Обрести душу… Тема гордости, покаяния и смирения в романе « Преступление и наказание » Автор : Турушева Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи "проверяет Соню на прочность ". Он, убив старуху, совершает бунт, она,
Advertisements

Портрет Достоевского работы Перова, 1872 год «Преступление и наказание» в «Русском вестнике» М. Н. Каткова.
Семья Мармеладовых в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание ». « Вечная Сонечка, пока мир стоит !»
Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление.
Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.Достоевский.
МОУ «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Презентация реферата по литературе ученицы 11класса Михайловой Анастасии по теме: «Автор и его.
Работу выполнила ученица 10 класса Б Яковлева Ольга.
« Проблема свободы в романе Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание ».
1 Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Теория Раскольникова. ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Чтобы душа была жива Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» - роман – предупреждение. Байдакова Т.Б., учитель литературы МОУ СОШ 3г.Амурск, 2007.
«Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорбленных.
Тема: Образ Катерины в пьесе «Гроза». Цель: Показать образ Катерины и раскрыть черты её характера.
Образ Родиона Раскольникова Натура и идея. Наказание.
Автор проекта Учитель русского языка и литературы Л. Г. Тарасова. МОУ СОШ с УИОП д. Стулово.
Тема: «Пушкинские традиции в произведении М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание» через призму маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» «Ведь и мы к.
Теория Раскольникова. Смысл теории Раскольникова
ГОУ РПЛИ городского округа город Кумертау республики Башкортостан Разработка урока по литературе в 10 классе ТЕМА: «Двойники и антиподы Родиона Раскольникова.
Закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как.
Транксрипт:

Обрести душу… Тема гордости, покаяния и смирения в романе « Преступление и наказание » Автор : Турушева Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 п. Забайкальск Забайкальского края.

Анализ эпизода «Первый сон Раскольникова» (ч.1, гл. 5) Какие литературные ассоциации возникли у вас после прочтения эпизода? Раскройте символический смысл образов лошади и мальчика. Что сближает первый сон героя романа и последние сны (на каторге)? Какую роль играет этот эпизод в раскрытии характера героя и идеи всего произведения?.

например: Он опять: по спине, по бокам, И, вперёд забежав, по лопаткам, И по плачущим кротким глазам… Н.Некрасов (из цикла «О погоде») Эти стихи Некрасова произвели на Ф.М.Достоевского огромное впечатление. Деточка, все мы немножко лошади.. В.Маяковский Почему именно лошадь?

Несправедлива жизнь, груба, жестока: её хозяева- седоки едут, погоняя несчастных, забитых кляч, издеваются над ними, а если захотят, то могут и убить. Бессильны попытки обездоленных людей найти в этом страшном мире справедливость. Не случайно с заезженной клячей сравнивает себя Катерина Ивановна Мармеладова, замученная, раздавленная нищетой. Спился с горя её муж. На панели её дочь Соня. Мальчик сильно переживает смерть лошади. В сне выражен протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя.

Значение первого сна Раскольникова сон – «закон природы, который не знаем мы и который кричит в нас» (из черновиков к роману). тема человеческих страданий; способность Раскольникова вобрать в свою душу боль другого существа; несовместимость задуманного преступления с глубоко сострадательной, мягкой и нежной его душой; переживание героем наказания до совершения преступления;

Двойственность расколотой души день (бред явь ) ночь РАЗУМ ЧУВСТВО (совесть) «арифметика» «стеснённая грудь» индивидуализм человечность гордость борьба бунт

Последний сон Раскольникова Первый сон - предупреждение человека, последний сон - предупреждение человечества о расплате за преступление через страдание. Люди, заражённые трихинами, одержимы безоглядной верой в себя, свои идеи, они страшны, ибо не способны слышать и понимать друг друга, не способны почувствовать угрозу гибели. Мир страдает от недостатка чистых людей. Так зарождается новый взгляд Раскольникова на жизнь, на себя, начинается переоценка ценностей в сознании героя.

Анализ эпизодов «Встреча Раскольникова с Соней» (IV часть, 4 глава; V часть, 4 глава) Почему Раскольников идёт с признанием именно к Соне? Почему он просит Соню прочесть ему из Евангелие именно притчу о воскрешении Лазаря? Чем объяснить разные позиции Сони и Раскольникова в отношении жизненной правды? Как Достоевский отвечает на вопросы: «Как уничтожить зло на земле? Где путь к человеческому братству? Какова роль сцены покаяния (V часть, VIII глава)? Как вы думаете, смирился ли Раскольников? Вы верите в истинное раскаяние преступника-убийцы?

версия… Легенда о Лазаре помогает нам понять финал романа. Раскольников должен воскреснуть духовно, тем более, что возможность его нравственного перерождения вытекает из его человеческой натуры. У него есть все предпосылки для этого. Достоевский приводит своего героя и нас вместе с ним к такой простой и такой трудно выполнимой истине: «Главное – люби других как себя, вот что главное». Как вы думаете, способен ли смириться Раскольников?

версия… Достоевский приводит читателя к мысли о том, что единственная система нравственных ценностей, испытанная временем, - это Евангелие. Отказываясь от неё, человек невольно встаёт на путь зла и насилия, так как вершиной мирового порядка вынужден считать себя (себе отводит роль Бога); возвращаясь, -духовно возрождается. Легенда о Лазаре – это сцена веры в Воскресение. Безбожный разум Раскольникова, порабощённый страшной идеей, увёл его с дороги добра, но его натура, с детства впитавшая в себя заповедь «Не убий!», не даёт ему преодолеть ощущение преступности содеянного, жить спокойно. Поэтому и мучается Раскольников, тоска по милосердию и взаимопониманию через Евангелие и притчу о воскрешении возвращает ему мир христианских идей. «Смирись, гордый человек!» - это воплощение Ф.М.Достоевским библейской темы смирения. Смирение = гармония. А по-вашему?

версия… Герои романа воспринимают жизнь по-разному. Если Раскольников живёт разумом – протестует, не принимает жизнь такой, какая она есть, вступает на путь насилия, то Соня Мармеладова целиком руководствуется чувством – избирает путь самопожертвования, кротости, готовности подчиниться обстоятельствам. У неё есть смысл в жизни: любовь, вера. Например, когда Соня читала Евангелие, она ассоциировала себя с Лазарем. Раскольников же ставил себя на место Иисуса. Он сам на себя возлагает ответственность за всё человечество, принимая на себя его грех. Только его теория терпит поражение. Оскорблённое, униженное самолюбие, гордый нрав загоняют его в тупик. У него нет смысла в жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт. Гордость, индивидуализм = отсутствие душевного покоя. Согласны?

версия… В лице Сони Раскольников встречает родственную душу. Он, убив старуху, совершает бунт, она, убив себя, приносит жертву. Герой совершает попытку пробудить в ней гордый протест и найти союзницу по преступлению. До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Но Соня не бунтует. Она смиряется с действительностью и надеется на Бога. Раскольников чувствует её силу. Вы думаете иначе?

версия… «Он встал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем. Он встал и поклонился в другой раз. - Ишь нахлестался! – заметил подле него один парень. Раздался смех.» Зачем надо было Раскольникову идти на добровольное унижение? Освободиться от мук совести можно только через покаяние. Это был его первый шаг к покаянию- прилюдное коленопреклонение на площади, второй – добровольная явка с повинной, третий – на каторге – когда «вдруг что-то как бы подхватило и как бы бросило к ногам Сони». Постепенное перерождение. Как вы думаете, добровольное публичное признание своей неправоты – это сила или слабость человека?

«Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него…» Евангелие от Иоанна «Воскрешение Лазаря»

Анализ эпизодов «На каторге» (эпилог) Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников? Почему каторжники полюбили Соню? Что помогло возродиться Раскольникову? Какова роль пейзажа в эпилоге? Какова роль эпилога в понимании всего смысла романа?

Роль эпилога в понимании всего смысла романа Эпилог – это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории; -это воплощение Ф.М.Достоевским библейской темы смирения. -Это воплощение главной идеи романа – только любовь к ближнему способна победить зло. Сам писатель тоже не сразу пришёл к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для человека.

Нравственные уроки образа Раскольникова. «Обрести Христа – значит, обрести собственную душу»- вот вывод, к которому приходит Достоевский… Эта философия вбирает в себя ответ на вопрос: «Что значит быть Человеком?» Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми. Преступления ведут к разрушению личности преступившего. Подлинная человечность всегда связана с любовью к людям, с принятием их права на существование. И нет причин, оправдывающих убийство. Свобода – это не вседозволенность. Есть предел нравственно возможного. Вседозволенность ведёт к аморальности и распаду всех человеческих связей. Безнравственно и бесчеловечно противопоставление своего счастья – всеобщему.

Домашнее задание - устное сочинение: Прочитан роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Написанный более 100 лет назад, он до сих пор волнует читателей не только России, но и всего мира. О каких острейших проблемах современности заставляет нас задуматься это произведение?