Изучение марийских национальных инструментов на уроках ИКН в 5 классе МОУ «Великопольская общеобразовательная средняя школа» Учитель Рыбакова Н.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИНСТРУМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА Хрисанова Елизавета.
Advertisements

Урок музыки в 5 классе (Урок разработан учителем музыки МОУ «Юркинская средняя общеобрзовательная школа» Ивановой Н.С.)
Каждый народ имеет свои песни, и у каждого народа эти песни исполняются под свои народные инструменты. Гармоника (гармошка, аккордеон, баян)- духовой.
Знакомство с Русскими народными инструментами. Инструменты делятся на Ударные Струнные Духовые -Ложки - Гусли -Свирель -Трещотка - Домра - Жалейка -Бубенцы.
Русские народные музыкальные инструменты Г Д О У детский сад 7 Калининский район Воробьёва Алла Анатольевна.
Народное музыкальное творчество Урок в 5 классе. Народная музыка Народная музыка (или фольклорная, англ. folklore) музыкально- поэтическое творчество.
Презентация к уроку по музыке (4 класс) по теме: презентация "Русские народные инструменты"
Существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара ? Да, это язык музыки. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный.
Русские народные музыкальные инструменты Музыкальный руководитель МКДОУ детского сада 12 г. Лузы Кировской области Пантелеева Г.П.
Русские народные инструменты. Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками.
Наименование учреждения ГУ «Средняя общеобразовательная школа 6» ФИО Дюсембаева Сандугаш Ораловна Должность учитель музыки Стаж работы 11 лет Категория.
Музыкальные инструменты Автор: Ильенко Елена Николаевна учитель начальных классов МОУ СОШ 40 г.Владикавказ 2011 год.
От дудки до современной трубы Материалы к уроку. Дудка русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий.
Русские народные инструменты Учитель музыки Литвинова Н.М. МБОУ СОШ 1 г.Приморско-Ахтарск.
КАЗАХСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ЖЕТЫГЕН Жетыген - древний семиструнный щипковый инструмент. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый.
Проект по музыке (старшая группа) на тему: Проект "Русские народные музыкальные инструменты"
Музыкальные инструменты 3 класс Презентация Учителя музыки Козловой Е.А.
Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
Г у с л и Гусли – народный музыкальный инструмент. Происходит от слова «гудеть». Гудением называли звук струн. Имели горизонтальное положение. На гуслях.
Русские народные инструменты Работу выполнила ученица 3 «В» класса Алия Алиева.
Транксрипт:

Изучение марийских национальных инструментов на уроках ИКН в 5 классе МОУ «Великопольская общеобразовательная средняя школа» Учитель Рыбакова Н.С.

Цели и задачи: 1.Ознакомить учащихся разнообразными видом народных музыкальных инструментов и их историей 2. Развить познавательную активность учащихся Умение различать музыкальные инструменты Приучить к самостоятельной поисковой деятельности 3. Формировать уважительное отношение к традициям и к творчеству родного края

Ход урока 1.Организационный момент 2.Вступительное слово 3.Проверка домашнего задания 4.Изучение нового материала 5.Обобщающее изучение 6.Домашнее задание

I. организационный момент 1.Проверка готовности к уроку 2.Ознакомление учащихся с общей целью и задачами урока.

II вступительное слово «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны сокровищам похожие на острова, разбросанные в океане» Андрес Сеговия

III Проверка домашнего задания Прикладное искусство (вопросы к повторению домашнего задания) 1. Из каких источников мы узнаем чем занимались наши предки в древности. Какую одежду носили, что умели делать, какие виды искусства им были знакомы? 2.Как называется и где находилась в республике самая древняя стоянка марийцев? 3.По каким источникам можно определить культуру народа мари? 4.Что мы узнаем из темы «История декоративно-прикладного искусства»? 5.Из какого полотна шили платье, штаны, кафтаны? 6.Чем украшали одежду? 7.Какие виды птиц, животных можно увидеть на вышивках?

IV Изучение нового материала Умша ковыж (ротовая скрипка) Тумыр (барабан) Кон-кон (лучиновые гусли) Ия-ковыж (скрипка дьявола) Кусле (гусли) Шувыр (волынка) Шиялтыш (свирель) Совла (деревяные ложки) Пуч (девичья труба) Вынер кашта(Станок для обкалачивания холста)

Умша ковыж (ротовая скрипка) Губной подковообразный музыкальный инструмент, бытующий издавна среди марийского народа. Устройство этого инструмента очень простое: в подковообразный железный ободок с удлиненными лапками, длинной 6-7см. Прикреплена к середине стальная пластинка с вытянутым концом. Применяется при бесшумных танцах.

Тумыр (барабан) Один из любимых музыкальных инструментов марийцев. Его начали много веков назад. Корпус барабана делали из стволов осины или липы, а сейчас используют гибкую фанеру, бычья кожа натянута из обручей. Играют с помощью деревянных палочек.

Кон-кон (лучиновые гусли) Это наиболее древний инструмент. Имеет очень простое устройство. Материал из сухой тонкой лучины, на конце вытягивается суровая никтка или металическая струна. Звучит очень слабо, под эту музыку плясали бесшумно.

Ия-ковыж (скрипка дьявола) Смычковый интсрумент в прошлом был широко распространен среди марийского населения. Ия ковыж имел различный внешний вид: круглый, полукруглый, овальный или четырехугольный. Обычный ияковыж делали из цельного куска дерева. Длина куска дерева была приблизительно 55-60см. Звук очень слабый.

Кусле (гусли) Многострунный щипковый музыкальный иснтсрумент кусле имеет неправильную треугольную форму с изогнутым полукругом в верхней части. Корпус делают из тонких дощечек клена березы или орехового дерева. Одинакового размера кусле нет. Когда играют инструмент ставят на колени. Кусле является самым распространенным инструментов среди горных мари.

Шувыр (волынка) Шувыр наиболее распространенный язычковый интструмент народов мари. Он состоит: колодки, двух трубок с пальцевыми отверстиями, пищики, воздушного резервуара пузыря, трубка для вдувания воздуха, раструба. Употребляется в быту и обрядовых церемониях. Особенно большую роль играл в прошлом во время народных гуляний, праздниках.

Шиялтыш (свирель) В прошлом делали из дягиля (травы). В настоящее время из бамбука. Шиялтыш – инструмент пасторального характера, и как правило на нем играли пастухи, но в народе было не мало исполнителей шиялтыша не имеющих никакого отношения к специальности пастуха.

Совла (деревяные ложки) Ложки - самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент марийского и русского народа. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Ещё бы: легко, красиво, дёшево и сразу «два зайца» - старинный предмет быта и он же – музыкальный инструмент.

Пуч (девичья труба) Древнейший духовой инструмент. Делается из можжевельника, ольхи или липы. Играют на инструменте складывая губы, вдувая воздух в узкую часть. Также в древности в некоторых районах, девушки достигшие брачного возраста поднимались на возвышенное место или просто во дворе наигрывали мелодии. Этим самым возвещали о своей готовности к замужеству.

Вынер кашта (Станок для обколачивания холста) Станок для обколачивания холста, который до последнего времени сохраняется в традиционном быту и символизирует национальную самобытность. Бревно обычно помещается на козлах или чурбаках высотой со стул. Поскольку обколачивание холста – довольно длительный и трудоемкий процесс, естественно, что он сопровождался пением. Стук палок по бревну создавал ритмическое сопровождение пению и обеспечивал бесперебойную и качественную работу по созданию мягкого и упругого холста. Нередко образовался большой ансамбль, в сопровождении которого затевались игры и танцы.

V Обобщение изученного 1.Какими марийскими инструментами вы ознакомились? 2. Какой музыкальный инструмент вам больше понравился? 3. Какой инструмент был вам знаком до урока? 4. Назовите ударные инструменты. 5. Назовите духовые инструменты. 6. Назовите струнные инструменты. 7. Как вы понимаете слова Андреса Сеговия? Почему он так сказал?

VI Домашнее задание Подготовить кроссворд на тему «Музыкальные инструменты народов мари» (Не менее 10 вопросов).

Урок окончен! Всем спасибо!