Шитова Инна Геннадьевна Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2, г. Ноябрьск, Тюменская обл.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Действенно - операционный компонент учебной деятельности.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
Формирование исследовательской культуры школьников В поисках ответа наталкиваешься на вопросы Йозеф Чапек – чешский писатель Подготовила Гордеева А.Н.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Современные подходы к организации и анализу урока.
Проблемно-поисковые технологии. Педагогический совет
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Использование технологии исследовательской деятельности для активизации познавательных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Русский язык 3 класс ОС «Школа 2100» Учитель: Разумова Ольга Владимировна.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА 1.Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктив­ностью, способной к самостоятельному.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Кафедра физико – математических дисциплин.. Социальная компетентность. Что делает учитель? Стимулирование познавательной активности учащихся Стимулирование.
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
Виды заданий для развития индивидуальной личности 1 блок Задания на создание возможностей самопознания 2 блок Задания на создание возможностей для самоопределения.
ФОРМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ: -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ -ТВОРЧЕСКАЯ -ИНФОРМАЦИОННАЯ -ИГРОВАЯ.
Транксрипт:

Шитова Инна Геннадьевна Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2, г. Ноябрьск, Тюменская обл.

В процессе работы по развитию творческих способностей мы столкнулись с противоречиями следующего характера: между необходимостью развития творческого потенциала ученика и отсутствием условий для индивидуализации учебного процесса; между индивидуальными способностями ученика и программными ограничениями.

Организация учебного процесса с использованием продуктивных задач, на наш взгляд, - эффективный способ, позволяющий успешно развивать творческие способности. Поиск оптимальных средств для развития творческих способностей, а также выборе методов, приёмов обучения предмету, позволяющих разрешить эти противоречия Проблема исследования

Новизна в возможности участия в учебной деятельности учеников разных учебных способностей включении детей в творческую деятельность успешном выполнении продуктивных задач.

Цель исследования Объект исследования Предмет исследования изучение влияния продуктивных задач на развитие творческих способностей учащихся. развитие творческих способностей учащихся при изучении литературы продуктивные задачи и их влияние на развитие творческих способностей учащихся.

влияние продуктивных задач на творческие способности будет на творческие способности будет эффективным, если: -использовать их в системе на уроках литературы, литературы, -предлагать учащимся широкий спектр таких задач, - осуществлять мониторинг.

2. Разработка систематизации задач в зависимости от структуры урока. 1. Анализ психолого-педагогической литературы по развитию творческих способностей. 3. Создание банка продуктивных задач на основе классификации Д. Толлингеровой. 4. Организация мониторинга развития творческих способностей. 5. Оценка эффективности системы работы.

1.1. задачи по узнаванию 1.2. задачи по воспроизведению отдельных фактов, понятий 1.3. задачи по воспроизведению отдельных норм, правил 1.4. задачи по воспроизведению больших текстовых блоков, стихов, таблиц Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных

2.2. задачи по перечислению и описанию фактов (перечень и т.д.) 2.3. задачи по перечислению и описанию процессов и способов действия 2.4. задачи по разбору и структуре (анализ и синтез) 2.5. задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение) 2.6. задачи по распределению (категоризация, классификация) 2.7. задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, инструмент, способ) 2.8. задачи по абстракции, конкретизации и обобщению Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными 2.9. решение несложных примеров (с известными величинами).

3.1. задачи по переносу (трансляция, трансформация) 3.2. задачи по изложению (интерпретация, обоснование) 3.3. задачи по индукции 3.4. задачи по дедукции 3.5. задачи по доказательству, аргументации и проверке 3.6. задачи по оценке (средство, влияние, функция, инструмент, способ) Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными

4.1. задачи по разработке обзоров, конспектов, рефератов 4.2. задачи по разработке отчёта, доклада, трактата 4.3. самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты Задачи, требующие сообщения данных

5.1. задачи по практическому приложению; трансформация) 5.2. решение проблемных задач и ситуаций 5.3. постановка вопроса и формулировка задач или заданий 5.4. задачи по раскрытию на основании наблюдений 5.5. задачи по раскрытию на основании размышлений Задачи, требующие творческого мышления

6.1. задачи на рефлексию по отношению к структурам действия, опознания, запоминания 6.2. задачи на рефлексию по отношению к различного рода эвристикам 6.3. задачи на рефлексивные действия по отношению к построению письменного высказывания (научного текста) 6.4. задачи на построение стратегий совместного или индивидуального решения тех или иных проблем 6.5. задачи на выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач Задачи рефлексивного характера

Процесс творчества Продуктивный процесс психического развития Продуктивный процесс личностного роста Открытие окружающего мира Самовыражение через словотворчество Актуализация жизненного и литературного творчества Развертывание исследовательской деятельности Поиск и открытие нового Потребность в поиске и порождении личных проблем Использование знаний в нестандартной ситуации Решение проблемы в форме художественного, интеллектуального, вещественного «продукта».

Технология реализация опыта: Основные направления организации учебного процесса для создания условий по использованию продуктивных задач Создание благоприятного эмоционального- психологического климата Усиление личностно ориентированной направленности урока Осуществление дифференцированного подхода к выбору приёмов обучения Сочетание разных форм организации работы учащихся при приоритете групповых форм Создание атмосферы, побуждающей к творчеству Создание творческой среды

1. Мотивация урока Презентация книги Парад костюмов (или их деталей), героев художественных произведений Постановка проблемных вопросов по произведению Экспромты дилетантов Рассказ об авторе по прочитанному произведению, портрету Составление и узнавание лексических перевёртышей Цифровое кодирование Литературные загадки

Вероятностное прогнозирование Творческий пересказ с изменением лица рассказчика Групповая разработка учебной темы Самоурок Ассоциативные интерпретации художественно го текста Восстановление пропущенных слов, предложений или абзацев текста Подготовка публичных выступлений Проведени е заочных экскурсий Резюмированное изложение литературного материала с эмоциональной модуляцией Мозговой штурм 2. Объяснение нового материала

3. Рефлексия Выдвижение гипотез по поводу сюжетных линий Аллегорические сравнения персонажей художественного произведения Обобщение разнопланового литературного материала по самым разнообразным признакам Незавершённость Выражение литературного материала в юмористической форме

4. Закрепление Различные вариации сопоставительного анализа: Создание литературных коллажей по определённой тематике или отдельному произведению Проведение литературных дискуссий Рассказ, воссоздающий по деталям жизненный путь героя Конкурс на лучшую литературную подсказку Изменение имиджа литературного героя Проведение различных ролевых игр Стилистическое осовременивание или архаизация художественного текста

Составление опорных конспектов Разговор с автором, героем произведения (интервью) Создание хронотропных фантазий Диалог героев разных художественны х произведений Дискуссия писателей по определённой тематике Жанровые перевёртыши Родовые перевёртыши Сочинения различной тематики и жанров, основанные на литературных и жизненных впечатлениях Создание собственных произведений на основании кальки-схемы структуры текста, на основании знакомства со спецификой жанра, на основании стилистических особенностей путём подражания модуляцией Написание сценария по мотивам литературного произведения 5. Обобщение

Индивидуальная Групповая а)формирование групп б)организация работы в группе в) распределение ролей в группе Фронтальная Знания по теории литературы Знания по проблематике 1. Выбор задачи 2. Выбор формы работы 3. Выбор формы совместной работы с учителем 4. Выбор базового репродуктивного уровня 5. Использование приемов, стимулирующих творческую активность 8. Демонстрация результатов решений 9. Оценивание 6. Порождение смыслового содержания 7. Действия по выражению смыслового содержания Устная речь Письменная речь

Желание Стихийность Случай Климат Проблемность Состав ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ГРУППЕ

Индуктивный

Круговой

«Один за всех»

ПРИЁМЫ ОПРОСА ПРИ СОВМЕСТНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Выбор (отвечающего от группы выбирает учитель). 2. Все (отвечают все ученики). 3. Экзаменаторы (одна группа экзаменует другую). 4. Делегат (отвечающего выбирает группа). 5. Доверие (группа не отвечает, работая на доверии).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ГРУППЕ 1. Наугад (если учитель плохо знает коллектив, то возможно распределение по цветам, фигурам). 2. Естественный выбор (произвольное, самостоятельное распределение ролей). 3. Указка сверху (с целью разностороннего развития личности назначение, например, тихого, неприметного ученика лидером группы, то есть замена обычных ролевых масок на несвойственные). 4. Х и К 0 (учитель выбирает лидеров, а те набирают себе команду).

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РОЛЕЙ Роли Лидер КритикЭрудит Гармо- ионизатор Интег- ратор Прото- колист

ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧИТЕЛЕМ Введение в деятельность Разделённые между учителем и учеником действия Подражание Саморегулируемые действия Поддержанные действия Самоорганизуемые действия Самопобуждаемые действия Партнёрство

Индивидуальная Групповая а)формирование групп б)организация работы в группе в) распределение ролей в группе Фронтальная Знания по теории литературы Знания по проблематике 1. Выбор задачи 2. Выбор формы работы 3. Выбор формы совместной работы с учителем 4. Выбор базового репродуктивного уровня 5. Использование приемов, стимулирующих творческую активность 8. Демонстрация результатов решений 9. Оценивание 6. Порождение смыслового содержания 7. Действия по выражению смыслового содержания Устная речь Письменная речь

2. Обратная задача 4. Стратегия Диснея 5. Решение продуктивной задачи по вопросам 6. Самовнушение 1. Деление Задачи на части 3. Алгоритм Приемы, стимулирующие творческую активность 7. Приемы фантазирования Дж. Родари

Репродуктивные задачи «3»«4»«5» Знание биографии И.А.Гончарова Знание текста романа «Обломов» Знание биографии А.Н.Островского Знание текста драмы «Гроза» Знание биографии И.С.Тургенева Продуктивные задачи Сочинение по Н.В.Гоголю Участие в групповой дискуссии «Западники и славянофилы» Гончаров и Обломов. Их сходство и различие Письменный ответ на один из вопросов: - Обломов и Захар. Кто у кого в рабстве? - Обломов. Может ли быть лишним хороший человек? - Что могла бы написать Ольга Ильинская о своём романе с Обломовым? Защита проекта от группы на одну из тем: - Роль детали в романе «Обломов» - Женские образы в романе - Обломов и Штольц: сравнительная характеристика Письмо Обломову Опорный конспект на тему «Причины гибели Катерины» Ассоциативные сравнения героев драмы Заметка в газету города Калинова Защита проекта от группы на одну из тем: - Смысл названия - Художественное своеобразие пьесы - Система образов Участие в семинаре «Образ Катерины глазами читателей разных эпох» Сочинение по пьесе «Гроза»

Беглость ГибкостьОригинальность Критерии творческих способностей

Д5 и д 6