Презентация по литературе 6 класс Подготовила Пикалева Ирина Германовна Учитель русского языка и литературы М БОУ «СОШ 143 с углубленным изучением отдельных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Былины Былина как жанр фольклора Древнейший тип фольклорных произведений Ведут историю с 11 века Создание былин закончилось в 17 веке Активное их бытование.
Advertisements

Образы былинных богатырей в искусстве Группа искусствоведов.
Тема урока: «Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник»
Выполнила: Павленко Анна ( 8«Б» класс) Научный руководитель: Маркина Н.А. финансово-экономический лицей 29 Пенза, 2014.
Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. (базовый уровень) Автор: Фастова С.О., учитель русского языка и литературы.
БЫЛИНА СКАЗАНИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ. Былины русские народные эпические песни о подвигах богатырей. эпическиепесни богатырей Основным сюжетом былины является.
Выполнил ученик 7 класса «В» МОУ СОШ 44 г. Томска Фёдоров Максим Учитель литературы Панченко И.В. Томск 2011.
Презентацию подготовил ученик 4 «Б» класса Антонов Андрей.
Былины - это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. Образы богатырей, их необыкновенные.
Былины - это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. Образы богатырей, их необыкновенные.
Былины. Определение. БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое.
1. Познакомить с жанром былины. 2. Дать представление об отличиях былины от сказки 3. Углубить представление об особенностях жанра былин. 4. Расширить.
Добрыня Никитич и Змей Горыныч. Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое.
1 Былины богатырский эпос русского народа. 2 Былина богатыри. Былина – историческая песня, повествующая о богатырях и народных героях и сочетающая в себе.
Следы во времени О русской былине. 1.Былина как жанр. Былина (старина, старинка) – жанр русского народного эпоса. Это песни- сказания о богатырях, народных.
Былины Былины русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое- либо героическое событие, либо примечательный.
Почему главные герои былин и картины В.М.Васнецова «Три богатыря» стали самыми известными богатырями русского эпоса Работу выполнил ученик 6 класса МБОУ.
Былины. Русский богатырский эпос. Домашнее задание к этому уроку.
Литература 7 класс Урок 2 В мире русских былин. Цели и задачи Знания на уроке: определения понятия, особенности построения сюжета, периоды в истории былин,
Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Транксрипт:

Презентация по литературе 6 класс Подготовила Пикалева Ирина Германовна Учитель русского языка и литературы М БОУ «СОШ 143 с углубленным изучением отдельных предметов» Республика Татарстан, г. Казань 2012 г.

Былины русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героичешское событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило, написаны тоническим (Тони́чешское стихосложение основано на том, что в нем регулируется главным образом число ударных слогов в стихотворной строке, число же безударных слогов более или менее свободно) стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам». Иван Сахаров Святогор Илья Муромец Три богатыря

Композиция былин похожа на композицию любого художественного произведения (завязка-зачин, развитие действия, кульминация, развязка). Былина начинается зачином. Лишь в очень редких случаях зачину предшествует запев (пир у князя Владимира, выезд богатыря в град, нападение врагов на русскую землю и т.д.). Зачины былин сразу же подчеркивают историческую достоверность их содержания. События, воспеваемые в былине, относятся народом к глубокой древности. После зачина-завязки в былине идет развитие действия. В отличие от сказки, где сюжет представляет главный интерес, а сказочные персонажи подчинены реализации тех или иных сюжетных целей, в былине первостепенное значение имеет образ главного героя- богатыря, что определяет особенности сюжета. В былине развивается одна сюжетная линия, связанная главным образом с раскрытием ее основного образа – героя- богатыря. Кульминацией в сюжете былин является описание сражения или иного состязания с противником. В былине врага всегда побеждает богатырь без какой-либо посторонней помощи. Как и в любом эпическом произведении, сюжет в былине заканчивается развязкой, которой в какой-то мере подчеркивается реальность и историческая достоверность былины.

Важнейшим композиционным принципом былин является принцип противопоставления (контраста или антитезы) который проявляется, прежде всего, в построении сюжета былин. Основу былинного сюжета, как правило, составляет столкновение богатырей с их противниками. Это нередко отражается уже в самом названии былин («Добрыня и Змей»). Былинные богатыри и их иноземные враги контрастны, прежде всего, по своему духовному облику, морально-нравственным качествам. Богатырь, как правило, добр, справедлив, честен, миролюбив, благороден и скромен. И наоборот, его противник – зол, бесчестен, воинственен, самоуверен и коварен.

В основе былинного сюжета лежит повествование о подвигах богатыря. В центре внимания – тот или иной богатырь. В этих целях в былинах используется композиционный прием выделения главного героя. Это нередко проявляется уже в самом начале былины. В былине все подчинено созданию образа богатыря. Для того чтобы победить такого страшного врага, каким является противник, богатырь должен обладать невероятной физической силой. В этих целях в былинах очень широко используется прием гиперболизации. Значительную роль в былине играют диалоги, которые драматизируют сюжет, помогают полнее охарактеризовать героев, раскрыть их мысли и переживания. Важную композиционную роль в былинах выполняет прием повторений отдельных эпизодов, речи героев и т.п. Чаще всего это повторение трехкратное, но может быть и двукратным. Основное назначение подобных повторений в былинах – наиболее отчетливо выразить особенно важную для былины мысль, акцентировать внимание слушателя на каких-нибудь очень значительных в смысловом отношении эпизодах, тех или иных поступках героев и т.д. Непосредственно с повторениями в былинах связаны так называемые общие места. «Общие места» - это устойчивые словесные формулы, которые почти дословно повторяются в одной или разных былинах в сходных эпизодах повествования или картинках описания.

Алеша Попович Соловей Будимирович Илья и Калин-царь Добрыня и змей Илья и Соловей-разбойник Алеша и Тугарин Михайло Потык Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко, Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин, Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична, Хотен Блудович); борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и Василий Каземирович), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев). Особняком стоят сатирические былины или былины-пародии (Дюк Степанович, Состязание с Чурилой).

Святогор Волх Потык Три богатыря Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Несмотря на то, что против подобной классификации впоследствии были выдвинуты серьезные возражения, подобное деление до сих пор встречается в научной литературе. Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).

А.С. Пушкин А.К. Толстой А.П. Бородин Н.А. Римский-Корсаков В.М. Васнецов «Витязь на распутье» «Три богатыря» М.А. Врубель «Микула Серянович» «Богатырь» Следы знакомства с русскими былинами нетрудно увидеть и в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и в стихотворных балладах А.К.Толстого. Многогранное отражение получили образы русских былин и в музыке. Композитор А.П.Бородин (1833–1887) создал оперу- фарс Богатыри (1867), а своей 2-й симфонии (1876) дал название Богатырская, использовал он образы богатырского эпоса и в своих романсах. Композитор Н.А.Римский-Корсаков (1844– 1908) дважды обращался к образу новгородского «богатого гостя». Сначала он создал симфоническую музыкальную картину «Садко» (1867), а позднее, в 1896, одноименную оперу. Стоит упомянуть, что театральную постановку этой оперы в 1914 оформлял художник И.Я.Билибин (1876– 1942). В.М.Васнецов (1848–1926), в основном известен публике по картинам, сюжеты для которых взяты из русского героического эпоса, достаточно назвать полотна «Витязь на распутье» (1882) и «Богатыри» (1898). К былинным сюжетам обращался и М.А.Врубель (1856–1910). Декоративные панно «Микула Селянинович» (1896) и «Богатырь» (1898) по-своему трактуют эти, казалось бы, хорошо знакомые образы.

Герои и сюжеты былин являются драгоценным материалом для кинематографа. Например, фильм режиссера А.Л.Птушко (1900–1973) «Садко» (1952), оригинальную музыку для которого написал композитор В.Я.Шебалин, отчасти использовав в музыкальном оформлении классическую музыку Н.А.Римского- Корсакова, был одним из самых зрелищных фильмов своего времени. А другой фильм того же режиссера «Илья Муромец» (1956) стал первым советским широкоэкранным фильмом со стереофоническим звуком. Режиссер-мультипликатор В.В.Курчевский (1928–1997) создал мультипликационную версию самой популярной русской былины, его работа называется «Садко – богатый» (1975). А.Л. Птушко В.В. Курчевский

Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1989 год =10&hl=ru&newwindow=1&biw=1144&bih=808&tbm =10&hl=ru&newwindow=1&biw=1144&bih=808&tbm ww.google.ru/imgres?q=былины+о+русских+богатырях&start=24&num=10&hl=r u&newwindow=1&biw=1144&bih=808&tbm &newwindow=1&biw=1144&bih=808&tbm=isch&tb &newwindow=1&biw=1144&bih=808&tbm=isch&tb &newwindow=1&biw=1144&bih=808&tbm=isch&tb &newwindow=1&biw=1144&bih=808&tbm=isch&tb =10&hl=ru&newwindow=1&biw=1144&bih=808&tb =10&hl=ru&newwindow=1&biw=1144&bih=808&tb =10&hl=ru&newwindow=1&biw=1144&bih=808&tbm =10&hl=ru&newwindow=1&biw=1144&bih=808&tbm =10&hl=ru&newwindow=1&biw=1144&bih=808&tb =10&hl=ru&newwindow=1&biw=1144&bih=808&tb =10&hl=ru&newwindow=1&biw=1144&bih=808&tb =10&hl=ru&newwindow=1&biw=1144&bih=808&tb