Постановка тире перед союзом И в сложносочинённом предложении Урок русского языка в 9 классе Урок русского языка в 9 классе Подготовила Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Цели урока закрепление навыка постановки тире перед союзом И в ССП; формировать умение пользоваться данными конструкциями в речи; развивать речь уч-ся; воспитывать любовь к языку
Словарная работа Галантный – изысканно-вежливый, любезный. Элегантный – изысканный, изящный Грация – изящество, красота в движениях. Эрудиция – глубокие, основательные познания в какой-либо области; разносторонняя образованность. Этика – установленный порядок поведения, форм обхождения.
Орфоэпическая разминка Апостроф Ведомостей По стенам Вероисповедание Еретик Костюмированный Кремень Пиццерия Углубить Тефтели
Проверьте себя Апостроф Ведомостей По стенам Вероисповедание Еретик Костюмированный Кремень Пиццерия Углубить Тефтели Апостроф - надстрочная запятая, употребляется в буквенном письме в разных функциях (Жанна д'Арк, О'Кейси)
Комментированное письмо 1) Уж было поз..но и т..мно с..рдито бился дождь в окно и ветер дул п..чально воя. 2)К обеду поднялся сильный ветер и в частом оси(н,нн)ике ещё (не)покрытом листьями стволики стучали друг о друга и это было т..вожно слушать.3) Солнце ещё раз взглянуло и..подлобья на поля и в сиянье потонула вся смяте(н,нн)ая земля. 4. Как дымкой даль полей закрыв на (пол)часа прош..л внезапный дождь к..сыми полосами и снова глубоко синеют небеса над освежё(н,нн)ыми полями. 5) Ещё усилие и победа буд..т достигнута.
Тире перед союзом И в ССП. I.1. Еще напор и враг бежит. 2. Оковы тяжкие падут темницы рухнут и свобода вас прим..т радос..но у входа и братья меч… ним о..дадут. 3. Вот север тучи наг..няя дохнул завыл и вот сама идет волшебница-зима. 4. Справа и слева (не)пролазно л..жали вывернутые с корнем ели и сосны и одиноко стояли обг..релые снизу осины. 2. Гон…тся над лугом друг за дру..кой веселые стрекозы и перепарх…вают (разн…цветные) бабочки. 9. После гр..зы все бл..стело и св..ркало и дышал…сь легко. А..есь за малиновыми утесами было тихо и еще брезж..л свет зари.
ВЫВОД: Если 2-е предложение в составе сложносочиненного показывает быструю смену событий, следствие или неожиданный результат того, о чем говорится в 1-м предложении, то ставится тире. Предложения такого рода отличаются особой выразительностью, особенно те, в которых 1-е предложениеназывное. Чаще всего такие предложения употребляются при описании начала или конца каких-либо действий.
Осложнённое списывание. К данному началу сложного предложения подберите его конец. 1. Еще взмах весла и Мы выбегаем на берег и Орел камнем бросается с высоты и...
Итог урока Что нового о постановке знаков препинания в ССП вы узнали на сегодняшнем уроке? Составьте акростих при ответе на вопрос.
Домашнее задание: повторить все о сложносочиненном предложении, сочинение-миниатюра «Гроза», «Вьюга», «Снегопад» с использованием ССП.
Источники Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М. « Просвещение » 2003 г. Учебник для 8 класса под ред. С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова М. « Просвещение » 2009 г. А. А. Семенюк. Уроки углублённого изучения русского языка в 9 классе. М.» Просвещение », 1997 г.