Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями в целях реализации положений ФГОС Подготовила руководитель ГМО учителей русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Advertisements

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Нормативно-правовое и методическое сопровождение профориентационной деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Организация работы учителей русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования Выполнила учитель русского.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Выполнили: ученики 7 класса Руководитель: Волкова Н.Г.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Транксрипт:

Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями в целях реализации положений ФГОС Подготовила руководитель ГМО учителей русского языка и литературы г.о.Коломна Московской области Панина Ирина Ивановна

Формирование культуры работы со словарями – часть образовательного процесса Словарная культура является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения равноценно высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.

Классификация словарей, необходимых для обеспечения результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Школьные словари Базовые лингвистические словари Энциклопедические словари и справочники Двуязычные словари Фундаментальные научные словари

Типы школьных словарей Универсальные Толковые Орфографические Орфоэпические Фразеологические Грамматические Словообразовательные Словари морфем Этимологические Тематические для расширения словарного запаса и другие Ориентированы на образовательную программу, учитывают учебно- методические интересы школы, уровень знаний учащегося

«Ядро» базовых лингвистических словарей Универсальный Толковый Орфографический Орфоэпический Ориентированы на отражение актуальных языковых процессов, нормативное описание современного литературного языка

Фундаментальные научные словари Универсальные Толковые Орфографические Орфоэпические Этимологические Грамматические Синонимов, антонимов, омонимов, паронимов Тезаурусы (в том числе идеографические) Ориентированы на углубленное изучение языка, культуры, истории, природы и общества

Двуязычные словари Базовые Школьные (разных языковых пар: англо­ русский, русско- английский; французско-русский, русско-французский; немецко-русский, русско-немецкий и другие) Ориентированы на перевод и толкование лексики иностранных и национальных языков

Энциклопедические словари и справочники Словари и справочники родного языка Словари- справочники по физике, химии, математике, русскому языку и литературе, истории и др.

Воспитание культуры работы со словарями разных типов необходимо осуществлять на протяжении всего образовательного процесса

Роль словарей в реализации положений ФГОС Обеспечивают личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Обеспечивают метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Обеспечивают предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Роль словарей в обеспечении личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки Освоение социальных норм, правил поведения, роли и форм социальной жизни в группах и сообществах Формирование умения решать моральные проблемы на основе личностного выбора Формирование коммуникативной компетентности Развитие творческой деятельности эстетического характера

Роль словарей в обеспечении метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения Развитие умений устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключение и выводы Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, ориентации в глобальном информационном пространстве

Роль словарей в обеспечении предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Формирование целостной научной картины мира, общей системы научных знаний Достижение более высоких результатов по предмету «русский язык», «литература»

Практика систематического использования словарей Использование словарей в аудиторной, проектной и внеурочной деятельности способствует формированию интеллектуальных навыков ученика в области универсальных учебных действий, закладывает основы лингвистической и литературоведческой компетенций

Практика использования орфоэпического словаря Прочитайте, поставьте ударение. Проверьте себя по словарю. Апокалипсис, кладовая, созвониться, балованный, углубить, феномен, дремота, облегчить, христианин, закупорить, эксперт, разомкнутый, диспансер.

Практика использования словаря омонимов В чём разница между данными ниже словами? Составьте с каждым из них словосочетания или предложение: зубы – зубья, образа – образы, корпуса – корпусы, ордена – ордены, лагери – лагеря, листья – листы, учители – учителя, цветы – цвета.

Практика использования словаря грамматических форм Как правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» или «у рыбов нет зубов»? Ответьте на этот вопрос и выполните следующие задания: образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных: абрикосы, апельсины, гектары, полотенца, басни, простыни, блюдца, минеры, рельсы, ботинки Какой словарь помог вам при выполнении заданий?

Практика использования словаря паронимов Пользуясь словарём, выберите одно из двух слов, данных в скобках. Концертный (абонемент, абонент). (Безответная, безответственная) покорность. (Вдох, вздох) сожаления. (Длинные, длительные) наблюдения. (Зрительные, зрительские) аплодисменты.

Практика использования словаря иностранных слов Установите случаи ошибочного употребления иноязычных слов б) «Мужу нравится только одна твоя материальная красота, а нам ты вся нравишься. За что тебя будет любить муж твой? За характер? За доброту? За эмблему чувств?». (Чехов) в) «Это кто ж там такой вышедший?» – «Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший». (Зощенко)

Практика использования фразеологического словаря Объясните значение фразеологизмов Рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчёлся; кожа да кости.

Использование словарей в проектной деятельности 1. Защита «несуществующего» словаря «Словарь музыканта», «Словарь шофёра», «Словарь лётчика», «Словарь грубияна», «Словарь нравственной тематики» 2. Составление биографии слова

Использование словарей во внеурочной деятельности Путешествие по страницам словарей Путешествие по страницам словарей Устный журнал «Словари - наши помощники» Устный журнал «Словари - наши помощники» Лингвистическая игра «Похождения Толкового словаря» Лингвистическая игра «Похождения Толкового словаря» Вечер русской фразеологии «Знатоки крылатых выражений» Вечер русской фразеологии «Знатоки крылатых выражений»

Использование словарей во время динамических пауз Ученик, используя словарь В.И.Даля, проводит физкультминутку (называет устаревшее слово, дети показывают). Очи (глаза), ланиты (щеки), уста (рот, губы), длань (ладонь), десница(правая рука), перст (палец), выя (шея), шуйца (левая рука), око (глаз), чело (лоб), рамена (плечи).

Выводы Овладение методиками развития словарной культуры в школе, использование словарно-справочного инструментария способствует формированию универсальных учебных действий познавательного характера.

Информационные источники Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных РАН института русского зыка им. В.В.Виноградова от – 347 Методическое письмо Минобрнауки России от