УРОК В 9 КЛАССЕ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ В НОВОЙ ФОРМЕ (ГИА). СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. ПРИЁМЫ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА. Учитель Зуева Людмила Васильевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сжатое изложение. ЦЕЛЬ Подробное изложение Краткое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского.
Advertisements

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки) Учитель Конева Ирина Васильевна ГОУ 546 Санкт-Петербург 2009.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
Основные приёмы сжатия текста Краткосрочный курс для учащихся 9-ых классов в сетевой предпрофильной подготовке © О.В.Кузнецова, учитель русского языка.
Основные приёмы сжатия текста Краткосрочный курс для учащихся 9-ых классов в сетевой предпрофильной подготовке © О.В.Кузнецова, учитель русского языка.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ АТТЕСТАЦИЯ Консультацию для учащихся 9 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА.
Приёмы сжатия текста 9 класс. Критерии оценивания изложения (сжатие текста) Критерии оценивания изложения (сжатие текста) Экзаменуемый применил 1 или.
Памятка для учащихся « Как писать сжатое изложение » Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о.
Сжатие текста Урок русского языка, 9 класс, подготовка к ГИА 9.
Обучение изложению и сочинению на основе анализа текста.
Сжатие текста Подготовка к ГИА Сжатие текста Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного высказывания. При сжатии текста употребляются.
Приёмы компрессии текста. ЦЕЛЬ Краткое изложение Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские.
Экзаменационная работа Часть 1. Сжатое изложение (не менее 90 слов)
ПОДГОТОВКА К ГИА Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
Подготовка к экзамену Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
«Обучение сжатому изложению». Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.
Обучение сжатому изложению. Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. Вольтер.
П ОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ( ПО МАТЕРИАЛАМ ОГЭ)
Транксрипт:

УРОК В 9 КЛАССЕ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ В НОВОЙ ФОРМЕ (ГИА). СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. ПРИЁМЫ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА. Учитель Зуева Людмила Васильевна

ПОДГОТОВКА К ГИА Сжатое изложение (теория и практика подготовки)

ЦЕЛЬ Подробное изложение Сжатое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля Кратко передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА 3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ 4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ 6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

ПРИЁМЫ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение Исключение подробностей и деталей Обобщение Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение Упрощение синтаксических структур

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). ПРИ ОБОБЩЕНИИ материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.

Инструкция Инструкция «Как писать сжатое изложение» 1. Выделите в тексте существенные (то есть важные, необходимые) мысли. 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 5. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 6. Обдумайте средства связи между частями. 7. Переведите отобранную информацию на «СВОЙ» язык. 8. Запишите этот сокращённый, сжатый текст на черновик.

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию.

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. Исключение синонимов в ряду однородных членов

Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения

Обобщение содержания фрагмента текста Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) протекала в творческой атмосфере. Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

. Языковое обобщение замена однородных членов их обобщенным наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)

Языковое обобщение замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый Новый год подарили книгу с его сказками.

ПРОВЕРИМ ВМЕСТЕ В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

«СЖИМАЯ» текст, можно использовать следующие приёмы: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЗАМЕНУ УДАЛЕНИЕ

Используем ОБЪЕДИНЕНИЕ Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.

Используем ЗАМЕНУ На даче росли великолепные розы,благоухающие пионы, разноцветные астры. На даче росли цветы.

Используем УДАЛЕНИЕ Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка – то, что кладётся под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова… Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ. Напиши сжатое изложение по данному тексту. Пока жив человек, будет жить и сказка, потому что сказка – это воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном. Сказки рождаются непрерывно. Как это происходит – трудно сказать. По – разному. Дело было летом на берегу лесной реки. Только что прошёл шумный короткий дождь, над рекой стояла радуга. Пахло сосной, и капли дождя на отдельных хвоинках наливались, крупнели, и в каждой из них играло своё маленькое солнце. Перевозчик раздувал костёр, а рядом сидел мальчик, его сын. Мальчик прислушался и спросил отца: «Чего это шумит, папаня?» Перевозчик подумал, догадался, что шуршит дождевая влага, просачиваясь через палую хвою, устилавшую землю у подножия мачтовых сосен, но, подумав, усмехнулся и сказал: «Это жуки – мужички пилят пилами сухие сосновые иглы. Пилят с натугой». «Зачем?» - спросил мальчик, и глаза его заблестели. «Они жучки запасливые, хозяйственные. И на зиму дровишки готовят,- ответил отец. – Ты небось видел: как земля весной оттает, от неё дым идёт. Это из жучиных нор». Так началась сказка. Мальчик рассказал её своим однолеткам, те – родителям. И сказка пошла гулять по свету, всё крупнея, наливаясь, разрастаясь, как наливались под солнечным светом капли дождя на хвоинках. А через год – два – три она уже превратится в большую, настоящую сказку и будет жить вечно. (К.Г. Паустовский)

Образец с жатого изложения Пока жив человек, будет жива и сказка, которая всегда являлась мечтой людей о прекрасном. Рождаются сказки непрерывно. Вот как появилась на свет одна из них. Берег лесной реки. Прошёл шумный короткий дождь. Перевозчик раздувал костёр, рядом сидел его сын. Мальчик спросил отца о доносившемся шуме, и тот догадался, что шуршит дождевая влага, но решил представить это сыну в виде сказки, придумав жучков, которые «на зиму дровишки готовят». Так родилась сказка и пошла гулять по свету: от мальчика – к его друзьям, от них – к их родителям. Через несколько лет она станет большой, настоящей сказкой и будет жить вечно. 96 слов.

Напишите сжатое изложение по данному тексту Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях – близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными. Ещё очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью. Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь. Братья видят: на высокой ветке дерева висит красивое яблоко. «Очень высоко, - ворчит Ификл. – Уже и не хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках. Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнём здесь, под кустиком». «Лучше побежим, - предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу». Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И всё это потому, что он с детства привык одерживать победы над трудностями, над самим собой. В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ Работая над сжатым изложением этого текста, используйте следующие приёмы сжатия: - исключение подробностей, второстепенных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны и др.); - исключение прямой речи. СОВЕТ: используйте ария с косвенной речью в 4-м и 5-м микротекстах. Чужую речь можно передать с помощью простых пр-ий с дополнением, указывающим на тему речи.

Проверьте себя ! Текст сжатого изложения У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными. Ранним утром, когда Ификл ещё спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью. Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через неё, а Ификл обходит препятствие. Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достаёт плод. Когда нет больше сил идти, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперёд. Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывать волю. 90 слов.