Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 185 г. Хабаровска ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Выполнила: старший воспитатель Клюшенкова Ирина Вячеславовна
I. Общие положения Предметом регулирования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации ООП дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ДОУ).
Стандарт разработан на основании Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов РФ при разработке и реализации Программы образовательной организацией.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФГОС ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬБНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
При разработке стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации.
Стандарт утверждает основные принципы: поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства; полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
Стандарт утверждает основные принципы: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности; учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт решает задачи: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
Задачи: обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
Задачи: обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей ( в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Стандарт является основой для: разработки и реализации Программы; разработки примерных образовательных программ дошкольного образования; разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении образовательной организации; объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных организаций.
Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы к структуре Программы; к условиям реализации программы, включающим требования к психолого- педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
II. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта.
Содержание программы должно охватывать следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Содержание Программы должно отражать аспекты социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста Предметно-пространственная развивающая обогащенная среда; Характер взаимодействия со взрослыми; Характер взаимодействия с другими людьми; Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Основная образовательная программа дошкольного образования состоит из 2-х частей* Обязательная часть; Часть, формулируемая участниками образовательного процесса. * Примечание: обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований стандарта
Обязательная часть Программы Предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырех взаимодополняющих образовательных областях. Объем обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса Должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы. Объем данной части Программы не более 40%. Должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и предусматривает описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Структура основной образовательной программы включает три основных раздела, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса
Основные разделы Программы: Целевой раздел включает: пояснительную записку; целевые ориентиры. Содержательный раздел раскрывает задачи: развития специфических видов деятельности; становления первичной ценностной ориентации и социализации; развития первичных представлений; коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья Организационный раздел определяет : общие рамки организации образовательного процесса; механизм реализации положений ООП
Требования к разделам основной образовательной программы Целевой раздел Содержательный раздел Пояснительная записка должна раскрывать: цели и задачи реализации ООП; значимые для разработки и реализации ООП характеристики, в том числе психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий осуществления образовательного процесса; принципы и подходы к формированию ООП. Содержательный раздел должен включать: цели и задачи образовательной работы с учетом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей; содержание образовательной работы по видам деятельности детей с учетом ООП дошкольного образования; описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приемов, средств образования) с учетом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Требования к разделам основной образовательной программы Организационный раздел основной образовательной программы должен включать: характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках; особенности организации предметно-пространственной развивающей среды; характеристику основных принципов, методов и/или технологий реализации Программы, в том числе связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе); способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления.
III.Требования к условиям реализации основной образовательной программы требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы; требования кадровым условиям реализации Программы;, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы; требования к развивающей предметно- пространственной среде.
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования являются ориентирами для: учредителей Организаций; педагогов и администрации Организаций; авторов образовательных программ; исследователей, изучающих характеристики образования детей от 2 мес. до 8 лет; родителей (законных представителей детей); широкой общественности.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга; оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда труда работников Организации.
Социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного детства ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбрать себе род занятий; ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; ребенок обладает развитым воображением. Его способность к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре, рисовании, придумывании сказок, танцах, пении;
Социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного детства ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими; Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам и правилам поведения; ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации основной образовательной программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Используемая литература Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;