Выявление уровня литературного развития учащихся. 8 класс Урок 1 Автор работы: Скворцова Т. Н., учитель русского языка и литературы МБОУ УСОШ 2 им. Сергея.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
8 класс Структура курса литературы 1.Фольклор. 2.Древнерусская литература. 3.Литература 18 века. 4.Литература 19 века. 5.Литература 20 века. 6.Зарубежная.
Advertisements

Вводный урок литературы в 8 классе «Литература и история»
«ВОРОБЕЙ» - Название этого произведения у меня вызывает чувство … -Во время чтения произведения я пережил разные чувства… - В середине произведения мне.
Итоговый тест Итоговый тест Литература, 7 класс. 1. Определите, о ком из писателей или поэтов рассказывается в приведенном фрагменте : Императрица Екатерина.
МБОУ «Хову-Аксынская СОШ». Вводный урок. Русская литература и искусство. 8 класс.
Готовимся к ЕГЭ по литературе Составитель Светлана Валерьевна Боровлёва, учитель МБОУ СОШ 2 г. Амурска.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Каждая команда может заработать звезду, которую можно использовать, если нет правильного ответа. Для этого можно :
Курс литературы 8 класса ©Павлова Алла Николаевна школа 280, Санкт-Петербург 2007.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Приходят к дедушке друзья, Приходят в День Победы. Люблю подолгу слушать я Их песни и беседы. Я не прошу их повторять Рассказов сокровенных: Ведь повторять.
В. М. ВАСНЕЦОВ ГУСЛЯРЫ По какой причине народ слагает песни героям ? 1) Испытывает сочувствие к герою 2) Не знает правды о герое 3) От безделья ВОПРОС.
ЛИТЕРАТУРА: В КАМНЕ И БРОНЗЕ ВИКТОРИНА - ОБЗОР. Там на неведомых дорожках… Люди любят ставить памятники: героям и полководцам, писателям и композиторам,
Знатоки русской литературы. Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель, древнегреческий философ.
Исследовательская работа. Изучить ряд произведений русской литературы от фольклора, древнерусской литературы до современной с целью выяснения изображения.
Николай Михайлович Карамзин ( ). жизнь сердца «Карамзин первый на Руси начал писать повести,… в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца.
Теркин – парень свой Выполнила ученица 8 класса Зеленкова Алена © МОУ Пятницкая ООШ.
Алешина З.Н.. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (1837)
«Умники и умницы» (в формате «Своя игра») Суперигра Кот в мешке Герои Авторы
Кондратий Фёдорович Рылеев Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей И мы – не праздно в этом мире жили. К.Рылеев.
Транксрипт:

Выявление уровня литературного развития учащихся. 8 класс Урок 1 Автор работы: Скворцова Т. Н., учитель русского языка и литературы МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области

1. Выявить уровень литературного развития учащихся. 2. Показать особенности связи истории и литературы. 3. Вызвать интерес к изучению литературы. 4. Познакомить восьмиклассников с учебником-хрестоматией. 5. Обучение конспектированию.

Из какого произведения эти строки. Назовите автора. «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой!» «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!...русский народ... Вынесет все и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей!» «...стал думать, чем бы ему свою душу утешить. "Заведу, думает, театр у себя! Напишу к актеру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг! и актерок с собой привози"»

«12-го августа 18..., ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра Карл Ивановыч разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой из сахарной бумаги на палке по мухе». «Перед судебным следователем стоит маленький чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах». Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь. Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца!

О каком герое идет речь? На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно – будто лебедушка; Молвит слово – соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря на небе божием. Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут извиваются, с грудью белою цалуются. В семье родилась она купеческой, Прозывается... «Вся она темная, но светилась изнутри через глаза неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь». «Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазами».

Какой художественный прием характеризует данное определение: «…Перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления, когда о них говорится как о человеческих существах». 1) метафора 2) эпитет 3) гипербола 4) сравнение 5) олицетворение Прочитайте отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева. Какой художественный прием использовал в нем автор, создавая образ просыпающейся природы? Определите стихотворный размер. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась. Алексей Саврасов. Ранняя весна е

Догадайтесь, как автор озаглавил это стихотворение. Найдите и выпишите из него сравнения, метафоры, эпитеты. Jan Shepard-Bain Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река, И тверди пламенной и чисто Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет, И сам теперь великий Пан В пещере нимф спокойно дремлет

План рассказа о герое 1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...) 2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения). 3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя? 4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя. 5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами. 6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем. 7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя? 8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя? 9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

План анализа произведения. 1. Название книги. 2. Имя автора. Что знаешь об авторе? Читал(а) ли его произведения раньше или это первая книга? 3. Где и когда происходят изображённые в произведении события? 4. Вкратце передай сюжет (основные события) произведения. 5. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого произведения? 6. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему? 7. Что в этом произведении тебя рассмешило, а что показалось грустным? 8. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем. 9. В чем главная идея этого произведения? Над какими вопросами книга заставила задуматься? 10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем? 11. Помогли ли вам лучше понять книгу помещённые в ней иллюстрации, предисловие, послесловие? 12. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать эту книгу, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?

1. Какие произведения из устного народного творчества, древнерусской литературы, русской литературы XVIII, XIX, XX веков, зарубежной литературы вы помните?. 2. Какие юмористические и сатирические произведения известны? О чем они? 3. Какие произведения русских и зарубежных писателей рассказывали о любви, о сострадании? 4. Какие писатели и в каких произведениях обращались к историческим событиям? 5. Вспомните, с какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно. 6. Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения.

Автор Название произведения Исторические события Исторические лица древнерусская литература Поучение Владимира Мономаха. Летопись. Повесть временных лет. князь Владимир Мономах (1053– 1125) М. В. Ломоносов «К статуе Петра Великого». Ода «На день 1741 года Елизавета стала императрицей год. Ломоносов прославляет молодую Елизавету, рисует образ просвещенного монарха 1741 года Елизавета стала императрицей год. Ломоносов прославляет молодую Елизавету, рисует образ просвещенного монарха Пётр I Елизавета Петровна А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» «Полтава» «Медный всадник» «Борис Годунов» Борьба с хазарами, смерть князя Олега. сражение Северной войны между под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. утром 27 июня (8 июля) 1709 г. сражение Северной войны между под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. утром 27 июня (8 июля) 1709 г г. – начало царствования Бориса Годунова. Ве́щий Оле́г ум. 912(?)) великий князь киевский (с 882). Основатель Древнерусского государства Пётр I, Карл XII Пётр I Борис Годунов

М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова Опричнина Иван Грозный Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» Борьба украинского народа против своих притеснителей в первой половине XVII век Н. А. Некрасов «Русские женщины», Восстание декабристов Княгиня Волконская Княгиня Трубецкая А. К. Толстой Исторические баллады «Василий Шибанов». «Михайло Репнин». Время правления Ивана Грозного Василий Шибанов. Михайло Репнин

1.Фольклор. 2. Древнерусская литература. 3. Литература 18 века. 4. Литература 19 века. 5. Литература 20 века. 6. Зарубежная литература. Особенность подбора художественных произведений: тесно связаны история и литература; внимание к вечным проблемам: жизни и смерти, войны и мира, страдания и счастья, любви и ненависти, отчаяния, вражды и примирения; присутствует военная тема, но утверждается необходимость мирного решения военных конфликтов; сквозные темы: природа, родина.

1. Русские народные песни 2. Частушки 3. Предания Вдоль по улице метелица метет, За метелицей мой миленький идет; Ты постой, постой, красавица моя, Дозволь наглядеться, радость, на тебя! На твою ли на приятну красоту, На твое ли что на белое лицо. Ты постой, постой, красавица моя, Дозволь наглядеться, радость, на тебя! Б. Кустодиев. Масленица 'Не брани меня, родная'. Литография А. В. Морозова (перевод с гравюры на меди)

1.Житие. 2. Воинская повесть. 3. Русская история в картинках Шемякин суд. Гравюра на меди XIX в. Миниатюра из «Жития Александра Невского», входящего в Лицевой летописный свод (16 век).

Д.Фонвизин Комедия «Недоросль» И. А. Крылов Басня «Обоз» Басня «Лягушки, просящие царя» Скотинин – К. Алексеев, Простакова – А.Севастьянова. Сцена из спектакля театра им. Моссовета. Фото 1958

К. Ф. Рылеев «Смерть Ермака» Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии летали, Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали... Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой, На диком бреге Иртыша Сидел Ермак, объятый думой. В. Суриков. Покорение Сибири Ермаком.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Береги честь смолоду. Пословица Нестеров М.В., грав. Янов А.С В.Г.Перов "Суд Пугачева", 1875 г.ГИМ Герасимов С.В. 1950

«Мцыри». Побег. Художник В. Замирайло И. Глазунов. Иллюстрация к поэме «Мцыри» г.. М. Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри» Я ждал. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный как стон Раздался вдруг... и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег, И первый бешеный скачок Мне страшной смертью грозил...

Кардовский Д.Н. Городничий. Хлестаков Константиновский А.И. "Ревизор" Н. В. Гоголь Комедия «Ревизор» И. С. Тургенев И. С. Тургенев «Ася». В. М. Зельдес г. Иллюстрация к повести. Художник Д. Боровский. 1955

М. Е. Салтыков- Щедрин «История одного города» Н. С. Лесков Худ. Сергей Лемехов Худ. Кукрыниксы Мастер.Ил. к повести Н. Лескова "Левша" Худ. И. Глазунов. Н. С. Лесков. «Левша». Титул. лист Н. В. Кузьмина

Л. Н. Толстой А. П. Чехов Ил. Худ. И. Пчёлко к рассказу Л. Н. Толстого «После бала» Худ. Б. Кустодиев г. Ил. к рассказу А.П.Чехова "О любви", Худ. Сергун Анна, 2010

И.А.Бунин А.И.Куприн «Куст сирени»Худ. И. Пчёлко

А. А. Блок С.А.Есени н «Пугачёв» Худ. А.П.Бубнов. Утро на Куликовом поле. Кретов-Даждь А. И. Ил. к поэме С. А. Есенина «Пугачев»

М.А.Осоргин И.С.Шмелёв

Тэффи (Надежда Александровна ЛОХВИЦКАЯ ) М. Зощенко

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» Тёркин – кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе. Ю.М. Непринцев "Отдых после боя"

М. Исаковский Л.Ошанин Б.Окуджава А.Фатьянов Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? Ехал я из Берлина По дороге прямой, На попутных машинах Ехал с фронта домой. Ехал мимо Варшавы, Ехал мимо Орла – Там, где русская слава Все тропинки прошла.

И. Анненский Д. Мережковский Н. Заболоцкий Н.Рубцов Сыплет дождик большие горошины, Рвется ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа. Я люблю, когда шумят берёзы, Когда листья падают с берёз. Слушаю, и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез... Ни злом, ни враждою кровавой Доныне затмить не могли Мы неба чертог величавый И прелесть цветущей земли. Нас прежнею лаской встречают Долины, цветы и ручьи, И звезды все так же сияют, О том же поют соловьи. Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка... От нее даже дыму Не уйти в облака. Эта резанность линий, Этот грузный полет, Этот нищенский синий И заплаканный лед!

У. Шекспир Д.Шмаринов, илл. к трагедии Шекспира Ромео и Джульетта. Дж. Свифт Цветные ил. В. Челак. В.Скотт Худ. Ликс Ф.-Т., Мари Ад., Риу Э.

Какую роль играют вопросы? иллюстрации? статьи о писателях, об особенностях произведений? справочные материалы? Чтение вводной статьи. Конспектирование.

Связь человека с детства с историческими судьбами страны. История, публицистика, литература были нерасчленимы. XVIII век – историческая наука в России выросла в самостоятельную область. XVIII – XIX в. в. – сохраняется близость истории к художественной литературе. М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин – историки и писатели одновременно. Характерные черты русской литературы: Интерес писателей к историческому прошлому страны, народа, человечества; Народность и гражданственность литературы; Обличительный характер литературы Поиск пути в будущее Разный подход писателей к вопросам истории: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь как историки-профессионалы, И. С. Тургенев… - оригинальные мысли об историческом прошлом. Всему творчеству классиков русской литературы присущ историзм. Интерес к всемирной истории. Многие подолгу жили за границей, свидетели важнейших событий европейской жизни. Огромная роль писателей в развитии культурных связей между Россией и странами Запада. Распространение достижений русской исторической науки за границей.

1. Повторить материал: I группа - о сказках, II группа – о пословицах и поговорках, III группа – о былинах, IV группа - об обрядовом фольклоре 2. Все учащиеся готовятся пересказывать основные положения вводной статьи учебника по литературе для 8 класса.

Википедия. Литература. 8 класс. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. I/ Авт.-сост. В. Я Коровина и др.-2-е изд. – М.; просвещение, Скрипкина В. А. Контрольные и проверочные работы по литературе, 5-8 классы: Метод. Пособие. – М.; Дрофа, 199