Стихосложение. Двусложные стихотворные размеры. Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа 14» г. Кимры Тверской области Журавлёва Ирина Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стихи Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных.
Advertisements

Времена года. А.С. Пушкин. Весна Весна, весна, пора любви Как тяжко мне твое явленье, Какое томное волненье В моей душе, в моей крови… Все, что ликует.
Вот так кто первая вдохновительница, первая муза первого истинно русского поэта, это- няня... Да будет же ей, этой няне, от лица русского общества вечная.
Мисс Осеннее очарование.
Анализ стихотворного произведения В помощь учащимся Учитель – Дмитриева О.С. «СОШ 50» г.Курган.
Анализ лирического произведения А.С.Пушкина «Зимний вечер»
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. Афанасий Фет.
Александр Сергеевич Пушкин А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Ритм и интонация в стихах и прозе (урок 1). Что такое стихотворный ритм? Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Наша Аня громко плачет, Уронила.
Зайцева М.К. МОУ Нехаевская СОШ А.С.Пушкин Поэтические картины зимы.
Урок литературы в 6 классе с использованием ИКТ Ноябрь-2008г.
РУССКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ Силлабо-тоническая система : в ней ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Проект "Рифма"
Мир русской природы в стихотворениях А. С. Пушкина Сравнительный анализ зимних пейзажей.
Стихотворная речь Размеры стиха Учитель: Васильева В. В. ГОУ «Порховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V и VII видов»
ДЕНЬ ЗНАНИЙ Первый раз в 1 класс!. ПРОЩАНИЕ С БУКВАРЕМ.
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе Урок-концерт в 5 классе Подготовила учитель литературы высшей квалификационной категории средней школы.
Красота природы… Выполнила: Ямашкина Оксана 12 Б.
1 2 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории.
Понятие рифмы Учитель русского языка и литературы Терлеева Елена Александровна МОУ Троицкая СОШ Чеховского района Московской области.
Транксрипт:

Стихосложение. Двусложные стихотворные размеры. Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа 14» г. Кимры Тверской области Журавлёва Ирина Ивановна 2011 г. 1

За окном ветерок ………………………………….. И листочки по дорожке, …………………………………….. То подпрыгнет, то притаится, бегут Словно жёлтые мышки от кошки. веселится, Попробуем убрать из стихотворения тропы, позволяющие создать яркий образ осеннего парка. Посмотрим, что получится: 2

Рифма. Парная (смежная ) Перекрёстная Кольцевая (опоясывающая) 3 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло. С.А. Есенин ) ) А А Б Б Парная (смежная) рифма: 4

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… А. С. Пушкин ) ) А Б А Б Перекрёстная рифма. 5

Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой. Ф. И. Тютчев ) ) А Б Б А Кольцевая (опоясывающая) рифма. 6

Мужская рифма – с ударением на последнем слоге (окно – давно). Женская рифма – с ударением на предпоследнем слоге (даром – пожаром). В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное. ` ` ` ` мужская женская 7 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

Разбейте на слоги стихотворную и прозаическую строки, расставьте ударения, ударные и безударные слоги обозначьте разными значками: Но-вый день, шу-мя, при-хо-дит в го-род… - ударный слог-безударный слог Шу-мя, в го-род при-хо-дит но-вый день… Вывод: стихотворная строка – это узор, сплетённый из повторяющихся элементов, это орнамент, а прозаическая речь – нет. 8 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

Астры осыпаются в садах, Под окошком желтеет стройный клён, И холодный туман на полях Неподвижно белеет целый день… Осыпаются астры в садах, Стройный клён под окошком белеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет… Попробуйте переставить слова так, чтобы получилось стихотворение: 9

Стихотворные размеры. ХОРЕЙ 1,3,5,7 Двусложные:Трёхсложные: ЯМБ 2,4,6,8 Размер – это порядок чередования ударных и безударных слогов. ДАКТИЛЬ 1,4,7,10 АМФИБРАХИЙ 2,5,8,11 АНАПЕСТ 3,6,9,12 10 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

ХОРЕЙ - двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Мчатся тучи, вьются тучи… __ __ __ __ __ __ __ __ Мчат- ся ту- чи, вьют-ся ту- чи… /// ```` стопа / - это минимальное повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в стихе. 4 – х стопный хорей 11 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

ЯМБ - двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. __ __ __ __ __ __ __ __ __//// Люблю грозу в начале мая… Люб-лю гро-зу в на-ча-ле ма-я… ```` 4 – х стопный ямб 12 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

13

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей г. 14

15

Пиррихий - это стопа с "пропущенным" ударением при сочетании двух или более безударных слогов. __ _́_ / __ _́_ / __ __ / __ _́_ / __ _́_ / Спондей - это стопа с дополнительным ударением при сочетании нескольких ударных слогов. _́_ _́_ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ / 16 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

17 Использованные интернет – ресурсы: 1. Изображение «Золотой осенний парк» jpg 2. Изображение «Алый цвет зари…» jpg 3. Изображение «Осень» jpg 4. Изображение «Исаакий…» Изображение «Астры» jpg 6. Изображение «Зимний лес» jpg jpg 7. Изображение «Зимние пейзажи, снег» 14/x_fbb7a73d.jpghttp://cs9770.vkontakte.ru/u /- 14/x_fbb7a73d.jpg 8. Генадий Апанович. Справочник по стихосложению.