«Своя игра» (по заданиям ЕГЭ В8) 1 Заббарова Алсу Галимулловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Каратунская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Своя игра» (по заданиям ЕГЭ В8) Заббарова Алсу Галимулловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Мурзинская СОШ» 1.
Advertisements

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Стилистические фигуры Стилистическая фигура - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Среди них.
Презентация по русскому языку по теме: Интерактивная таблица. Языковые средства выразительности
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Зеленая – самая безопасная дорожка. На ней можно ошибиться 2 раза и правильно тоже ответить 2 раза, но это самый длинный путь к победе. На желтой дорожке.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
«…единственно нужное размещение единственно нужных слов» (Л. Толстой о труде поэта и писателя)
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Басырова А. Гаранина Ю.. Звуковые средства Благозвучие – стройность, согласованность, гармоничность в сочетании или чередовании звуков в речи. Аллитерация-повторение.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Транксрипт:

«Своя игра» (по заданиям ЕГЭ В8) 1 Заббарова Алсу Галимулловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Каратунская СОШ»

Наберите больше баллов! Тропы Фигуры речи

Тропы эпитет эпитет инверсия сравнение сравнение метафора метафора олицетворение олицетворение метонимия метонимия 3 Назовите лишнее: синекдоха синекдоха перифраз перифраз олицетворение олицетворение гипербола гипербола литота литота

Тропы Назовите троп по его определению: Назовите троп по его определению: разновидность метафоры, состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. разновидность метафоры, состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. а) эпитет б) сравнение в) метонимия г) олицетворение 4

Тропы Назовите троп и объясните оценочную функцию, которую он выполняет в обоих примерах: Назовите троп и объясните оценочную функцию, которую он выполняет в обоих примерах: а) его глаза сияли, как яркие звёзды на тёмном небосводе; б) его глаза сияли, как медяки на заскорузлой купеческой ладони. 5

Тропы Определите вид тропа в предложении: Определите вид тропа в предложении: В Новый год гуляло всё село. а) олицетворение б) метафора в) метонимия г) перифраз 6

Тропы Укажите троп, использованный в предложении, назовите противоположный по значению троп, приведите пример. Укажите троп, использованный в предложении, назовите противоположный по значению троп, приведите пример. Таких глаз не было на всём белом свете. Таких глаз не было на всём белом свете. 7

Тропы Найдите соответствия (замените одним словом) и назовите троп: Найдите соответствия (замените одним словом) и назовите троп: 1) солнце русской поэзии 2) весна человеческой жизни 3) прикованный к скале Титан 4) бессмертный творец «Илиады» 5) седая чародейка 8

Фигуры речи Что не является фигурой речи: Что не является фигурой речи: а) параллелизм б) многосоюзие в) эллипсис г) синекдоха д) антитеза е) оксюморон ж) парцелляция 9

Фигуры речи Назовите фигуру речи по её определению: Назовите фигуру речи по её определению: одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи (По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана.) (По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана.) а) эллипсис б) парцелляция в) анафора г) параллелизм 10

Фигуры речи Назовите фигуру речи, использованную в данном отрывке: Назовите фигуру речи, использованную в данном отрывке: Родная земля! Прости нас, твоих неразумных детей! Родная земля! Прости нас, твоих неразумных детей! 11

Фигуры речи Назовите фигуру речи, используемую в предложении: Ответом на вопрос было красноречивое молчание. Назовите фигуру речи, используемую в предложении: Ответом на вопрос было красноречивое молчание. а) эпитет б) антитеза в) оксюморон г) эллипсис 12

Фигуры речи Какие 2 фигуры речи представлены в этих предложениях? Какие 2 фигуры речи представлены в этих предложениях? а) Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. а) Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. б) Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари… б) Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари… 13

Фигуры речи Прочитайте отрывок и определите фигуры речи: Прочитайте отрывок и определите фигуры речи: Позади большие заботы лета. Хлеб – в закромах. Сено – в скирде. Можно распрямиться. Передохнуть. Что может быть лучше для крестьянина, чем выйти на убранное поле и послушать звонкую тишину? Позади большие заботы лета. Хлеб – в закромах. Сено – в скирде. Можно распрямиться. Передохнуть. Что может быть лучше для крестьянина, чем выйти на убранное поле и послушать звонкую тишину? 14

Сравнение - художественно-изобразительное средство (троп), обозначающее уподобление какого- либо явления другому. Часто выполняет оценочную функцию. В I примере сравнение книжное, романтическое, говорит о возвышенной авторской оценке; во II примере сравнение указывает на заниженную авторскую оценку, на негативное отношение к герою. 15

Метонимия - художественно-изобразительное средство (троп), обозначающее перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности. Смежность может быть проявлением связи: 1) между содержанием и содержащим (скушай ещё тарелочку); 2) между автором и произведением (читал Пушкина); 3) между предметом и материалом, из которого предмет сделан (на золоте едали); 4) между действием и орудием этого действия (перо его местию дышит); 5) между местом и людьми, находящимися на этом месте (вся столица праздновала). 16

Олицетворение - художественно-изобразительное средство (троп), разновидность метафоры. Однако метафора представляет собой отдельное словосочетание, а олицетворение – это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении самостоятельное предметное значение: «Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над притихшим лесом». 17

Инверсия - фигура речи, является одним из важнейших средств интонационно - синтаксического выделения слов или их сочетаний. Состоит в постановке выделяемых слов на синтаксически необычное для них место, т.е. в нарушении обычного порядка слов. Применяется для логического и эмоционального выделения слов: Часов однообразный бой (вместо однообразный бой часов) 18

Гипербола - художественно-изобразительное средство (троп), образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота – выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления. Их художественный эффект основывается на удивительном парадоксе: они самым очевидным образом противоречат законам объективной действительности, формальной логике, но воспринимаются не как обман, а как особая форма существования истины, сила которой не в соответствии здравому рассудку, а её эмоциональной убедительности. 19

Перифраз - художественно-изобразительное средство (троп), оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Позволяет придать тексту торжественное, возвышенное звучание, позволяет избежать неоправданных повторов и служит для связи предложений. Иногда используется для создания комического эффекта. 1) солнце русской поэзии – Пушкин 2) весна человеческой жизни – юность 3) прикованный к скале Титан – Прометей 4) бессмертный творец «Илиады» - Гомер 5) седая чародейка – зима 20

Синекдоха - троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного: к нему и птица не летит, и зверь нейдёт. 21

Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое (горькая радость, горячий снег, красноречивое молчание). 22

Параллелизм - фигура речи, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ. Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. 23

Синтаксический параллелизм (одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи) Хлеб – в закромах. Сено – в скирде. Синтаксический параллелизм (одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи) Хлеб – в закромах. Сено – в скирде. Парцелляция (членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы) - Можно распрямиться. Передохнуть. Парцелляция (членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы) - Можно распрямиться. Передохнуть. Оксюморон (соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое) - звонкую тишину Оксюморон (соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое) - звонкую тишину Риторический вопрос (вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению) - Что может быть лучше для крестьянина, чем выйти на убранное поле и послушать звонкую тишину? Риторический вопрос (вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению) - Что может быть лучше для крестьянина, чем выйти на убранное поле и послушать звонкую тишину? 24

Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику: (Человек! Будь осторожен: очень часто домашних уток ты принимаешь за небесных ангелов!) 25

Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи. Бессоюзие – стилистическая фигура, такое построение предложений, при котором однородные члены предложения или части сложного предложения связываются без помощи союзов. 26

Успехов на ЕГЭ! 27

Источники 1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьёва; Под ред. И.П.Цыбулько. - 4-е изд., испр. и доп. - Челябинск: Взгляд, 2005 г с. 1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьёва; Под ред. И.П.Цыбулько. - 4-е изд., испр. и доп. - Челябинск: Взгляд, 2005 г с. 2. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, с. 2. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, с. 3. Петрова В.В. Русский язык. Выполнение заданий части 2 (В): учебно-методическое пособие /В.В.Петрова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ЕГЭ. 100 баллов».) с. 3. Петрова В.В. Русский язык. Выполнение заданий части 2 (В): учебно-методическое пособие /В.В.Петрова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ЕГЭ. 100 баллов».) с. 28