Урок русского языка в 8 классе. «Народная физиономия языка» … фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Удивительный мир фразеологизмов. Продолжи фразеологизм Без задних… Брать себя в … Бросать слова на … Вывести на чистую… Делать из мухи … Держать язык.
Advertisements

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКA. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА Четвертый лишний ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА Четвертый лишний В каждом из столбцов найдите.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКA автор: Гизатулина О.И.- Учитель русского языка и литературы, Гулистанского колледжа компьютерных и информационных.
ПАПКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛАХ С УЗБЕКСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ. Учитель русского языка.
Правила игры Время для подготовки задания – 5 минут. Готовность к ответу команда демонстрирует поднятым флажком. За каждый правильный ответ команда получает.
ФРАЗЕОЛОГИЯ Урок русского языка в 6 классе Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ24» Перепелкина Юлия Олеговна.
Фразеология Урок русского языка в 10 классе. … фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное.
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Изучение фразеологизмов в 6-ом классе.
Не спеши языком – Сам пропадай – С кем поведёшься – Труд человека кормит - Глаза смотрят - Хочешь много знать - Ученье – свет, По одёжке встречают - Грамоте.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, скрепя сердце, обвести вокруг пальца. Наука, которая изучает фразеологизмы, называется.
Фразеологизмы Раздел «Лексика и фразеология» 6 класс МОУ Морткинская средняя школа г. Русский язык.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Фразеологизмы и их употребление. Словарная работа.
Восьмое чудо света.. Египетские пирамиды Храм Артемиды в Эфесе.
Фразеологизмы детективное агентство. Рассказ свидетеля Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, уху сварим. Пригласил.
Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка МОУ ООШ 18 Белоногова Т.Ю.
Почему мы так говорим? Ещё великий М.Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные.
Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Учёные поняли, что фразеологизмы создают.
Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут - то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, нежданно.
«Почему мы так говорим?» праздник фразеологизмов.
Транксрипт:

Урок русского языка в 8 классе

«Народная физиономия языка» … фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство. В.Г.Белинский (предупреждение ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов)

дело исключительной важности худой не к чему придраться плохаябыстрообсуждатьобязательноблизко напрасный, тщетный призыв очень опытный человек уверенно безликий, безвольный человек обмануть очень мало дальний родственник бездельничать вопрос жизни и смерти – кожа да кости – комар носа не подточит – куриная память - на всех парусах – перемывать косточки – хоть кровь из носу – рукой подать – глас вопиющего в пустыне - стреляный воробей – как рыба в воде – ни рыба ни мясо – обвести вокруг пальца – кот наплакал - седьмая вода на киселе – гонять лодыря –

Фразеология Фразеология – особый раздел лингвис - тической науки. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: phrasis – «оборот», logos – «учение». Этим термином называют весь состав устойчивых словосочетаний в языке. Отдельные выражения называ- ются фразеологическими оборотами, или фразеологизмами.

Словари и справочники

Источники возникновения фразеологизмов Устное народное творчество Мифология Библия Трудовая деятельность человека Творчество поэтов и писателей

Авгиевы конюшни (сильно засоренное, загрязненное или захламленное место, обычно помещение, где все валяется в беспорядке)

Ахиллесова пята (слабая сторона, уязвимое место)

Ариаднина нить Ариаднина нить (путеводная нить, способ выйти из трудного, запутанного положения)

Троянский конь (дар врагу с целью его погубить, обманное действие)

Прометеев огонь (стремление к достижению высоких целей, к борьбе с засильем зла )

Выберите из слов в скобках те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов 1. Писать как ( лев, курица, собака ) лапой.левкурицасобака 2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга. 3. Открыть (Африку, Австралию, Америку). 4. Заморить (мужичка, судачка, червячка). 5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу.

Выберите из слов в скобках те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов 1. Писать как ( лев, курица, собака ) лапой. Писать как курица лапой – неразборчиво, так, что нельзя понять. 2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга.Медвежьясобачьяволчья 3. Открыть (Африку, Австралию, Америку). 4. Заморить (мужичка, судачка, червячка). 5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу.

Выберите из слов в скобках те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов 1. Писать как ( лев, курица, собака ) лапой. Писать как курица лапой – неразборчиво, так, что нельзя понять. 2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга. Медвежья услуга – неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред. 3. Открыть (Африку, Австралию, Америку).АфрикуАвстралиюАмерику 4. Заморить (мужичка, судачка, червячка). 5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу.

Выберите из слов в скобках те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов 1. Писать как ( лев, курица, собака ) лапой. Писать как курица лапой – неразборчиво, так, что нельзя понять. 2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга. Медвежья услуга – неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред. 3. Открыть (Африку, Австралию, Америку). Открыть Америку – сообщать о чем-то известном. 4. Заморить (мужичка, судачка, червячка).мужичкасудачкачервячка 5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу.

Выберите из слов в скобках те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов 1. Писать как ( лев, курица, собака ) лапой. Писать как курица лапой – неразборчиво, так, что нельзя понять. 2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга. Медвежья услуга – неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред. 3. Открыть (Африку, Австралию, Америку). Открыть Америку – сообщать о чем-то известном. 4. Заморить (мужичка, судачка, червячка). Заморить червячка – перекусить, слегка утолить голод. 5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу.Нарисоватьзарубитьначертить

Выберите из слов в скобках те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов 1. Писать как ( лев, курица, собака ) лапой. Писать как курица лапой – неразборчиво, так, что нельзя понять. 2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга. Медвежья услуга – неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред. 3. Открыть (Африку, Австралию, Америку). Открыть Америку – сообщать о чем-то известном. 4. Заморить (мужичка, судачка, червячка). Заморить червячка – перекусить, слегка утолить голод. 5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу. Зарубить на носу – крепко запомнить на будущее.

Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе фразеологических оборотов, объясните их значение Дрожит… Выводить… Беречь… Держать… очень сильно трясется обычно от страха, волнения как осиновый лист (очень сильно трясется обычно от страха, волнения) разоблачать, уличать в чем- либо на чистую воду (разоблачать, уличать в чем- либо) бдительно, заботливо, тщательно как зеницу ока (бдительно, заботливо, тщательно) возможны варианты

В «Фразеологическом словаре русского языка» приводится 31 устойчивое выражение со словом «держать»

1. На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях. 2. Вставать с левой ноги – быть в мрачном, дурном настроении, в раздраженном состоянии. 3. Со всех ног – очень быстро, стремительно. 4. Уносить ноги – поспешно уходить, убегать, исчезать. 5. Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо или где-либо. 6. Ноги не будет – кто-либо никогда не придет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо.

Найдите здесь четвертый лишний фразеологизм, объясните свой выбор : Слово в слово Вилами на воде писано Тютелька в тютельку Комар носа не подточит

Попробуйте найти антонимическую пару Коломенская верста Воспрянуть духом Ни зги не видно Ни в дудочку ни в сопелочку Повесить нос От горшка два вершка И швец, и жнец, и в дуду игрец Как кошка с собакой Душа в душу Хоть иголки собирай

Попробуйте найти антонимическую пару Коломенская верста Воспрянуть духом Ни зги не видно Ни в дудочку ни в сопелочку Повесить нос От горшка два вершка И швец, и жнец, и в дуду игрец Как кошка с собакой Душа в душу Хоть иголки собирай

Тестовое задание на поиск и исправление ошибок в употреблении фразеологизмов

A. НА СУББОТНИКЕ АНДРЕЙ РАБОТАЛ НЕ СКЛАДАЯ РУК. (_ 3 _) B. В НАШЕМ КЛАССЕ САМЫЙ УМНЫЙ АРТЕМ. ОН У НАС О ДВУХ ГОЛОВАХ. (_ 2 _) C. ЖИЗНЬ ВХОДИТ В НОРМАЛЬНУЮ КОЛЕЮ. (_ 4 _) D. ЗА ЭТОТ ВЕЧЕР КОСТЯ ПРОЧИТАЛ КНИГУ ОТ КОРКИ ДО КОРКИ. (_ 1 _) E. Я ПРИШЕЛ В МАСТЕРСКУЮ РАБОТАТЬ, А НЕ В БАКЛУШИ ИГРАТЬ. (_ 4 _) F. МЫ УСПЕШНО ЗАВЕРШИЛИ ЧЕТВЕРТЬ. НАШ КЛАСС ПРОДЕЛАЛ БОЛЬШОЙ СИЗИФОВ ТРУД. (_ 2 _) G. ТРУДНО В ПОХОДЕ С НАТАШЕЙ: ОНА ПРОСТО КИСЕЛЬНАЯ БАРЫШНЯ. (_ 3 _) H. Я ДУМАЮ, ЧТО ТВОЯ ПРОБЛЕМА ВЫЕДЕННОГО ЯЙЦА НЕ СТОИТ. (_ 1 _) 1) нет ошибок в употреблении фразеологизма 1) нет ошибок в употреблении фразеологизма 2) ошибка: непонимание фразеологизма 2) ошибка: непонимание фразеологизма 3) ошибка: искажение словесного состава фразеологизма 3) ошибка: искажение словесного состава фразеологизма 4) ошибка: смешение двух фразеологизмов в одном 4) ошибка: смешение двух фразеологизмов в одном

… фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство. В.Г. Белинский В.Г. Белинский

Назовите литературное произведение, автора, а также раскройте значение фразеологизмов. 1. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки – французы тут как тут! 2. Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать. 3. Артемий Филиппович. С тех пор как я принял началь- ство, - может быть, вам покажется даже невероятным, - все как мухи выздоравливают. 4. –Слушай, брат Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром, что он гол как сокол. Внимание! СокОл – старинное стенобитное орудие, представлявшее собой совершенно гладкую чугунную болванку, закрепленную на цепях.

Внимательно прочитайте отрывок и определите, в каком предложении и с какой целью используется фразеологический оборот

(1)Однажды маленький Саша Пушкин написал стихотворную шутку на французском языке и дал прочесть ее своему гувернеру французу Русло.(2) Гувернер осмеял стихи и их автора. (3) Мальчик крепко обиделся и обиду свою сохранил надолго. (4) Спустя несколько лет Пушкин подарил своему отцу собачку. (5) На вопрос Сергея Львовича, как же звать песика, озорник ответил: «Русло!» (6) Таково семейное предание, хранившееся у потомков сестры поэта Ольги Сергеевны Павлищевой. (7) В семье пса стали звать не Русло, а Руслан, в честь героя поэмы «Руслан и Людмила», которой вся фамилия Пушкиных гордилась. (8) Пес был добр, его любили все домашние и слуги. (9) Сам Сергей Львович был от него без ума. (10) Куда бы он ни направился, куда бы ни поехал, Руслан был всегда с ним. (11) В 1824 году Сергей Львович заказал художнику свой портрет, на котором он изображен вместе с верным Русланом. С.Гейченко

Белое золото – хлопок трактор верблюд Стальной конь – Корабль пустыни –

Голубые береты – Пятый океан – десантники небо

Перифраза (от гр. peri - вокруг, phraso - говорю ) - один из художественных тропов: замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину. Перифразы способствуют донесению информации в образ- ной форме, наиболее доступной для восприятия. Фото словаря

Домашнее задание. оздайте текст, употребив в нем как можно больше фразеологических оборотов. С оздайте текст, употребив в нем как можно больше фразеологических оборотов.