Наш любимый сказочник ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН Москва 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конкурс « Начало сказки» Как начинаются русские народные сказки? Ну конечно: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был... У Андерсена всё иначе...
Advertisements

Литературная игра Сказочный мир Г. Х. Андерсена Составитель С.В. Боровлёва, МОУ СОШ 2 г. Амурска.
Зав.библиотекой КСОШ 1: Понфилёнок О.В.. ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН ( гг ) великий датский писатель.
Внеклассное мероприятие «Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена» Учитель начальных классов Калечина В.В.
В мире много книжек Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. В книге может все случиться, Наша книга впереди, Книга в двери к нам стучится.
Путешествие по сказкам Ганса-Христиана Андерсена.
Загадки по сказкам Г. Х. Андерсена Она прекрасна и красива, Величава, горделива. Злые вьюги и метели С нею дружат с колыбели. И совсем она не нежная,
Ганс Христиан Андерсен Знаешь ли ты сказки Г.Х. Андерсена ?
Миронова Лиза – 6 лет Данилова Лиза – 6 лет Воспитатель: Бабушкина Татьяна Васильевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития.
Родился 2 апреля 1805 года в семье сапожника и прачки С детства писал стихи, трагедии, пел и декламировал Мечтал стать актёром Лишь в 18 лет пошёл учиться.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Г.Х. АНДЕРСЕНА Поплевин Андрей Иванов Денис Панферова Лера.
Давным-давно жили по соседству двое детей: мальчик Кай и девочка Герда. Однажды зимой они сидели у окна и смотрели, как на улице кружаться снежинки. -
Библиотечный урок на тему: « Сказки» Учитель русского языка и литературы Дребнева Татьяна Николаевна МОУ « СОШ 2и г.Соль-Илецка» Оренбургской области.
Презентация к уроку по теме: «Дружба и любовь на страницах сказки Х.К Андерсена «Снежная королева» Литературная викторина Выполнила учитель русского языка.
Великий сказочник Датского Королевства Ханс Кристиан Андерсен 205 лет со Дня рождения.
Х.К. Андерсен ( ). Ханс Христиан Андерсен Сын бедного сапожника. Жил в городе Оденсе. Учился в школе для бедных. Андерсен отправился в Копенгаген.
1. Кому принадлежат слова? « Я не возьму с тебя ни полушки, только принеси мне старое огниво…» 2. Назвать предмет, на котором не могла спать героиня одной.
Конкурс «Узнай сказку по её началу». Жил-был принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно принцессу, да не какую-нибудь,
Путешествие в сказки Андерсена. Главный рассказчик сказок Андерсена Оле-Лукое.
900igr.net Содержание: цели урока, подготовка к уроку, критерии оценки, портрет писателя, фотография страны, биография Г.Х.Андерсена, конкурсы КВН, кроссворд,
Транксрипт:

Наш любимый сказочник ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН Москва 2012 г.

Абрамова Юлия ВикторовнаГБОУ детский сад 531, воспитатель Ошкинис Екатерина ВладимировнаГБОУ детский сад 531, воспитатель Соболева Елена ВасильевнаГБОУ детский сад 2459, воспитатель Митякина Галина ВасильевнаГБОУ детский сад 1805 комбинированного вида, воспитатель

Дорогие друзья! Эта книга для вас – взрослые и дети. В сборник вошли материалы о великом человеке, в честь которого в 1967 году Международный совет ЮНЕСКО по детской и юношеской литературе объявил 2 апреля Международным днём детской книги: больше полутора веков назад (в 1805 году) в этот день в Датском королевстве на свет появился мальчик, ставший впоследствии непревзойдённым сказочником, - Ганс (Ханс) Кристиан (Христиан) Андерсен. Воспитателям и родителям будет очень интересно прочитать биографию Андерсена, написанную Александром Казакевичем. Вы окунетесь в жизнь «наивного великана». А для детей мы публикуем адаптированный рассказ о писателе Дубровской А.И. В альбоме вы найдете и сценарии сказок, и викторину для знатоков творчества писателя, и различные конкурсы,и кроссворд, и загадки, и раскраски. Мы желаем вам провести незабываемое время за общением с этой книгой. Составители: Абрамова Ю. В., Митякина Г.В., Соболева Е.В., Ошкинис Е.В., Студентки Педагогического колледжа 6 заочного отделения группы 1 « З» Москва 2011 г.

Ганс Христиан Андерсен 1805 – 1875 г.г.

«РАБОЧИЕ ПОДКРАЛИСЬ К НЕМУ СЗАДИ И СТЯНУЛИ С НЕГО ШТАНЫ: ОНИ ХОТЕЛИ УДОСТОВЕРИТЬСЯ – ЮНОША ОН ИЛИ ДЕВУШКА?» ЧУДЕСНАЯ СУДЬБА «Моя жизнь - это прекрасная сказка... Если бы в детстве, когда я бедным мальчиком один пустился по белу свету, меня встретила могущественная фея и сказала бы мне: «Выбери себе дорогу и цель, и я буду охранять и направлять тебя!» - и тогда моя судьба не сложилась бы счастливее, мудрее и лучше. История моей жизни поведает миру то, что она говорит мне: Господь милостив и все творит к лучшему». Так начинается автобиография всемирно известного датского писателя, великого сказочника Ганса Христиана Андерсена. Четырнадцатилетним мальчиком Андерсен приехал из провинции в город, не зная ни единого человека и не имея ни денег, ни возможности заработать себе на пропитание. И ему удалось не только выжить, но и стать знаменитым человеком. Мало того, еще при жизни он смог увидеть собственный памятник, который воздвиг ему датский народ. Кто мог бы похвастаться таким благоволением судьбы? Памятник Г.Х. Андерсену в Копенгагене

« ГАДКИЙ УТЕНОК» Наружность и поведение Андерсена часто вызывали смех. Он был чрезвычайно нескладен: очень высокий рост, худые и длинные, почти до колен руки, неправдоподобно большой нос, за которым прятались маленькие, близко посаженные друг к другу раскосые глаза, огненно-рыжая копна нечесаных волос. При этом, несмотря на гренадерский рост, - тонкий женский голос, неестественно театральные движения, и такая же театрально- вычурная речь. Эта странная, если не сказать комическая, внешность была одной из причин его болезненной мнительности. Помните, как в сказке «Гадкий утенок» утка учила утят держать лапки вместе? Когда-то и Андерсена мать учила держать ноги носками наружу, а не внутрь - «так только дураки и неудачники ходят». Похоже, советы матери мало помогали сыну. Он, «гадкий утенок», только к концу жизни смог превратиться в прекрасного лебедя. Монумент Г.Х. Андерсену Каких только оскорбительных кличек ему не довелось услышать! И «аист», и «фонарный столб», и «орангутанг»... Причем, это говорилось в открытую, в лицо, с издевкой! Земляки Андерсена проявляли к нему крайнюю несправедливость: они просто не понимали его и мешали ему когда могли и в чем могли. И признали они его только потому, что его признали чужие - народы других стран. Опомнившись и удивившись, датчане загладили свою вину перед ним, поставив писателю в центре столицы бронзовый монумент...

НАИВНЫЙ ВЕЛИКАН Если наружность и поведение Андерсена вызывали смех, то еще большее впечатление производил сам человек, скрывающийся за этой внешностью. От его наивной и пламенной души исходило некое излучение, от которого невозможно было укрыться. Никто не мог устоять против его искренне добрых, умоляющих глаз, его невозможно было оттолкнуть. Вот только один пример: «Андерсен читает сказку Ангел дочери художницы» Элизабет Джерихау-Бауманн В детстве Ганс Христиан ходил с матерью на поля, где бедняки собирали колосья. Однажды им встретился там управляющий, известный своим дурным нравом. Они увидели, что он приближается с огромным кнутом; все пустились бежать, но малыш не поспевал за другими, и управляющий схватил его. Он уже поднял кнут, но мальчик посмотрел ему прямо в лицо и сказал: «Как вы смеете бить меня, ведь Бог может увидеть!» Управляющий сразу смягчился, погладил мальчика по щеке, спросил, как его зовут, и дал ему монетку. Когда мальчик показал деньги матери, она сказала, обращаясь к окружающим: «Удивительный ребенок мой Ганс! Все его любят, и даже этот негодяй дал ему денег!»

ЕМУ ВСЕГДА ХОТЕЛОСЬ ЕСТЬ Андерсен был сыном башмачника и прачки. И еды в его семье почти всегда не хватало. На закате жизни Андерсен признавался, что ему постоянно хотелось есть, и он мечтал когда-нибудь наесться досыта. Вероятно, память о голодной молодости заставила его быть предельно экономным. Получив от друзей или его покровителей деньги, он тотчас же перекладывал их в сундук. Чтобы не тратиться на еду, он напрашивался в гости то к одному, то к другому - к этому на завтрак, к этому на обед... Но он вовсе не был скупцом. Став относительно свободным в своих тратах, он помогал бедным, в том числе и многим из тех, кто письменно обращался к нему с просьбой о помощи. А таких писем к нему приходило со всего света до сотни в день. Андерсена, как никакого другого писателя, обкрадывали издатели, не платя ему авторских. Если же и платили, то совершенно мизерные суммы. Однако, несмотря на это, он сумел накопить немалое состояние, которое после его кончины было завещано его друзьям. Дом в Оденсе, в котором родился Г.Х.Андерсен

ПЛАКСА Чрезвычайная чуткость и ранимость его большой души заставляли Андерсена, не в силах которого было мужественно сражаться с препятствиями, обращаться к слезам. Плакал он не реже маленькой капризной девочки - по нескольку раз на день, а временами и того чаще. Женщинам не раз приходилось утешать и успокаивать его, когда он со слезами выходил из-за стола, оскорбленный той или иной невинной шуткой. Некоторые биографы объясняют плаксивость писателя следующим эпизодом из его жизни. В молодости, еще никому неизвестный юноша, недавно приехавший в столицу, он снимал за небольшие деньги комнату в доме у некой мадам Торгесен. Он спросил хозяйку, не возьмется ли она его кормить. Хозяйка согласилась, но потребовала за это 20 риксдалеров в месяц. Таких денег у Андерсена не было. Те немногие деньги, которые давали ему друзья и знакомые - а их-то он всегда умел заводить повсюду - уходили на скудную еду и билеты в театр, без которого он не мог тогда представить свою жизнь. Может быть, хозяйка возьмет 16 вместо 20? Нет, она была неумолима. Она сказала, что собирается в город, и пусть он даст ответ, когда она вернется. 20 риксдалеров, ни больше, ни меньше. Она ушла, оставив его в слезах. На стене висел портрет ее покойного мужа, и Андерсену показалось, что портрет смотрит на него очень приветливо, и тогда в своей детской простоте он попросил покойного, чтобы тот смягчил сердце жены; он увлажнил глаза портрета собственными слезами, чтобы тот лучше его понял. Такое удивительное использование средневековой магии оказало свое действие, и хозяйка, вернувшись, снизила цену до 16 риксдалеров, которые предлагал Андерсен. Г.Х.Андерсен читает детям

«ПОСЛЕЗАВТРА Я УЕЗЖАЮ, И ВООБЩЕ, СКОРО УМРУ...» В молодости Андерсен работал на фабрике. Грубые и сальные шутки рабочих шокировали ранимого и впечатлительного юношу, заставляя его по-девичьи краснеть и опускать глаза. Однажды, во время пения - у Андерсена от природы было прекрасное сопрано - рабочие подкрались к нему сзади и стянули с него штаны: они хотели удостовериться - юноша он или девушка? Став взрослым, Андерсен так и не повзрослел характером: он остался таким же наивным и крайне чувствительным ребенком. Любая, даже малейшая похвала или комплимент в его адрес могла привести его в восторг и трепет, и он, забывая обо всем и всех, начинал декламировать собственные стихи или читать свою новую рукопись, которую он всегда носил в кармане, чтобы читать из нее при любой возможности. Но если вдруг находились такие, кто отказывался наслаждаться плодом его творческого гения, то это повергало Андерсена в такую депрессию, что он от горя целый день сидел, запершись в своем номере или комнате, и беспрестанно плакал. Ему было трудно угодить. Даже его друзья, хорошо зная его натуру, подчас теряли с ним всякое терпение. Андерсену не в силах было понять, что у друзей могут быть другие обязанности, кроме как быть его друзьями, всегда готовыми ему услужить. В отчаяние и пессимизм его могла привести любая мелочь: например, недостаточно доброжелательный взгляд или слишком, по его мнению, холодный тон письма, не такой, как «друг пишет другу»... Каждый день он ходил к кому-нибудь в гости - посетовать на что-нибудь. И если, не дай бог, он случайно никого не заставал дома, то жутко сердился и писал, например, такие трагические записки: «Фру Коллин! Мне больно, что вы меня избегаете; сейчас я ухожу, послезавтра я уезжаю, и вообще, скоро умру! С почтением Г. К.»

«ЭТО ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ, ЧТО Я УМЕР» Любой пустяк: царапина на пальце, синяк на колене, рыбная кость, которую он, как ему казалось, проглотил, небольшая простуда - все внушало ему ипохондрический страх. Даже слушая о болезнях других, он боялся заболеть сам. Он так боялся погибнуть от огня, что в любую поездку всегда брал с собой длинный канат, надеясь спастись с его помощью в случае пожара. Он также очень боялся, что его похоронят живым, и потому просил друзей, чтобы в любом случае ему разрезали одну из артерий перед тем, как его положат в гроб. Когда он болел, он часто оставлял на столике и кровати записку. В ней было написано: «Это только кажется, что я умер». Андерсен страдал особой формой неврастении, проявлявшейся в постоянной усталости и недомоганиях - тошнотой, головной болью, приступами головокружения и многим другим. Почти у каждой даты в его дневнике записано, что он чувствует себя больным. Ему постоянно нужно было отвлекаться от чувства усталости, ходить в гости, чтобы думать о чем-нибудь другом, путешествовать, чтобы забыть свои страдания. Отсюда его постоянное движение, продолжительные ежегодные путешествия. Стоит ли после этого удивляться, что у Андерсена не было собственного дома. Всю жизнь он прожил в гостиницах и меблированных комнатах. Когда в 1866 году ему все же пришлось купить собственную мебель, он был вне себя: проклятые вещи привязывали его к определенному месту! Особенно его приводила в ужас кровать: ему казалось, что он скоро умрет и кровать переживет его и станет ему смертным одром. (Она им не стала, но действительно пережила хозяина и теперь стоит в музее в Оденсе.) Музей Г.Х.Андерсена в Оденсе

В БОРЬБЕ С ЛЮБОВЬЮ Андерсен всю жизнь прожил девственником. Он не был ни гомосексуалистом, ни импотентом, но, увы, насладиться плодом чувственной любви он так и не сумел. Сознание собственной невыгодной внешности и чувство, что он не такой, как все, мешало ему поверить в успех у противоположного пола. Он не раз был на волоске от грехопадения, но всякий раз отступал. В Дрездене, например, его пыталась соблазнить одна немецкая писательница, которая все время порывалась поцеловать его и которая была «старая, толстая и горячая». В Неаполе искушения преследовали его на каждом шагу, но он, «испытывая страсть, которой никогда не знал», вынужден был спешить домой, чтобы облить холодной водой голову. В своем дневнике он писал: «У меня в крови жар. Я по-прежнему сохраняю невинность, но я весь в огне... Я наполовину больной. Счастлив тот, кто женат, и счастлив тот, кто хотя бы помолвлен». Он с трудом сопротивлялся сиренам опасного города, а при отъезде успокоенно написал: «Все же я вышел из Неаполя невинным». Его потребность в женщинах была велика, но страх перед ними еще сильнее. Во время поездок в Париж после 1860 года Андерсен иногда посещал публичные дома. Там он наслаждался вежливыми приятными беседами с полуобнаженными проститутками. Но он был просто шокирован и крайне возмущен, когда Дюма, который и затащил его в это заведение, намекнул ему, что в публичный дом он ходит, вероятно, не только для того, чтобы поговорить... Рукопись «Нового платья короля» (Из коллекции музея в Оденсе.)

АХ, МОЙ МИЛЫЙ АНДЕРСЕН!.. События последних тридцати лет его жизни заставили Андерсена забыть впечатления прежних обид. Он считал себя необыкновенно счастливым человеком. «Все к лучшему в этом наилучшем из миров!» - любил повторять он, успокаивая других, и... успокаиваясь сам. Светлый и радостный оптимизм можно обнаружить во всех его произведениях. Даже его знаменитая сказка «Ледяная дева», несмотря на печальный конец, завершается фразой: «Все к лучшему». В последние свои дни он был весел, спокоен и полон благодарности за судьбу, а также за любовь и заботу, которую оказывали ему его многочисленные друзья. Рассказывают, что за несколько дней до смерти он пытался спеть старую детскую песенку, которую когда-то пела ему мать. Он слегка лишь подправил в ней слова, сменив имя Августин на - Андерсен: - Ах, мой милый Андерсен, Андерсен, Андерсен! Ах, мой милый Андерсен, Все, все пройдет!.. Александр КАЗАКЕВИЧ

РАССКАЗ О ХАНСЕ ХРИСТИАНЕ АНДЕРСЕНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ Есть такая далёкая страна Дания. Там, в городе Оденсе, у бедного сапожника Андерсена родился сын, Назвали его Ханс Кристиан. Жила семья Андерсена в маленькой комнате. Но эта комнатка, заставленная мебелью и инструментами отца, казалась мальчику большой и роскошной. Как чудесна была дверь с нарисованным на ней пейзажем, прекрасные тюльпаны за окном! Родители любили друг друга и своего маленького сынишку. Отец водил его на прогулку в лес, мастерил чудесные игрушки и даже сделал для мальчика настоящий кукольный театр. Но когда Хансу Кристиану исполнилось 11 лет, отец умер. «Его унесла ледяная дева», печально сказала мать. Все заботы о семье легли на её плечи. Чтобы заработать деньги, ходила она стирать бельё в реке. А мальчик оставался один дома. Ему никогда не было скучно. Ещё до смерти отца побывал Ханс Кристиан в театре и полюбил его на всю жизнь. Но театральные билеты стоили дорого. И ходить каждый день в театр мальчик не мог. Тогда и познакомился он с Питером, расклейщиком афиш. Ханс Кристиан помогал ему и в награду получал новую афишу. А дома по этой афише устраивал целое представление в своём кукольном театре. Работа Андерсена (Из коллекции музея в Оденсе.)

А ещё был небольшой садик, где он мог сидеть и читать. Или слушать забавные и волшебные истории от вещей, на которые люди обычно не обращают внимания: от штопольной иглы, старого огнива, оловянного солдатика. Однажды Ханс Кристиан решился рассказать их своим товарищам по школе, но дети стали смеяться над ним. С тех пор он держался в стороне от других ребят и редко с ними играл. Представьте себе высокого, долговязого мальчугана с пышными светлыми волосами, длинным носом и маленькими глазками. Это и есть Ханс Кристиан Андерсен. Но у забавного и смешного на вид мальчика был чудесный голос, он прекрасно читал стихи и отрывки из пьес. Слава об этом чудо-ребёнке пошла по всему городу. Даже будущий король Дании решил посмотреть на него.

Андерсен спел для его высочества несколько песен, разыграл пару сцен. А потом сказал, что больше всего на свете ему хотелось бы учиться. Слова сына сапожника не понравились будущему королю. «Не забывай, что ты из бедной семьи и лучше тебе овладеть каким-нибудь ремеслом», строго сказал он. Никто не знал, что спустя много лет эти двое встретятся опять, когда принц станет королём, а сын сапожника всемирно известным сказочником. И король будет принимать его при дворе в качестве почётного гостя.

Нелёгким был путь Андерсена к славе и успеху. В 14 лет покинул он родной дом и отправился в далёкий Копенгаген (столицу Дании) с небольшим узелком в руке. Много трудностей пришлось преодолеть ему. Оле-Лукойе, Снежная королева, Русалочка, маленькая Дюймовочка все они живут в сказках Ханса Кристиана Андерсена. И о чём бы ни были эти сказки, в них достоин уважения, счастья, любви тот, у кого доброе сердце, кто идёт по жизни весело, преодолевая все беды и трудности.

Сказки для детей дошкольного возраста «Стойкий оловянный солдатик» «Огниво» «Дикие лебеди» «Снежная королева» «Русалочка» «Оле-Лукойе» «Дюймовочка» «Пастушка и трубочист» «Гадкий утёнок»

1.«Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше». ( Гадкий утенок. «Гадкий утенок») 2.«У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп». ( Крот. «Дюймовочка») 3.«Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая …» Принцесса. «Принцесса на горошине» 4.«Богатые уборы так шли к ней, она была в них так ослепительно хороша, что весь двор преклонялся перед ней. А король провозгласил ее своей невестой, хотя архиеписком и покачал головой, нашептывая, что лесная красавица, должно быть ведьма». ( Элиза. «Дикие лебеди») КОНКУРС «УЗНАЙ ГЕРОЯ»

5. «Жил-был бедный принц. Королевство у него было маленькое-премаленькое, но жениться все-таки было можно, а жениться-то принцу хотелось… Он носил славное имя и знал, что сотни принцесс с благодарностью ответили бы на его предложение согласием». ( «Свинопас») 6. «Лучше всех был молодой принц с большими черными глазами. Ему, наверное, было не больше шестнадцати лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье». ( Принц. «Русалочка») 7. «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать какого он цвета – он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется… Под мышками у него по зонтику: один с картинками…, а другой совсем простой, гладкий…» ( Оле- Лукойе. «Оле-Лукойе».)

Какой из 6 предметов Из сказки «Огниво» лишний? -ранец; -сундук; -монеты; -зонт; -сабля; -кремень. Из сказки «Дюймовочка»: -мышь; -эльф; -вода; -туфли; -крыло; -нора. КОНКУРС «ЛОГИЧНЫЙ РЯД» Из сказки «Стойкий оловянный солдатик»: -ружье; -роза; -коробка; -мундир; -лодочка; -табакерка.

Маленькая девочка сидит в середине большого красивого тюльпана. («Дюймовочка») КОНКУРС «ЧЕЙ ПОРТРЕТ?» Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она прелестна и нежна. (Снежная Королева) Куколка, вырезанная из картона, на ней юбочка из тонкого батиста. (Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик») Маленький человечек на голове у него шапочка, одет в балахончик, который отливает всеми цветами радуги, в руках у него два зонтика. (Оле-Лукойе) Прехорошенькая принцесса, прозрачная как лепесток розы, с синими, как море глазами. (Русалочка)

КОНКУРС «КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ВЕЩИ?» -Зонтик – -Горошина – -Санки – -скорлупа грецкого ореха – -бумажный кораблик – -Крапива – -белая и красная розы – -музыкальный горшочек - - ранец - - Оле-Лукойе - принцессе - Каю - Дюймовочке - оловянному солдатику - Элизе - Герде и Каю - принцу из «Свинопаса» - солдату из сказки «Огниво»

КОНКУРС «В КАКОЙ СКАЗКЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ПОДБОРКИ СЛОВ?» 1.Солнце, снег, лампа, стекло, олень, дружба, роза. («Снежная королева») 2. Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение.(«Дикие лебеди») 3. Яйцо, мороз, курица, вода, мечта, утка. («Гадкий утенок») 4. Море, ветер, боль, принц, слезы, пена. («Русалочка») 5. Нора, мышь, крыло, голубые фиалки, майский жук, золотая корона. («Дюймовочка») 6. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине») 7.Роза, соловей, горшочек, трещотка. («Свинопас»)

Какие сказки принадлежат перу Г.-Х. Андерсена? 1.«Беляночка и Розочка», 2. «Стойкий оловянный солдатик»» 3."Морозко", 4.«Золотой гусь», 5.«Снегурочка», 6.« Огниво», 7. «Принцесса на горошине», 8.«Золушка», 9.«Красная Шапочка», 10.«Горшок каши», 11. «Гадкий утенок», 12.«Царевна-лягушка», 13.«Колобок», 14.«Сказка о рыбаке и рыбке», 15.«Дикие лебеди» ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ Г.Х. АНДЕРСЕНА

1. Старая ведьма, три собаки, три сундука 2. Кровать, двадцать тюфяков, горошина НАЙДИ ПАРУ 1.«Принцесса на горошине» 2.«Стойкий оловянный солдатик» 3.«Дюймовочка» 4.«Огниво»

3. Чудесный цветок, колыбелька, две жабы, крот, мышь, ласточка 4. Старая оловянная ложка, солдатики, бумажная балерина. 1.«Принцесса на горошине» 2.«Стойкий оловянный солдатик» 3.«Дюймовочка» 4.«Огниво»

(Разгадай анаграммы и угадай героев сказок). АРГЕД - Герда ТИКСАДОЛ - солдатик РОЛЬКО - король ТУКНЁО - утёнок НИВОСПАС - свинопас АССЕЦНИРП - принцесса ГЕРОИ СКАЗОК

1. Какое слово выкладывал из льдинок Кай в замке Снежной королевы? а) Прочность; б) Вечность ; в) Надёжность; г) Слабость. 2. Кто хотел жениться на Дюймовочке? а) Сурок; б) Бобр ; в) Хомяк; г) Крот. 3. Какой музыкальный инструмент был у свинопаса? а) Флейта; б) Горшочек с бубенчиками в) Музыкальная шкатулка; г) Шарманка 4. Кто носил под мышкой два зонтика: чёрный и цветной? а) Оле-Лукойе б) Трубочист г) Свинопас. ТЕСТ

1. … узнать настоящую принцессу? (Уложить девушку на 20 тюфяков и на 20 пуховиков, а под ними положить горошину). 2. … у русалочки появилась пара стройных ножек? (Отдать свой голос нам, напиток ведьмы). 3. … братья превратились из лебедей в принцев? (Сплести из крапивы, растущей на кладбище, рубашки). 4. … укротить собак в подземелье в сказке «Огниво»? (Посадить каждую на ведьмин синий клетчатый передник). 5. … принцессе заполучить горшочек с бубенцами? (Надо принцессе 10 раз поцеловать свинопаса). 6. … появилась на свет Дюймовочка? (Посадить в цветочный горшок необычное ячменное зернышко). 7. … дети уснули и Оле-Лукойе мог бы рассказывать им сказки? (Прыснуть в глаза из спринцовки сладким молоком и подуть на затылок). КОНКУРС «ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ…?»

1. «Фи, папа! Она не искусственная, а настоящая!» Принцесса – королю в сказке «Свинопас» 2. «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты! Как интересно!» Фрейлины друг другу в сказке «Свинопас» 3. «Это кто такой? А паспорт у тебя есть? Давай сейчас же паспорт! Держите, держите его! У него нет паспорта!» Крыса – оловянному солдатику 4. «Обернитесь большими немыми птицами и улетайте прочь! Позаботьтесь о себе сами!». Злая королева – братьям Элизы в сказке «Дикие лебеди» 5. «Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или научись мурлыкать и пускать искры!» Курица - гадкому утёнку КОНКУРС «КТО КОМУ ГОВОРИТ ЭТИ СЛОВА?»

6. «Ишь ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света! Маленькая разбойница - Каю в сказке «Снежная королева» 7. «Да, да, правда ваша, умные слова приятно слышать. Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!» Полевая мышь – кроту в сказке «Дюймовочка» 8. «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать… Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас ей занимать силу, её сила в её сердце!» Финка – северному оленю в сказке «Снежная королева»

ЗАГАДКИ ПО СКАЗКАМ Г.Х. АНДЕРСЕНА Она прекрасна и красива, Величава, горделива. Злые вьюги и метели С нею дружат с колыбели. И совсем она не нежная, Эта Королева… (Снежная) Сказку быстро вспоминай: Персонаж в ней мальчик Кай, У него была подруга. Кто в беде не бросил друга? Налетела злая вьюга, Герда потеряла друга: В царство льда умчался Кай. Герда! Герда! Выручай! Вьюга кружит вправо, влево В сказке:( "Снежная королева")

Девушка братьев своих выручала, Крапиву рвала, что ей руки сжигала, Ночами трудилась, глаз не смыкала, Чтоб братьев спасти все время молчала. (Элиза, сказка «Дикие лебеди») Бравый солдат домой возвращался, С ведьмою старой в лесу повстречался. В пустое дупло солдат наш спустился, Золото взял и назад воротился... Но кроме деньжонок вещица чудная Служивому парню от ведьмы досталась. Надеюсь, ребята, что сказку ту зная, Напомните мне, как она называлась. (Огниво)

Девочка спит и пока что не знает, Что в этой сказке её ожидает; Жаба под утро её украдёт, В нору упрячет бессовестный крот: Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка? Кто эта девочка? Чья эта сказка? (Дюймовочка) Вначале ячменное зёрнышко было, Мама в горшочек его посадила. Вырос чудесный цветочек потом, Девочку-крошку нашла мама в нём. (Дюймовочка) Живет она в большом цветочке, Жаль, что мала сама росточком, Зато вокруг – душистый дом, Из лепестков построен он. (Дюймовочка) Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)

Как только ночь приходит к нам в дом, Маленький сказочник появляется в нём. Зонтик он свой разноцветный раскроет, Сказки расскажет, одеялом укроет. (Оле-Лукойе) Приходит он ко всем глубокой ночью, И зонтик свой волшебный открывает: Зонт разноцветный – сон ласкает очи, Зонт чёрный – снов в помине не бывает. Послушным детям – зонтик разноцветный, А непослушным – чёрный полагается.. Он гном-волшебник, многим он известный, А ну скажи, как гном тот называется. (Оле-Лукойе)

Предмет хоть сей и очень мал, Но беспокойства доставлял. И спрятан был под сто перин, Принцессу сна он всё лишил. ( Горошина, сказка «Принцесса на горошине») Нежная девочка с рыбьим хвостом, Пеной морскою станет потом. Всё потеряет, любви не предав, Жизнь за неё отдав. (Русалочка)

Помещение украшено иллюстрациями из сказок Андерсена. I часть Загадки Снежной Королевы. Спрашиваем у детей, знают ли они сказку о Снежной королеве, просим их напомнить сюжет. - Чем занимался Кай, когда был у Снежной королевы? (собирал льдинки) И мы сейчас с вами должны собрать картинку. Предлагается ребятам совместно собрать пазлы (Иллюстрацию из сказки Снежная Королева», разрезанная на несколько частей). 2. Нужно быстрее растопить льдинки, пока всё вокруг не заледенело. - Мы будем переносить самые настоящие льдинки из одной миски в ёмкость с теплой водой. (Для этого каждый ребенок берет кусочек заранее приготовленного льда и быстро несет его в ёмкость с теплой водой, где лёд быстро тает). - Но для этого надо преодолеть препятствия. (Натянуть канаты через которые ребенок должен переступать, и повыше, чтобы переползать со льдом в руках) ДОСУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СКАЗКАМ Г. Х. АНДЕРСЕНА

II часть По следам Дюймовочки Переходим к следующей сказке о Дюймовочке, вспоминаем сюжет. Напоминаем, что Дюймовочку жаба хотела женить на своём сыне и как девочка от них убегала с помощью кувшинки, в этом ей помогала бабочка, которая тянула её за ленточку. Раскладываем на полу импровизированные кувшинки (обручи). Все дети берутся за ленточку. Задача детей прыгать с одной кувшинки на другую, но всем вместе, т.е. в тот момент как один перепрыгивает на следующую кувшинку стоящий за ним прыгает на освободившуюся, главное не упасть в «воду». Загадываем детям загадку, она поможет успокоить тот прилив эмоций, который вызовет предыдущий конкурс: На Дюймовочке решил жениться, Девочку спасла лишь птица, Зерном он набивает рот, Ну конечно это - (крот). III часть Помогаем Русалочке Вспоминаем ещё одну замечательную сказку, напоминаем, что колдунья забрала у Русалочки её прекрасный голос в обмен на ноги. Как же сложно не уметь говорить! Задача ребенка без слов с помощью жестов показать всем то, что скажет ему на ухо ведущий. Тематика морская: осьминог, акула, морская звезда, корабль, чайка и т.д.

IV часть Дикие лебеди. Вспоминаем сказку, задаём детям вопросы: - Cколько братьев было у принцессы Элизы? (11) - Из чего Элиза шила рубашки своим братьям, чтобы они снова превратились в людей? (крапива) - Вы знаете, что крапива очень полезный сорняк? (Ответы детей) Помогаем детям, рассказывая, что отвар крапивы останавливает кровотечения, используется при ангине, из некоторых сортов, действительно, можно шить одежду (это не сказка), но вместе с этим она очень полезная, поэтому с ней пекут пироги, делают салаты и варят супы. Кстати о еде! «Не пора ли подкрепиться?», - как говорил Вини Пух. Устройте детям легкий фруктовый стол. После чаепития подарить сборник сказок Г.Х. Андерсена или книгу с одной его сказкой. Такой досуг надолго запомнится вашим детям.Вы не только сможете развлечь, но дать представление о физических законах, коснутся биологии, поупражнять мышление, воображение, чередуя умственные и физические задания.

Цель: Продолжать знакомить детей со сказкой Принцесса на горошине, развивать память, навыки общения, умение вести диалог, говорить интонационно выразительно; воспитывать отзывчивость и доброту. Атрибуты и оборудование : костюмы короля, королевы, принца и принцессы. Лошадь - палка с головой лошади, стол, стулья, посуда; аудиозапись шум дождя, топот копыт, Вальс Мендельсона. Со сказкой Г.Х. Андерсена дети были ознакомлены заранее. Воспитатель выбирает на роли героев сказки детей, которые умеют выразительно читать стихи, и разучивает их с ними. Роль рассказчика играет воспитатель. Рассказчик: Давным-давно в одной стране, Известной и тебе и мне, Жил принц - наследник короля, Душой нисколько не кривя. Пришла пора определиться, И, как положено, жениться И чтоб жена была блестящей Принцессой. Только настоящей! (Звучит фонограмма Скачет конь) «ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ» СЦЕНАРИЙ СКАЗКИ Г.Х.АНДЕРСЕНА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель: О, что это за звуки? Никак не пойму… (Ответы детей) Принц: О боже! Целый год прошел, А настоящей не нашел, Хоть и объехал целый свет… Беда! Принцессы нет как нет… Воспитатель: Ребята, какое у принца настроение? (Ответы детей) Воспитатель: Почему он так расстроен? (Ответы детей) Воспитатель: Кто из вас может утешить его? (Дети утешают Принца) Воспитатель: А вот идет его мать Королева. (Королева подходит к Принцу) Рассказчик: И королева-мать сказала… Королева: Ты не грусти, Принцесс немало. Пошлет Господь тебе жену, И встретишь лишь ее одну. (Королева и Принц уходят. Звучит фонограмма Дождь) Воспитатель: Дети, какими словами можно описать этот дождь? (Дети описывают дождь) Воспитатель: А как вы думаете, что в это время делал Принц? (Дети высказывают свои предположения) (Вдруг раздался стук.)

Рассказчик: И вот в дождливый вечер кто-то Вдруг постучался к ним в ворота. Король открыл дверь замка сам И не поверил он глазам! Пред ним, промокшая до дрожи, Стояла девушка пригожа. Король: Кто вы, сударыня, такая? Рассказчик: Спросил король не понимая Король: Узнать мне очень интересно Рассказчик: И услыхал он голос тихий И очень нежный Принцесса: Я принцесса… Король: Ужасный ливень…словно осень… Мы в гости вас любезно просим, И отдохнуть, и обогреться, И успокоить душу-сердце. Принц: (обращаясь к королеве- матери) Я как принцессу увидал, Так и покой свой потерял. Но как узнать мне интересно, А настоящая ль принцесса? Королева: Тебе, сын мой, я помогу, Легко проверить я могу. Положу-ка под перину Ей горошину под спину. Коль она ее приметит,- Чувственнее нет на свете. Королева: (Обращаясь к принцессе) Проходите отдыхать И спокойно ночевать. ( Звучит фонограмма Ночь) Рассказчик: Утром королева-мать Захотела разузнать За едою, между прочим Королева: Как спалось принцессе ночью? Принцесса: Ах, всю ночь я не спала, Глаз сомкнуть я не могла, У меня ужасный вид, Голова моя болит, Спала будто на камнях, И все тело в синяках.

Королева: Проверяли не напрасно! Ведь теперь всем стало ясно, Что горошина одна Девушку лишила сна. Принц: Получила жуткий стресс Лучшая из всех принцесс. Как нежна, и как чувствительна… Это просто восхитительно! Рассказчик: Взглянув с улыбкою на мать, Принц тут же захотел сказать Принц: Вам руку-сердце предлагаю И в жены я вас взять желаю Принцесса: Вам, право, отказать не смею, При взгляде вашем я робею. Наверно, вы судьба моя, Вот что могу ответить я. Рассказчик: Ожидали с нетерпеньем Всей родни благословенья, И пошли тут под венец. Вот и сказочке конец Русанова Н.Н.

Открывается занавес. Герда поливает розы, Кай играет с кубиками. Бабушка вяжет шарф. Герда: Здравствуй, Кай! Кай: Привет сестрица Герда, как твои дела? Герда: Хорошо. Смотри скорее Наша роза расцвела. Кай: Правда. Как она прекрасна, Словно в сказке, красота! Герда: Бабушка! А что же сделать, Не замерзнет ведь она? Бабушка : Вы не бойтесь, не замерзнет. Слишком к ней добры все мы. Только тот на свете мерзнет Кому чувства не нужны. Кай: Снег какой чудесный, правда? Герда: Словно пчелки в небесах! «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» СЦЕНАРИЙ СКАЗКИ Г.Х.АНДЕРСЕНА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Бабушка : Есть у снега королева, Все летает в облаках И ни разу не присядет, Не спускается с небес, Только окна разрисует И уйдет в свой снежный лес. Герда: Видели узор мы этот, Много красоты есть в нем. Кай: Пусть только войдет она к нам, Я в огонь ее и все. Бабушка : Не войдет, не беспокойся, Посмотри лучше окно Тем узором расчудесным Разукрашено оно. Танец снежинок

Кай: Ай, Меня кольнуло в сердце! Герда: Больно, Кай, скажи скорей! Кай: Отойди, меня не трогай! В мире нет тебя страшней. Убирай-ка этот мусор, Насажала тут цветов, Так ужасны, бесполезны, Лишь разводят червяков. Герда начинает плакать. Кай: Санки дай мои сейчас же, Я хочу идти гулять. Герда: Можно я с тобой отправлюсь, Обещаю не мешать. Танец снежинок и снежной королевы Снежная королева: Здравствуй, Кай. Замерз ты видно, Дай тебя поцеловать. Залезай скорее в шубу, Будем вместе отдыхать. Я возьму тебя с собою В свой далекий снежный край, Ведь пришла я за тобой, Ты согласен, милый Кай? Герда сидит у окна и смотрит на улицу. Герда: Как давно мой Кай пропал. Может он в беду попал? Нужно в путь мне отправляться, Отыскать скорее братца. Танец Герды Герда: Ах, какой чудесный садик! Как приятно здесь дышать. Может здесь мне кто подскажет Где мне Кая отыскать. Танец садовницы и садовников Садовница: Здравствуй милая девчушка. Как попала ты ко мне? Герда: Помогите мне, старушка, А иначе быть беде. Садовница: Поживи ты здесь немного. Герда: Не могу, пропал мой Кай! Садовница: Я о доченьке мечтала! Поживи, не покидай. Герда: Так спешу я. Что же делать? Садовница: Что ж иди. Ищи скорей. Герда: Нет пожить у вас хочу я, Вместе будет веселей. Много роз у вас и лилий.

Садовница: Как же Кай? Куда ты шла? Герда: Кай, а кто это скажите? Вас искала и нашла. Садовница: Спи, малышка, сладко, сладко. Пусть приснятся тебе сны. Я ж отправлюсь в путь далекий До сиреневой весны. Танец садовников Герда: Что случилось. Я спала? Садовник: Ты забыла про дела. Кай в беде, беги скорей, Его сердце отогрей. Герда: Вот спасибо, мне пора. Садовники: До свидания. Пока. Появляются ворон и ворона Ворон: Каррр. Остановись сейчас же! Ворона: Кто ты и куда спешишь? Герда: Братца я ищу по свету. Ворон: А туда ли ты бежишь? Герда: Вы не видели здесь Кая Ворона: А какой твой братец Кай? Герда: Очень добрый он, красивый. Видел? Ну же, отвечай! Ворон: Тут на днях попал к нам мальчик И по признакам похож. Герда: Как чудесно! Ворон милый, Ты к нему не отведешь? Ворона: Подожди. Здесь в королевстве Нужно осторожней быть. Всю охрану аккуратно И спокойно обходить. Герда: Умоляю, помогите! Я ищу его давно. Что же делать мне, скажите, Как мне выручить его? Ворон: Ладно, только не реви! Помогу тебе, смотри- Вот стоит дворец принцессы Там твой Кай теперь живет. Герда: Как прекрасно, побежали! Кай меня наверно ждет. Ворона: Ты иди за нами тихо, Проведем тебя к нему Ворон: И сними свои ботинки, Топать нам тут ни к чему. Принц с принцессой играют в прятки Принцесса: Кай, ищи меня скорее Неудобно здесь стоять.

Принц Кай: Вот сейчас найду тебя я. Будешь ты меня искать. Входит Герда Принцесса: Это кто сюда пришел к нам? Что забыла ты у нас? Стража, где вы, где вас носит? И за что здесь кормят вас? Герда: Кай, родной мой! Поворачивается Кай Герда: Ой, ошиблась Ты не Кай мой, ты чужой. Принц Кай: Что такое, что случилось? Ты поговори со мной. Герда: Брата я ищу по свету, Обошла полмира я. Принцесса: Видела вчера карету, Снегом замела меня. Королева в нем сидела, Рядом был мальчишка с ней. Герда: А куда они умчались? Как угнаться мне за ней? Принцесса: Ты не плачь, тебе поможем. Шубка вот и муфта есть. Дам тебе свою карету и немножечко поесть. Принц: Осторожней будь в дороге. Здесь разбойники шалят. Герда: Вот спасибо вам, Большое спасибо, Я иду к тебе мой брат. Танец разбойников Мама-разбойница: Посмотрите - ка скорее! Едет золото ко мне. Эй ловите, побыстрее, Все несите только мне. Мама-разбойница: Ишь какая королевна! С моей дочкой будешь жить Петь ей песни, поболтаешь, Можешь кашу ей сварить. Маленькая разбойница: Мама, где ты ходишь бродишь? Есть хочу я и играть. Мама-р: Ну чего ты колобродишь, Я ходила воевать. Вот какой тебе подарок, Нравится? Маленькая разбойница: Конечно, мам. Будет мне она игрушкой Я тебе ее не дам. Муфта, шубка, все, что нужно Эй, отдай скорее мне!

Герда: Вы берите что хотите, Только ехать нужно мне. Маленькая разбойница: Ой, какая ты смешная, «Отпустите вы меня» Я таких не отпускаю, Не хорошая ведь я. Герда: Брата своего ищу я, Время некогда терять. Маленькая разбойница: Замолчи. Ведь не шучу я. Не люблю я отпускать. Не реви тебе сказала, Не люблю я всяких слез. Не реви, воды мне мало? Не шучу я, я всерьез. Голуби: Мы видали ее братца Отпусти ее скорей. С королевой он поехал До Лапландии своей. Маленькая разбойница: Ну-ка птицы замолчите! Суп из вас сварю сейчас! Герда: Умоляю, помогите! Помощи прошу у вас! Олень: Показать я путь сумею. Ты же сжалься, отпусти. Я ее теплом согрею, Ну не злись, а помоги. Маленькая разбойница: Что вы все тут раскричались, Или вас пощекотать Я еще не наигралась, чтоб ее мне отпускать. Ладно, хватить лить тут слезы Море скоро тут нальешь. Отвези ее скорее И вернешься, как найдешь. Танец Герды и оленя Олень: Вот Лапландия, ступай, Там уже заждался Кай. Танец снежинок Герда: Кай, мой братец! Как же долго Я искала здесь тебя Кай: Отойди скорей отсюда, Слово «вечность» пишу я.

Герда: Неужели не узнал ты Герду милую свою? Как же долго я плутала. Кай: Руку отпусти мою. Герда: Злой, противный ты мальчишка! Как со мной так можешь ты? Кай: Отойди, тебе сказал я. Уходи. Не слышишь ты. Герда заплакала. Кай: Что случилось? Что со мною? Герда: Кай вернулся ты ко мне. Кай: Что я делал здесь так долго? Герда: Жил как будто ты во сне. Кай пойдем домой скорее, Все тебя там заждались. Кай: Побежали побыстрее, Пусть растает эта жизнь. Не хочу быть в сердце с льдинкой, Прочь уйдет пускай зима. Герда: Мы с тобой две половинки, Теплота тебя спасла. Танец снежной королевы Снежная королева: Что здесь делает девчонка? Кай! Гони ее скорей! Что такое? Эта льдинка? В сердце нет ее теперь? Как смогла ты все разрушить, Что? я таю? Вот беда. Снега, снега мне скорее, Я вода, вода, вода. Рушатся чертоги снежной королевы. Танец снежинок (мальчик с девочкой)

По горизонтали: 1. Как звали сестру одиннадцати принцев-лебедей? 2. Какой волшебный предмет нашёл солдат в дупле старого дерева? 3. Как звали подругу Кая? 4. Какие цветы любили Кай и Герда? 5. Кто отлит из старой оловянной ложки? 6. Кто смастерил злое зеркало, осколок которого попал Каю в сердце? 7. Какое слово должен был составить из льдинок Кай? 8. За кого мышь должна была выдать Дюймовочку? 9. Кто помог улететь Дюймовочке в далёкие страны? По вертикали: Журнал, в котором были опубликованы сказки Андерсена для детей России в 19 веке. КРОССВОРД ПО СКАЗКАМ Г.Х. АНДЕРСЕНА

1ЭЛИЗА 2ОГНИВО 3ГЕРДА 4РОЗА 5СОЛДАТИК 6ТРОЛЛЬ 7ВЕЧНОСТЬ 8КРОТ 9ЛАСТОЧКА

Список литературы 1. Андерсен Х.-К. Сказка моей жизни: Отрывок: [Детство] // Дет. лит- ра Бондаренко Е. КВН по сказкам Х.-К. Андерсена // Нач. школа Браудс Л.Ю. К читателю // Андерсен Х.-К. Сказки. Истории.- М., Дмитриевич В. Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена // Нач. школа (февр.). 5. Дубровская А.И. Детям о писателях. Тесей Зюзюкин И. Сказка его жизни // Смена. – Кривцов Н. Старое лебединое гнездо // Вокруг света. – Осанова Н.Н. Г.-Х. Андерсен и его сказка « Свинопас » // Уроки лит- ры. – Сивоконь С. Ханс Кристиан Андерсен « Сказка моей жизни » // Дет. лит. – Тельминова Н.А. Эти старые, старые сказки: Литературная игра по сказкам Х.К.Андерсена // Читаем, учимся, игранем, – Вып Фиников В. Ганс Христиан Андерсен // Андерсен Г. Х. Сказки. – М., Сайт: 13.Сайт: 14.Сайт: festival.1september.rufestival.1september.ru 15.Сайт: