Автор: Скворцова Т. Н., учитель МХК и литературы высшей категории МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Витраж Готическое искусство. Витра́ж (фр. vitre оконное стекло, от лат. vitrum стекло) фр. лат. произведение декоративного искусства изобразительного.
Advertisements

ВИТРАЖ Место фрески в готическом соборе занимает витраж вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных стекол. Витражи были живописным.
Автор презентации: Тикушев Георгий Юрьевич, ученик 7 «Г» класса МБОУ «Гимназия 1» г. Чебоксары Чувашской Республики Конкурс интерактивных презентаций «Чудеса.
Реймский собор Сделал студент группы 15-СБ-СТ 5 Кривда Никита.
Реймский собор Сделал Лунёв Матвей. Реймский собор – классический образец готической архитектуры. Величественный памятник, где камень превратился в кружево.
Pb Свинец- это тяжёлый,сравнительно легкоплавкий металл серого цвета.
Витраж Витра́ж (фр. vitre оконное стекло, от лат. vitrum стекло) произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из.
Витраж. Произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное.
Собор Парижской Богоматери Выполнила: ученица 10 «Б» класса ученица 10 «Б» класса СОШ 20 г.Рыбинска Боркова Надежда Научный руководитель: Галина Александровна.
Во все времена самыми роскошными нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проёмы окон проникают солнечные лучи, витраж - картины,
Архитектура средневековья. Готический стиль. Готический храм – каменная книга средневековья.
Готический стиль Урок ИЗО в 7-8 классах. Го́тика период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся.
Готика Гр. ДЗБ-101 Студент Нехорошкова С.Н.. Готика- х удожественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв, пришедший на.
Финансово - экономическая школа Мировая художественная культура Проект: «ВИТРАЖНОЕ ИСКУССТВО» Автор - Ученица 11 класса Булавкина Валерия ера Преподаватель.
Выполнила: Ученица 9-А класса Пличко Юлия. Готическая архитектура период развития западно- и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому.
ГОТИКА Основные элементы архитектуры. Готика – художественный стиль, господствующий в европейской архитектуре в XIII – XV вв. Слово происходит от итал.
Собор Парижской Богоматери Собор Парижской Богоматери - величественно возвышается над Парижем на берегу Сены неподалеку от Лувра. По определению великого.
Жемчужина Кельна и шедевр готической архитектуры, Кельнский собор Святых Петра и Марии поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью.
ВИТРАЖ Учитель изобразительного искусства: Остова Тамара Анатольевна ГБОУ СОШ 591 Невского района.
С XIII века городской собор становится не только местом богослужения. На площади перед собором, и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции,
Транксрипт:

Автор: Скворцова Т. Н., учитель МХК и литературы высшей категории МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области

На смену фреске в изобразительном искусстве готики приходит витраж. Витра́ж (фр. vitre оконное стекло, от лат. vitrum стекло) произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах. Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». Витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах

Верхняя половина Окна Библии Бедняков, Кентерберийский собор, Великобритания Окно Нидаросского собора Нидаросс (Тронхейм), Норвегия В искусстве витражей в полной мере проявилось торжество света и цвета. Свет, проникая в храм, играет, переливается, вибрирует всеми цветами на колоннах. Сводах, рождая волнующее и трепетное настроение, воплощая мечту о чуде. Перед глазами верующих действительно представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами». Излюбленный орнамент витражных окон готики – так называемая роза, в вычурном орнаменте которой использовался мотив многолистника.

Часовня Сент-Шапель построена ( ) Капелла была задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного в ходе крестового похода Константинополя. Главной среди них был «Терновый венец, обагрённый кровью Христа», обладание которым должно было упрочить влияние французского королевства в христианском мире. Сама часовня состоит из двух частей - нижнего и верхнего яруса. Нижняя - часовня Богоматери, предназначалась для королевских слуг, а верхняя для членов королевской семьи. Двухуровневая Святая капелла имеет небольшие размеры: её длина 35 м, а ширина 11 м. Это здание с единым нефом, упирающимся в семигранную апсиду. Снаружи строгость фундамента и мощность контрфорсов противостоят лёгкости верхних частей здания, увенчанного деревянным кедровым шпилем высотой в 33 метра.

Верхняя капелла Главным украшением верхней капеллы являются витражи. Их площадь составляет 600 м² и две трети из них подлинные произведения витражного искусства XIII века. В витражах доминируют красный и синий цвета, что отличает их от более позднего круглого витража XV столетия на западной стороне капеллы. Витражи выполнены по мотивам библейских текстов, повествующих об истории человечества от сотворения мира до казни Иисуса Христа. Каждое витражное окно поделено на стрельчатые арки и «читается» слева направо и снизу вверх. Пятнадцать витражей, от северной стены по часовой стрелке расположены в определённом порядке Фрагмент витража верхней капеллы

Нижняя капелла Окно-роза, изготовлено в 1485 году Сент-Шапель. Витражи в часовне самые старые в Париже. Более половины изготовлены в 13-ом веке

Западный фасад Шартрского собора Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м 2. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке

Там лап ленивых плавное движенье Рождает страшный тишины раскат, Но вот одна из кошек, взяв мишенью Блуждающий по ней тревожно взгляд, Его вбирает в свой огромный глаз, - И взгляд, затянутый в водоворот Зрачка, захлебываясь и кружась, Ко дну навстречу гибели идет, Когда притворно спящий глаз, на миг Открывшись, вновь смыкается поспешно, Чтоб жертву в недрах утопить своих: Вот так соборов окна-розы встарь, Взяв сердце чье-нибудь из тьмы кромешной, Его бросали богу на алтарь. Перевод К.Богатырева Р. М. Рильке. Окно-роза... Насколько правомерна поэтическая метафора об окне-розе, вбирающем мир в «свой огромный глаз. Напоминающий водоворот»?

Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево». Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Собор Парижской Богоматери Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи.

Окна-розы имеют свою историю. «Большой розой» называют в архитектуре готических соборов круглое здание в центре западного фасада. По одной из версий, впервые «розу» на западном фасаде церкви поместил около 1140 г. аббат Сюжер. Согласно легенде, королева Бланка Кастильская и её сын Людовик IX Святой (1226 – 1270) приносили в дар храмам розы, свои любимые цветы, а также, по рыцарской традиции, посвящали «каменные розы» круглые окна с витражами в качестве символических венков из роз. Переплеты таких окон с разноцветными стеклами действительно похожи на розы. Сердцевина цветка символизирует присутствие Бога в материальном мире. Западный фасад собора для человека, находящегося внутри, означает «темную сторону» (Запад считали страной демонов). Горящее всеми цветами радуги окно-роза при закате солнца выделяется на темной стене нефа, но это окно не освещает, а расцвечивает, в символическом смысле делает видимым свет Евангелия.

Единственным источником цвета являются многочисленные витражи. Это и витражи высоких стрельчатых окон, и окна-розы.

Собор Святого Вита Это самый большой собор в Праге, да и во всей стране. Здесь находится кафедра архиепископа Праги, так же в храме хоронили святых, королей, князей и церковных иерархов. Вплоть до 1836 здесь короновали Богемских королей Уже в 20 веке в соборе появились неоготический главный алтарь и витражи. Особую ценность имеют великолепные старинные витражи, украшающие высокие стрельчатые окна собора - на них изображены различные сцены из жизни святых Собора св. Вита был воздвигнут на базилике XI века, которая в свою очередь покоится на романской ротонде IX века, причём фрагменты обоих сооружений можно увидеть и сегодня. Строительство главного чешского храма началось в 1344 году, а закончилось спустя 600 лет

Центральный неф Центральный неф с необыкновенно высоким 33-метровым сводом удивительным образом сочетает в себе потрясающую легкость и монументальность. Из украшений только витражи, несколько скульптур, тончайший, словно из соломы, веер рёбер свода и фантастическое сплетение каменных готических кружев. Главная реликвия храма – огромная гробница святого Яна Непомуцкого, изготовленная в XVIII в. из чистого серебра и украшенная красным бархатом. В противоположном углу собора находится один из лучших витражей ХХ века, изображающий Кирилла и Мефодия и выполненный по эскизу Альфонса Мухи.

Витраж «Прославление святых Кирилла и Мефодия» в Новой архиепископской капелле собора святого Вита в Праге выполнен в 1931 г. Альфонсом Мухой. Это очень редкий образец церковного витражного искусства в стиле модерн. Витражи собора Св.Вита - самая современная деталь интерьера, их завершали в 1929 г.

Людмила изображена с платком на шее – это знак того, что она умерла мученической смертью. Будучи 60-летней ревностная христианка Людмила была убита по приказу своей невестки Драгомиры, сторонницы языческих обычаев. Святая Людмила считается покровительницей Чехии

1. Расскажите об искусстве витража. 2. Почему в готических храмах оно пришло на смену византийским мозаикам? 3. Рассмотрите витражи готических соборов. Какие сюжеты и орнаментальные мотивы в них преобладают? 4. Познакомьтесь со стихотворениями австрийского поэта Р. М. Рильке ( ), посвящёнными французской средневековой готике («Шартр», «Кафедральный собор», «Портал», «Окно-роза», «Капитель», «Собор Парижской Богоматери»). Какими средствами в них воссоздан поэтический образ готического Средневековья?

1. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: Очерки. М., Вып. 2. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы. М., Лясковская О. А. Французская готика. М., Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. – 3-е изд., пересмотр.- М.: Дрофа, – 399 с. : ил. sv-vita-praga#ixzz1tV20U5H6