЕ …
Ж ЕЛТЫЙ ЛИСТ В ТРАВЕ ЗЕЛЕНОЙ, В ЗГЛЯД ОСЕННИЙ, ЧУТЬ ВЛЮБЛЕННЫЙ …
Ж ЕЛТЫЙ ЛИСТ НАД ТЕМНОЮ ВОДОЮ К РУЖИТ ОСЕНЬ …
С НОВА ВЕТЕР РИСУЕТ УЗОРЫ Н А РУМЯНОМ ЛИЦЕ НЕБОСКЛОНА, К РУЖИТ ВАЛЬСОМ БЕРЕЗКИ И КЛЕНЫ, К РУЖИТ ЛИСТЬЕВ ОРАНЖЕВЫЙ ВОРОХ …
О СЕНЬ ШЛА В НАКИДКЕ АЛОЙ …
П РИРОДА, СЛОВНО ЖЕНЩИНА Н АКРЫЛАСЬ ЯРКОЙ ШАЛЬЮ …
Ц ВЕТА – СОГЛАСЬЕ РАЗНОГЛАСИЙ. С ОЗВУЧЬЯ ЗВУКОВ, СЛОВ УЧАСТЬЕ. П АЛИТРА КРАСОК НА ХОЛСТЕ, П АЛИТРА ЗВУКОВ НА ЛИСТЕ Т. К УРБАТОВА
Л ИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Пр..шел октябрь янтарно (золотой), Листвою алой стел..тся по лесу. Прозрачной дымк.. тонкая завеса Плывет по улицам вуалью голубой. А над з..млёю в синеве н..бес Гусей кр..клевых и..чеза..т стая, Их зов прощальный в небе зам..роет, Л..ству б..грязную р..на..т наземь лес. А на лужайке ра..им утром ин..й К..вром игольчатым на стынущ..из..мале. Зв..сдам..рса..т в предрак..цветной мгле, Бл..днеет сумрак сребристо (синий). В глазах кошач..х, словно в оз..руках, Я то(же) вижу звезд..ное м..рсанье, И просыпаю..ся стари..ые ск..занья, И та..т ночь в ра..цветных обл..ках.
1. Прочитайте текст выразительно. 2. Как можно его озаглавить? 3. Какова тема данного текста? 4. Какова основная мысль? 5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Объясните орфограммы и пунктограммы, встретившиеся в тексте стихотворения. 6. Составьте схему первого предложения, охарактеризуйте его. 7. Как связаны между собой предложения в первом четверостишии? 8. Выпишите из текста примеры подчинительных словосочетаний с различными способами связи, дайте им характеристику, составьте схемы. 9. Выполните лексический разбор слов алой (листвой), багрязную (листву). 10. Какую рифму использует автор в стихотворении (мужскую, женскую, дактилическую)? Что этим достигается? 11. Определите лексическое значение слов вуаль, наземь, сумрак. 12. Выпишите из текста примеры средств художественной выразительности. Какова их роль в тексте?
П ОДВЕДЕМ ИТОГИ Мы сегодна соприкоснулись с удивительным миром «осенних» стихотворений тамбовской поэтессы Т. Л. Курбатовой, почувствовали их красоту, напевность, ярчайшую палитру цвета и образов, увидели многообразие средств художественной выразительности. Каждая ее строчка дышит любовью к родноиземале, имя которой – Тамбовщина: Нет края дороже и краше! Куда б не ушли, мы вернемся сюда – Здесь пристань заветная наша…
Домашнее задание Напишите сочинение - миниатюру на тему осени. В качестве эпиграфа используйте строчки из стихотворений Т. Курбатовой.
Информационные источники 1. Т. Курбатова. Не надо расставаться. –Предприятие Акулинина «Книжная лавка», Тамбов, Хокку, сочиненные обучающимися 8 класса Сампурской СОШ Иллюстративный материал 1. img-fotki.yandex.ru/get/ img1.liveinternet.ru/images 3. html 4. (Виртуальные открытки. Пейзажи В. Левиной. Осенная пора) s46.radikal.ru/i113/1004/18/153d57c9da31. jpg 9. Рисунки к стихотворениям об осени Т. Курбатовой обучающихся 8 класса Сампурской СОШ