Разум может ошибаться, чувство – никогда! Жан Жак Руссо.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разум может ошибаться, чувство – никогда! Жан Жак Руссо Классицизм и сентиментализм в живописи и литературе.
Advertisements

Разум может ошибаться, чувство – никогда! Жан Жак Руссо.
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Николай Михайлович Карамзин Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского литературного языка,
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Николай Михайлович Карамзин 1766 – 1826 гг. Портрет 1805 года « Карамзин был красив собою и весьма любезен» (Д.П.Рунич.) «Он роста высокого. На его лице.
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма.
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Николай Михайлович Карамзин Родился 1 декабря 1766 года в Симбирске. Получил домашнее образование. Позднее воспитывался в частных пансионах.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Литературные направления. Вспомним Литературное направление объединяет наиболее общие, характерные черты художественного стиля той или иной эпохи.
Русская литература XVIII века. Историческая эпоха.
К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению.
Сентиментализм Направление в литературе и искусстве 2-й половины XVIII – начала XIX века. Направление в литературе и искусстве 2-й половины XVIII – начала.
Литературные направления конца VIII начала XIX века.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Установочное занятие. Европа Вторая половина XVIII века: Франция: Ж.Ж.Руссо. Англия: Л.Стерн, О.Голдсмит, С.Ричардсон. Германия: И.В.Гете. Последняя четверть.
Электронное сопровождение урока литературы в 9 классе на тему: «Русский сентиментализм» Автор: Лисова С.В., учитель русского языка и литературы школы 61.
Транксрипт:

Разум может ошибаться, чувство – никогда! Жан Жак Руссо

ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ КЛАССИЦИЗМА И.Н.Никитин Портрет графа А.Антропов Портрет А.М.Измайловой

П ОРТРЕТ Е.Н.АРСЕНЬЕВОЙ П ОРТРЕТ Е.Н.АРСЕНЬЕВОЙ – ЯРКИЙ ОБРАЗЕЦ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА. В.Л.Боровиковский. Портрет Е.Н.Арсеньевой.1796

Сентиментализм Сентиментализм – художественное течение в искусстве и литературе второй половины XVIII – начала XIX веков. Название сентиментализм (от франц. sentiment– чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Живопись сентиментализма показывала человека чувствительного. Человек был примечателен не воинскими подвигами или государственными делами, а богатством души и сердца.

Ф.С.РОКОТОВ «ПОРТРЕТ А.П.СТРУЙСКОЙ» Д.Г.ЛЕВИЦКИЙ «ПОРТРЕТ А.Д.ЛЕВИЦКОЙ» Д.Л.БОРОВИКОВСКИЙ «ПОРТРЕТ Е.Г. ТЁМКИНОЙ» Русский живописный портрет 18 века

В.Л.Боровиковский ( г)– гений сентиментализмаВ.Л.Боровиковский ( г)– гений сентиментализма Не титла славу нам сплетают, Не предков наших имена, Одни достоинства венчают И честь венчает нас одна... М.М.Хераско в

В.Л.Боровиковский Екатерина вторая в Царкосельском Лицее В.Л.Боровиковский Портрет великой княжны Александры Павловны В.Л.Боровиковский Портрет Елены Александровны Нарышкиной

« ПОРТРЕТ М.И.ЛОПУХИНОЙ» - ШЕДЕВР СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В.Л. Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной

Великие сентименталисты Великие сентименталисты русской литературы В.Л.Боровиковский Неизвестный художник В.А.Тропинин Портрет Г.Р.Державина Портрет А.Н.Радищева Портрет Н.М.Карамзина

Поэты-сентименталисты Д.Г.Левицкий Портрет Ивана Ивановича Дмитриева ( ) Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий (1752 – 1829) Ж. -Л. Монъе. Портрет Муравьева Михаила Никитича ( )

Карамзин Николай Михайлович ( ) – журналист,историк- историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук, создатель «Истории государства Российского», издатель первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума». Редактор «Московского журнала» ( ) и «Вестника Европы» ( ). Н.М.КАРАМЗИНН.М.КАРАМЗИН – ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

Повесть Н.М.Карамзина Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы. Домашнее задание: сформулировать выводы о соответствии повести требованиям сентиментализма

Основные черты Классицизм Сентиментализм Основной пафос культ разумакульт чувства Взаимоотношения личности и государства человек-гражданин, интерес к государственным деятелям приоритет личной жизни, интерес к простому человеку Изображение героя внешняя сторона жизни, акцент на поступках героев; однозначность характера внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев; неоднозначность характера Авторская позиция объективность повествования субъективность повествования, неоднозначность авторской позиции Ведущие жанры ода, трагедия, комедияповесть, дневник, письма, песня, романс Роль литературы поучать, воспитыватьсострадать, пробуждать лучшие чувства Нормированность строгие правиланарушение норм; культ природы; элементы психологизма

ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ КЛАССИЦИЗМА Цель парадного портрета: – прославление монархов и вельмож, важность человека государственного. Особое внимание - торжественности одежды, сословным аксессуарам, достойной позе, на лице - уму и самообладанию. Свойства парадного портрета: Центральное положение фигуры на холсте. Выделение фигуры цветом и светом. Уравновешенность композиции. Статичность позы и жестов. Цвет красок чистый, без оттенков.

П ОРТРЕТ Е.Н.АРСЕНЬЕВОЙ – ЯРКИЙ ОБРАЗЕЦ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА. Устное рисование: Кареглазая красавица с горделивой осанкой пышет здоровьем и румянцем. Искрящиеся озорные глаза, ямочки на щеках. Платье, жемчужины на рукавах – серебристо-воздушное, сказочное. Какое красивое, живое лицо и сколь невыразительно яблоко в руках красавицы! Кокетливо вздернутая головка в «пастушеской» соломенной шляпке, воздушный голубой шарф – всё говорит о лёгком жизнерадостном характере девушки. Удивителен и пейзаж, на котором изображена прелестная девушка, - одухотворённый и поэтический.

Боровиковский В.Л. – гений сентиментализма Художник вошел в историю русского искусства как создатель сентиментального портрета. «Мир чувств» и «жизнь сердца» стали основой творческого понимания моделей Боровиковского. Полотна мастера выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к миру личных переживаний человека. Камерные портреты Боровиковского открыли новую страницу в русском искусстве. На полотнах художника можно видеть и царей,и полководцев, и аристократов, служителей храмов, и крестьян. Боровиковский умело сочетал условность композиции и правдивость в характеристике модели, типичность и индивидуальность.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ Сентиментализм – художественное и литературное течение, отражающее мир с позиции чувства, а не разума. В 18 веке под словом сентиментализм понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека. Живопись сентиментализма показывала человека чувствительного. Человек был примечателен не воинскими подвигами или государственными делами, а богатством души и сердца. Воспринимая жизнь человеческую как превратную и скоротечную, мастера слова и живописи славили вечные ценности – природу, дружбу и любовь. Призвание литераторов-сентименталистов - утешить людей в страданиях, бедах, обратить их к добродетели, гармонии и красоте. Сентименталисты во многом способствовали сближению литературного языка с разговорным. Они обогатили литературу прозаическими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма; особое место занимало «путешествие», т. е. путевые записки, помогающие раскрыть внутренний мир героев и самого автора.

Великие сентименталисты русской литературы Крупнейшим поэтом конца XVIII века был Г.Р. Держáвин, чьей наибольшей заслугой была демократизация поэтического слова. Он смело сочетал высокий и низкий стили, внёс элементы живой разговорной речи в литературный язык, называя поэзию говорящей живописью. Расцвет сентиментализма в литературе связан с творчеством А.Н. Ради́щева («Путешествие из Петербурга в Москву») и Н.М. Карамзинá («Бедная Лиза»). Сентименталисты обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Для сентиментализма характерны, как правило, прозаические жанры: повесть, роман (чаще всего эпистолярный), дневник, «путешествие», т. е. путевые записки, помогающие раскрыть внутренний мир героев и самого автора.

Н.М.Карамзин – основоположник сентиментализма По словам В.Г. Белинского, с Карамзина началась новая эпоха русской литературы. Н.М.Карамзин стремился создать человека новой культуры утонченного, «чувствительного», с тонкой душой и умом, наследующим все лучшее из запаса мировой культуры. Хотел поднять рядового читателя до уровня современной культуры. Мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей по-русски и читающей русские книги, о внутренней культуре и человеческом достоинстве русского человека. Карамзин считал, что роман и повесть, короткое лирическое стихотворение и романс облагородят умы и чувства читателей. Психологизм – главное художественное открытие Карамзина. Писатель не представляет своих героев однозначно положительными или отрицательными. В повести нет злодеев, а есть люди, в которых «нельзя забывать человека».

ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА» Повесть "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина (1792) совершила настоящий переворот в русской литературе. Психологизм – главное художественное открытие Карамзина. Автор сознательно создавал ощущение реальности описанного, он прямо обращался к читателю, видел в нем друга. Рассказчик лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле. Авторское вступление и заключение настраивали читателя на определенный эмоциональный лад, вызывающий сопереживание и сочувствие читателей. Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность, будит сострадание и благородные чувства у читателей. Образ Лизы – поэтический, нарисован как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотверженности. Это первая в русской литературе героиня, которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своему чувству. Герои, как и живые люди, любят, страдают, совершают ошибки, раскаиваются.

СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ Повесть имела большой успех у читателей, так как автор точно назвал место действия - Симонов монастырь и пруд, находившийся неподалеку, где погибла Лиза. Со стен Симонова монастыря представлена панорама Москвы. Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувствует и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.

Презентация «Сентиментализм» выполнена учителем русского языка и литературы МОУ «Долгодеревенская средняя общеобразовательная школа» Волковой Елизаветой Ураловной