Автор Скворцова Т. Н., учитель МХК МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА УРОКА «Картины Сурикова полны прелести, смысла и драматизма»
Advertisements

Колесникова Е.В учитель русского языка и литературы.
Творчество Василия Ивановича Сурикова
В марте 1881 года состоялась очередная передвижная выставка. Событием её стало произведение мало кому еще известного художника – Василия Ивановича Сурикова.
Что можно рассказать о произведении архитектуры 1.Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный.
1.КАКОВЫ ВАШИ ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ. 2.2.ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХЕ, СТИЛЮ И НАПРАВЛЕНИЮ. 3.СМЫСЛ НАЗВАНИЯ.ОСОБЕННОСТИ.
Олимпиадные задания по МХК муниципального этапа гг Учитель МБОУ СОШ 1 с УИОП Бережная Наталья Вениаминовна.
Диагональ (древнегреч.) – идущий от угла к углу. Пересечение диагоналей является геометрическим центром картины. Диагональ подчеркивает композиционный.
САЛЬВАДОР ДАЛИ. АНАЛИЗ КАРТИН.. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ. 1.КАКОВЫ ВАШИ ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ. 2.2.ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ИСТОРИЧЕСКОЙ.
Живопись второй половины 19 века Федотова Людмила Ивановна МКОУ Белоярская СОШ, Красноярский край.
Великие темы жзни. Исторические темы в картинах. Творчество В.И.Сурикова.
Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года городе Красноярске в семье губернского регистратора. В середине XVI века с Дона,
Творчество Сурикова
Исторические темы в творчестве В.И.Сурикова Учитель изобразительного искусства МАОУ «Лицей 9» г. Новосибирска Михайлюк Елена Владимировна.
{ Урок развития речи - описание картины Зинаиды Серебряковой.
Репин Репин родился в 1884 году в маленьком украинском городке Чугуеве, недалеко от Харькова, в семье военного поселянина. С родными местами связаны первые.
Презентация урока для интерактивной доски по изобразительному искусству (ИЗО, 7 класс) на тему: Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова.
Василий Суриков
Реалистическая живопись И.Е.Репина и В.И. Сурикова. (рассказывают по картинам ученики) Социальная тематика в творчестве русских художников – передвижников.
Великие портретисты прошлого Живописный портрет это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Живописный портрет это форма выражения глубокого.
Транксрипт:

Автор Скворцова Т. Н., учитель МХК МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области

Образовательные: познакомить учащихся с принципом анализа произведений живописи; продолжать знакомить с выдающимися произведениями отечественных и зарубежных художников. Работа над картиной В. И. Сукирова «Утро стрелецкой казни». Развивающие: учить «читать» художественное произведение, анализировать его, свободно высказывать свое мнение, дать основы понимания общественного назначения искусства как средства отражения, познания мира. формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на произведения искусства. Воспитательные: воспитывать активную гражданскую позицию; учить с уважением относиться к мнению и высказываниям других людей; учить приемам активного слушания.

1. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи? 2. История создания живописного произведения. 3. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве? 4. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению. 5. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины. 6. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма. 7. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.

1. Каковы ваши личные впечатления от картины В. И. Сукирова «Утро стрелецкой казни»?

Выберите эпитеты для описания личных впечатлений, настроения (внутреннее, душевное состояние). О хорошем, радостном настроении. Беззаботное, благодушное, благостное, бодрое, боевое, бравое, буколическое (устар.), великолепное, величавое, веселое, весеннее, возбужденное, воодушевленное, восторженное, высокое, добродушное, доброе, жизнерадостное, игривое, изумительное, легкое, лучезарное (устар.), мажорное, мирное, оптимистическое, отличное, отменное (разг.), повышенное, поднятое (устар.), покойное, праздничное, превосходное, прекрасное, приподнятое, приподнято-боевое, радостное, радужное, ровное, светлое, смешливое, спокойное, счастливое, тихое, торжественное, торжественно-приподнятое, умиленное, умиротворенное, устойчивое, хорошее, чистое, чудесное, чудное, шаловливое, ясное.

О плохом, грустном, озлобленном настроении. Безотрадное, безрадостное, бранчивое (устар.), бранчливое (разг.), ворчливое, враждебное, вялое, гадкое (разг.), гнетущее, грустное, дурное, желчное, жуткое (разг.), злобное, злое, кислое (разг.), меланхолическое, мерзкое (разг.), мерзостное (простореч.), мизантропическое, мрачное, невеселое, нехорошее, озабоченное, озлобленное, омерзительное (разг.), осеннее, отвратительное (разг.), отчаянное, пакостное (разг.), паршивое (разг.), пасмурное, пессимистическое, плохое, поганое (разг.), подавленное, похоронное, превратное (устар.), раздражительное, скверное, слезливое, смутное, собачье (разг.), сумеречное, сумрачное, тоскливое, траурное, тревожное, тягостное, тяжелое, тяжкое, угнетенное, угрюмое, удрученное, ужасное (разг.), унылое, хмурое, холодное. О мечтательном настроении. Лирическое, мечтательное, поэтическое, романтическое, сентиментальное, тихое, томное, элегическое, элегичное. гробовое, лазаретное, лучезарно-птичье, мармеладное, прогулочное, чемоданное (шутл.).

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сукирова на тему русской истории. Однажды художника поразил образ - зажженная днем свеча - как символ трагедии и обреченности. Мастер масштабных исторических полотен много лет вынашивал его в себе, пока не воплотил его в теме расправы над стрельцами в картине «Утро стрелецкой казни». Тусклый в сизом воздухе хмурого утра огонек свечи в еще живой руке ассоциировался с казнью. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Но еще в Петербурге решил писать «Стрельцов», а задумал их и того ранее в Сибири. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Сукиров не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни. 1. Какова история создания живописного произведения?

О том, что непосредственно подтолкнуло его к созданию картины «Утро стрелецкой казни», Сукиров говорил известному художественному критику Сергею Глаголю: «...однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Поспешил домой и до глубокой ночи все делал наброски то общей композиции, то отдельных групп». «Когда я их (т. е. «Стрельцов».) задумал, у меня все лица сразу так и возникли. И цветовая раскраска вместе с композицией. Я ведь живу от самого холста: из него все возникает». В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году. Автопортрет. 1879

Васи́лий Ива́нович Су́киров (24 января 1848, Красноярск 19 марта 1916, Москва) великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. «Утро стрелецкой казни» была первой работой, выставленной Сукировым на суд зрителей. Она была представлена 1 марта 1881 года на очередной выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Могучая картина!» так писал И. Е. Репин. Третьяков сразу же приобрёл эту картину для своей коллекции, а позже и два следующих исторических полотна «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Восемь тысяч рублей, полученные за картину от П. М. Третьякова, позволили и в будущем, не заботясь о хлебе насущном, создавать «свое». Первые три картины В. И. Сукирова своеобразно связаны между собой сюжетами, как звеньями одной цепи. По хронологии изображаемых в них событий первой должна была бы стать «Боярыня Морозова» (середина XVII века) и лишь затем «Утро стрелецкой казни» исторический петровский поворот; картина «Меншиков в Березове» является ее завершающим звеном, ведь опалой и ссылкой Меншикова, по сути, заканчивалась эпоха Петра. Как известно, все три великие замысла возникли у Сукирова почти одновременно, а их общий исток лежал в его теперь уже далекой красноярской юности. 3. Расскажите. Что вы знаете об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве? Автопортрет. 1910

4. К какой культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению принадлежит картина? «Утро стрелецкой казни» картина русского художника В. И. Сукирова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сукирова на тему русской истории. Посвящена событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Картина принадлежит реалистическому направлению в искусстве

5. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины. На картине два главных героя молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, которая зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.

Рассмотрите фрагмент картины. Что вы можете сказать о характере ПетраI? Каково отношение художника к царю? Что может говорить царю персонаж картины? Кто он такой?

Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак,

Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Чернобородый стрелец в накинутом на плечи красном кафтане мрачно, исподлобья озирается вокруг. И он не покорился приговору Петра. Сознание седого стрельца помутилось от ужаса грядущей казни, он не видит припавших к нему детей. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь.

Дорога в картинах Сукирова важнейший элемент выбора, чудесной возможности увидеть потаенные пути, по которым идет история. В картине «Утро стрелецкой казни» есть два пути. Один уходит влево, на нем стоит стрелецкая телега, другой, вдоль крепостной стены, ведет вправо к виселицам, на нем стоит царский экипаж. Обе дороги обтекают с двух сторон храм Василия Блаженного (следы колес на переднем плане), негласного судии происходящего. Разветвленность движения в картине не только обособляет картинный центр, создает иллюзию последнего островка допетровской России, который и образуют собой стрельцы, но и указывает на местоположение народа (Лобное место) в этой непростой исторической ситуации. Визуально стрельцы расположились у основания храма. Это их блаженный мир, их Голгофа. С дорогой связан образ движения - и не только на дороге, по дороге (телега).

Им противостоит уже иная Россия, одетая в одинаковые европейские мундиры. Стрельцы не понимают этой новой России, она пугает их, лишает воли и сил. И только царь, одетый, как и они, «по-русски», вызывает недоумение и горечь, словно предатель, изменивший дороге отцов. Царь вроде свой и в то же время чужой, иноплеменный, «арапский». Он единственный в картине всадник, персонаж, имеющий возможность перемещаться в любую ее сторону, способный изменить сложившуюся ситуацию, но выбор уже сделал.

С правой стороны картины, из «партии царя» выделяются два человека – боярин с окладистой бородой и западный «специалист». Оба они с задумчивостью наблюдают за происходящим. На первый взгляд кажется, что они совершенно чужие друг другу, почти антагонисты, но вскоре боярин сбреет бороду, а наемник получит русский титул, станет этаким Карлом Ивановичем, и оба они рука об руку создадут новую русскую историю. Рассматривая картину сложно однозначно определить на какой из сторон противостояния находилось сердце художника. Дорога стрельцов уходит влево, в безвозвратное прошлое, а новая Россия через виселицы уводит нас вправо, в будущее, которое свершится и без нашего желания, как рассвет нового, но пока еще сумеречного дня. Единственно, что нам остается – это урок истории. Образ наблюдателей в картине «Утро стрелецкой казни» (фрагмент)

Очень важна архитектурная конструкция полотна. Стоящая одиноко башня Кремля соответствует одинокой фигуре царя; вторая, ближняя башня, объединяет в одно целое толпу наблюдателей, бояр и иностранцев; ровный строй солдат в точности повторяет линию кремлевской стены. Художник умышленно сдвинул все сооружения к Лобному месту, применив композиционный прием сближения планов и создав эффект огромной народной толпы. Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный шатер храма Покрова словно не вместился в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I.

Верхняя зона противопоставляется нижней – земле, несущей на себе следы человеческой драмы. Художник изображает пустынное утреннее небо, в которое врастают красивым силуэтом кремлевские башни и купала храма Василия Блаженного. Архитектурные вертикали и небесная тишина создают впечатление умиротворения и гармонии, нарушаемые лишь вороньей стаей (отголосок земных проблем), но если мы переведем взгляд вниз, то увидим изрытую человеческой деятельностью землю, с отблесками (остатками) небесной чистоты отраженной в грязных лужах. Исколесованная сырая земля идентична сидящим на ней униженным и безутешным матерям, оплакивающих близких. Но художник вводит в эту человеческую безысходность образ девочки в красном платке, как символ изначальной чистоты и надежды. Земля все стерпит, все перенесет, сотрет раны и кровь и вновь оживет молодой зеленью. Какой приём лежит в основе Композиции картины?

Рассмотрите данный фрагмент картины? Опишите, что видите. Чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и спрятал лицо в складках ее одежды. Тяжело опустилась на землю старуха. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.

6. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Художник выбрал время изображения казни утро после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел полностью рассеяться холодный утренний туман. В этой обстановке среди тёмной толпы выделяются белые рубахи осуждённых и мерцающие огоньки их свечей. Значение обусловленных цветов при передаче воздушной перспективы. Впечатление глубины перспективных планов достигается сопоставлением интенсивных собственных цветов вблизи и малонасыщенных цветов, обусловленных воздушной средой, на даль­них планах. Воздух при рассеянном свете небосвода придает предметам общую светло-голубую окраску.

По законам того времени на казни должен обязательно присутствовать священник, но на картине (как и в настоящем событии) его не было. Для картины символично число 7: на картине присутствует 7 свечей, 7 видимых с места события глав храма Василия Блаженного, 7 стрельцов (одного увели, осталась лишь свечка, как изображение его души). В чём заключается символика числа 7?

7. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру. Историческая тема на несколько десятилетий стала доминирующей в творчестве Сукирова. Картины «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» известны в России каждому. Уже из названий ясно, что художника привлекали переломные моменты отечественной истории, он стремился создать сильные характеры, показать образ народа, черты национального русского характера. Вывод Сукиров внес в живописное прочтение истории глубокий психологизм, ощущение исторических «переломов» как народной трагедии. Человек и среда в картинах Сукирова тесно связаны, едины Красная площадь в Москве и непокоренные стрельцы, которых здесь ожидает казнь.

1. Перечислите символы, использованные автором в картине? 2. Попытайтесь объяснить значение символов? 3. Перечислите образы, созданные художником в картине. 4. Назовите приметы исторического жанра? 5. Какие другие жанры изобразительного искусства используются в исторических картинах? 6. В какую эпоху в русской светской живописи появляется исторический жанр? 7. Относятся ли к историческому жанру мифологические и библейские сюжеты?

1. Г. И. Данилова, Мировая художественная культура. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений М. : Дрофа, В. С. Кеменов, Историческая живопись Сукирова, е гг., М., 1963; 3. В. И. Сукиров. (Альбом, вступительная статья Д. Сарабьянова), М., 1963; 4. Википедия. 5. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.) 6. Шедевры русской живописи. "Кирилл и Мефодий", 1997