Дифференцированный подход в обучении физике Выполнила: Семёнова Светлана Александровна, учитель физики МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразова- (полная)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Advertisements

Учитель физики ГусеваН.А Муниципальное автономное образовательное учреждение СОШ 67 Дифференцированный подход в обучении физике.
Школа молодого специалиста Занятие 1 Письменные работы на уроках математики Информация подготовлена учителем математики Котовой Т.В. Школа – интернат 4.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Электрические цепи Повторение и обобщение.. Цели урока: Повторить основные сведения о способах соединения проводников в электрической цепи. Повторить.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Городской трехступенчатый семинар для заместителей директора по проблеме «Обучение школьников методом уровневой дифференциации» (3 ступень ) МОУ «Средняя.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Среди безликих нот и звуков Творишь ты в мрачной пустоте. Всё это для детей и внуков, Чтоб не остаться в темноте… (Ван Узилс)
«Самостоятельная активная познавательная деятельность учащихся на рефлексивной основе» Тематический педсовет в МОУ «ООШ с. Озерки Духовницкого района.
Система домашних заданий как форма развития учебно- познавательного интереса школьников Презентацию составила зам. директора по УВР МОУ «Гауфская СОШ»
«ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» Подготовила: Учитель математики Кормилицына Елена Анатольевна МАОУ «Гимназия 108» г. Саратов.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Методы проведения многоуровневых задач на уроках физики. Автор : Комлык Екатерина Ларионовна учитель физики МОУ СОШ 18 г. Тимашевска.
Выполнил (а): учитель МОУ СОШ … г. Выкса Ф.И.О. ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ /201 2 учебный год 1.
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
Урок – творческий отчет. Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся. Подготовительный этап:
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Первомайский район Володарская средняя общеобразовательная школа полного дня год Яковлева Е.Б.
Транксрипт:

Дифференцированный подход в обучении физике Выполнила: Семёнова Светлана Александровна, учитель физики МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразова- (полная) общеобразова- тельная школа 6» тельная школа 6»

Цель: повышение эффективности усвоения учащимися содержания физики в условиях системного применения дифференцированного подхода к процессу обучения.

Задачи Изучить и обобщить современные тенденции психолого-педагогических исследований по проблеме дифференцированного подхода к процессу обучения Изучить и обобщить современные тенденции психолого-педагогических исследований по проблеме дифференцированного подхода к процессу обучения Обосновать структуру и содержание понятия «дифференцированный подход» Обосновать структуру и содержание понятия «дифференцированный подход» Обосновать дидактические условия применения дифференцированного подхода и средства их реализации Обосновать дидактические условия применения дифференцированного подхода и средства их реализации Разработать дидактические материалы для реализации дифференцированного подхода к процессу обучения Разработать дидактические материалы для реализации дифференцированного подхода к процессу обучения Экспериментально проверить эффективность разработанной системы реализации дифференцированного подхода. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы реализации дифференцированного подхода.

Методы решения поставленных задач Теоретический анализ и синтез педагогической, психологической, методической научной литературы Теоретический анализ и синтез педагогической, психологической, методической научной литературы Изучение традиционного и передового педагогического опыта Изучение традиционного и передового педагогического опыта Наблюдение Наблюдение Беседа Беседа Тестирование Тестирование

Этапы работы по теме г.: изучение существующих в науке и на практике направлений в решении проблемы реализации дифференцированного подхода к обучению; определение методологических основ, предпосылок, а также задач и цели исследования; формирование гипотезы. Исследование понятия «дифференцированный подход к обучению»; разработка дидактического материала г.: изучение существующих в науке и на практике направлений в решении проблемы реализации дифференцированного подхода к обучению; определение методологических основ, предпосылок, а также задач и цели исследования; формирование гипотезы. Исследование понятия «дифференцированный подход к обучению»; разработка дидактического материала г.: обоснование и экспериментальная проверка эффективности внедрения дифференцированного подхода к обучению физике г.: обоснование и экспериментальная проверка эффективности внедрения дифференцированного подхода к обучению физике г.: обобщение, систематизация и интерпретация полученных результатов; формулирование выводов г.: обобщение, систематизация и интерпретация полученных результатов; формулирование выводов.

Повышение внимания к проблеме дифференцированного подхода является естественной и объективной потребностью современного образовательного процесса. Педагогическая необходимость усиления внимания к реализации дифференцированного подхода обусловлена многими факторами: заинтересованностью общества в создании оптимальных условий для выявления и реализации задатков учащихся с максимальным использованием их потенциальных возможностей; необходимостью удовлетворения интересов и потребностей в творческом самовыражении учащихся; необходимостью преодоления негативного отношения учащихся к обучению и др. Овладение учащимися знаниями, умениями и навыками зависит от их индивидуальных и типовых особенностей, определяющих те субъективные трудности, которые испытывают учащиеся при усвоении материала различной сложности и общности. Это недостаточно учитывается при традиционных формах обучения, рассчитанных на «среднего» ученика. В связи с этим в своей преподавательской деятельности я реализую дифференцированный подход.

Всех учащихся можно условно разделить на три группы: Всех учащихся можно условно разделить на три группы: «средних» учеников; «средних» учеников; учеников, которые в данное время с трудом усваивают учебный материал; учеников, которые в данное время с трудом усваивают учебный материал; учеников, которые проявляют повышенный интерес к предмету, легко и быстро овладевают знаниями и приобретают умения. учеников, которые проявляют повышенный интерес к предмету, легко и быстро овладевают знаниями и приобретают умения. Поэтому при организации урока, самостоятельных и контрольных работ необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Построение урока и задания такого рода могут быть составлены по-разному в зависимости от методики организации дифференцированного обучения. Поэтому при организации урока, самостоятельных и контрольных работ необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Построение урока и задания такого рода могут быть составлены по-разному в зависимости от методики организации дифференцированного обучения.

Изучение нового материала При изучении нового материала можно использовать такой прием: группы ( их можно делать до ), готовят сообщение по материалу новой темы, каждая берет определенный вопрос. В группах назначают специалистов по профилю и каждый подготавливает материал в своем ракурсе. Разумеется, что выбор групп и специалистов идет с учетом индивидуальных особенностей ученика. Наиболее эффективны такие уроки по изучению приборов, устройств, законов и опытов. Так, например, в 11 классе провожу урок по изучению трансформатора и генератора переменного тока. Это - урок нового материала в форме работа в группах под названием Работа конструкторского бюро. Класс делится на секции: Теоретики: подготавливают материал о необходимости создания данного устройства, его назначении, дают историческую справку и хронологию открытия; Теоретики: подготавливают материал о необходимости создания данного устройства, его назначении, дают историческую справку и хронологию открытия; Разработчики: находят сведения об устройстве прибора, его схематичном обозначении и основных характеристиках Разработчики: находят сведения об устройстве прибора, его схематичном обозначении и основных характеристиках Испытатели: подготавливают рассказ о работе прибора, опираясь на физический принцип и законы; Испытатели: подготавливают рассказ о работе прибора, опираясь на физический принцип и законы; Пользователи, эта секция расскажет о том, где и как находит свое применение данный прибор; Пользователи, эта секция расскажет о том, где и как находит свое применение данный прибор; Отдел контроля, который анализирует работу устройства, плюсы и минусы механизма и его влияния на окружающую среду. Отдел контроля, который анализирует работу устройства, плюсы и минусы механизма и его влияния на окружающую среду. Заранее к уроку заготавливается литература, таблицы, слайды, приборы и так далее. В течение первой половины урока группы, изучая предложенную литературу и другие средства, готовят ответ - выступление по своей теме. Работы внутри группы хватит на каждого ее участника. Ответственный контролирует и учитывает на месте контроля. Вторая часть урока - выступление и обсуждения, остальные слушающие заносят наиболее важные тезисы в тетрадь. При такой форме проведения урока учащиеся заняты продуктивным умственным трудом, так как работает каждый, самостоятельно, активно, а главное - в меру своих способностей и возможностей.

Урок решения задач Наиболее трудным местом при обучении физике является научить ребенка решать задачи. Для выяснения уровня подготовки и психологических особенностей учащихся во вновь взятом классе, в течение первых недель работы я предлагаю ученикам специально разработанные задания для выявления: навыков и умений; навыков и умений; максимального объема информации, которую они могут усвоить за отведенное время, и глубины этого усвоения; максимального объема информации, которую они могут усвоить за отведенное время, и глубины этого усвоения; скорости овладения учебными действиями; скорости овладения учебными действиями; быстроты переключения с одного вида работы на другой. быстроты переключения с одного вида работы на другой. Это поможет потом при работе осуществить принцип: От каждого - по тому уровню знаний, который есть на сегодня.

Продолжение В классах считаю целесообразным решать задачи 4 видов операций. Дети этого возраста порой еще слабо ориентируются в тонкостях материала, то одно и то же задание можно давать с разной степенью сложности Например, в теме Работа, задание на расчет работы. 1 вариант (репродуктивный): «Груженую шахтную клеть массой 10 т поднимают на высоту 10 м. Какую работу совершит подъемник ?» 1 вариант (репродуктивный): «Груженую шахтную клеть массой 10 т поднимают на высоту 10 м. Какую работу совершит подъемник ?» 2 вариант (репродуктивно-поисковая), то есть в задаче есть поисковое действие (работа со справочником, таблицей): «Какую работу совершает гусеничный трактор Т-150 за 1 час ?» 2 вариант (репродуктивно-поисковая), то есть в задаче есть поисковое действие (работа со справочником, таблицей): «Какую работу совершает гусеничный трактор Т-150 за 1 час ?» 3 вариант ( репродуктивно-поисковая и творческая): «Придумай задачу на расчет работы совершаемой механизмом и реши ее». 3 вариант ( репродуктивно-поисковая и творческая): «Придумай задачу на расчет работы совершаемой механизмом и реши ее».

Тестирование Тестирование поможет выделить группы, для каждой составляются задачи разной степени сложности: репродуктивные, поисковые, логически-поисковые, творческие. Составление карточек можно осуществлять разными способами. Так, например, в 11 классе по теме Электромагнитная индукция при решении задач в период подготовки к контрольной работе, на 2 варианта раздаются листы с задачами, в каждом по задач разной степени сложности, каждая задача оценена в количество баллов, на которое она рассчитана. Каждый ученик выбирает в соответствии со своими способностями. Тестирование поможет выделить группы, для каждой составляются задачи разной степени сложности: репродуктивные, поисковые, логически-поисковые, творческие. Составление карточек можно осуществлять разными способами. Так, например, в 11 классе по теме Электромагнитная индукция при решении задач в период подготовки к контрольной работе, на 2 варианта раздаются листы с задачами, в каждом по задач разной степени сложности, каждая задача оценена в количество баллов, на которое она рассчитана. Каждый ученик выбирает в соответствии со своими способностями.

Домашнее задание Домашнее задание на задачи можно тоже давать дифференцированно, и уровень себе пусть выбирает сам ребенок. Это позволит ему стремиться к более высоким результатам, работать целеустремленно и заинтересованно. Домашнее задание на задачи можно тоже давать дифференцированно, и уровень себе пусть выбирает сам ребенок. Это позволит ему стремиться к более высоким результатам, работать целеустремленно и заинтересованно.

Дифференцированный подход при выполнении лабораторных работ Практическая деятельность ученика в школе чаще всего сводится к работе по описанию или инструкции. Детям со слабой и средней подготовленностью это вполне приемлемо. Но, я считаю, что крайне не эффективно эта работа со всеми учениками класса. Для способных детей в работу надо включать творческие задания. Так, например, в работе Измерение жесткости пружины для первого уровня дать стандартное описание по учебнику, для более высокого - предложить измерить жесткость двух параллельных ( или последовательных) пружин. Хорошо поддаются разделению на сложность работы по электричеству в 8 классе. Например, при выполнении лабораторной работы «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» наиболее подготовленным ученикам можно предложить выполнить дополнительное задание: измерить напряжение на полюсах источника тока и на зажимах лампы; сравнить эти напряжения и объяснить результат. Практическая деятельность ученика в школе чаще всего сводится к работе по описанию или инструкции. Детям со слабой и средней подготовленностью это вполне приемлемо. Но, я считаю, что крайне не эффективно эта работа со всеми учениками класса. Для способных детей в работу надо включать творческие задания. Так, например, в работе Измерение жесткости пружины для первого уровня дать стандартное описание по учебнику, для более высокого - предложить измерить жесткость двух параллельных ( или последовательных) пружин. Хорошо поддаются разделению на сложность работы по электричеству в 8 классе. Например, при выполнении лабораторной работы «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» наиболее подготовленным ученикам можно предложить выполнить дополнительное задание: измерить напряжение на полюсах источника тока и на зажимах лампы; сравнить эти напряжения и объяснить результат.

Контроль знаний При любом виде контроля, ученик изначально должен знать критерии оценок. Уже при объяснении нового материала, считаю нужным, выделить глубину и объем знаний на 3, 4 и 5. При решении задач должны быть оценены задачи всех уровней. Тогда при подготовке домашних заданий, ученик будет четко знать, к чему ему стремиться, какую планку надо побить, чтоб достичь желаемой оценки, а главное - знаний. Только тогда можно эффективно произвести дифференцированный контроль. При любом виде контроля, ученик изначально должен знать критерии оценок. Уже при объяснении нового материала, считаю нужным, выделить глубину и объем знаний на 3, 4 и 5. При решении задач должны быть оценены задачи всех уровней. Тогда при подготовке домашних заданий, ученик будет четко знать, к чему ему стремиться, какую планку надо побить, чтоб достичь желаемой оценки, а главное - знаний. Только тогда можно эффективно произвести дифференцированный контроль. Наиболее обязательна дифференциация при выполнении контрольных работ. Можно составить контрольную работу от 4 и более вариантов, можно дать контрольную работу на 2 варианта, но выбор задач в каждом варианте остаётся за учеником.(см. приложение 1) Наиболее обязательна дифференциация при выполнении контрольных работ. Можно составить контрольную работу от 4 и более вариантов, можно дать контрольную работу на 2 варианта, но выбор задач в каждом варианте остаётся за учеником.(см. приложение 1)

Описание используемой методики Задания для всех учащихся составляются одинаковые (аналогичные), но содержащие последовательный ряд задач и упражнений, расположенных по принципу нарастающей трудности. Учащиеся, приступая к выполнению задания, могут начать с первой, самой лёгкой задачи и постепенно продвигаться ко второй, третьей и т.д. задаче. Или же могут, оценив свои силы и знания, пропустить первые задачи и начать с более трудных, чтобы в итоге решить и самые сложные задачи, предложенные в конце задания. Задания для всех учащихся составляются одинаковые (аналогичные), но содержащие последовательный ряд задач и упражнений, расположенных по принципу нарастающей трудности. Учащиеся, приступая к выполнению задания, могут начать с первой, самой лёгкой задачи и постепенно продвигаться ко второй, третьей и т.д. задаче. Или же могут, оценив свои силы и знания, пропустить первые задачи и начать с более трудных, чтобы в итоге решить и самые сложные задачи, предложенные в конце задания. При такой работе учащиеся естественным образом дифференцируются: одни решают лишь самые простые задачи, помещённые в начале задания, другие «доходят» до середины, третьи справляются практически со всем заданием. При такой работе учащиеся естественным образом дифференцируются: одни решают лишь самые простые задачи, помещённые в начале задания, другие «доходят» до середины, третьи справляются практически со всем заданием. Выполняя такой формы задания, школьники правильно оценивают свои достижения, видят перспективу и возможности своего дальнейшего роста. Выполняя такой формы задания, школьники правильно оценивают свои достижения, видят перспективу и возможности своего дальнейшего роста.

Факультативные занятия В последнее время все меньше дается дополнительных часов на класс по предмету. Профильность при внутришкольной дифференциации реализуется через систему факультативов. В старших классах, как правило, факультатив посещают те ученики, которым физика нужна для поступления в ВУЗ. Но этот предмет востребован многими заведениями (политехническими, педагогическими, военными), поэтому я практикую на факультативах профессионально ориентированную дифференциацию. Она выражается в содержании программы для поступления, а значит и материала, направленности задач, например, см. приложение 2. В последнее время все меньше дается дополнительных часов на класс по предмету. Профильность при внутришкольной дифференциации реализуется через систему факультативов. В старших классах, как правило, факультатив посещают те ученики, которым физика нужна для поступления в ВУЗ. Но этот предмет востребован многими заведениями (политехническими, педагогическими, военными), поэтому я практикую на факультативах профессионально ориентированную дифференциацию. Она выражается в содержании программы для поступления, а значит и материала, направленности задач, например, см. приложение 2.

Приложение 1 Вариант 1 Вариант 1 1. На рисунке представлена зависимость температуры 10 г вещества от подведённого количества теплоты. Какова температура парообразования вещества? 2. По данным задачи 1 определите отношение удельной теплоты парообразования к удельной теплоте плавления. 3. По данным задачи 1 определите удельную теплоёмкость жидкости. 4. Какое количество теплоты потребуется для плавления 100 г льда при 00С? Удельная теплота плавления льда 0,34 МДж/кг. 5. Груз какой массы следует подвесить к стальному тросу длиной 2м и диаметром 1см, чтобы он удлинился на 1мм? Модуль Юнга стали 2*1011Па.

Приложение 2 Боевая реактивная установка БМ-13 («Катюша») имела длину направляющих балок 5 м, массу каждого снаряда 42,5 кг и силу реактивной тяги 19,6 кН. Найти скорость схода снаряда с направляющей балки. Боевая реактивная установка БМ-13 («Катюша») имела длину направляющих балок 5 м, массу каждого снаряда 42,5 кг и силу реактивной тяги 19,6 кН. Найти скорость схода снаряда с направляющей балки. Снаряд зенитной пушки, выпущенный вертикально вверх со скоростью 800 м/с, достиг цели через 6 с. На какой высоте находился самолёт противника и какова скорость снаряда при достижении цели? В какую сторону отличаются реальные значения искомых величин от вычисленных? Снаряд зенитной пушки, выпущенный вертикально вверх со скоростью 800 м/с, достиг цели через 6 с. На какой высоте находился самолёт противника и какова скорость снаряда при достижении цели? В какую сторону отличаются реальные значения искомых величин от вычисленных? Снаряд, вылетевший из орудия под углом к горизонту, находился в полёте 12 с. Какой наибольшей высоты достиг снаряд? Снаряд, вылетевший из орудия под углом к горизонту, находился в полёте 12 с. Какой наибольшей высоты достиг снаряд? Самолёт выходит из пикирования, описывая в вертикальной плоскости дугу окружности радиусом 800 м, имея скорость в нижней точке 200 м/с. Какую перегрузку испытывает лётчик в нижней точке траектории? Самолёт выходит из пикирования, описывая в вертикальной плоскости дугу окружности радиусом 800 м, имея скорость в нижней точке 200 м/с. Какую перегрузку испытывает лётчик в нижней точке траектории? Частота вращения воздушного винта самолёта 1500 об/мин. Сколько оборотов делает винт на пути 90 км при скорости полёта 180 км/ч? Частота вращения воздушного винта самолёта 1500 об/мин. Сколько оборотов делает винт на пути 90 км при скорости полёта 180 км/ч?

Результат Широкое применение дифференцированных самостоятельных и контрольных работ на уроках позволяет решать многие учебно–воспитательные задачи: Широкое применение дифференцированных самостоятельных и контрольных работ на уроках позволяет решать многие учебно–воспитательные задачи: Повышение сознательности и прочности усвоения знаний учащихся; Повышение сознательности и прочности усвоения знаний учащихся; Выработка у детей умений и навыков, требуемых учебной программой; Выработка у детей умений и навыков, требуемых учебной программой; Умение пользоваться приобретёнными знаниями и умениями в жизни, в общественно полезном труде; Умение пользоваться приобретёнными знаниями и умениями в жизни, в общественно полезном труде; Развитие у учащихся познавательных способностей, наблюдательности, пытливости, логического мышления; Развитие у учащихся познавательных способностей, наблюдательности, пытливости, логического мышления; Привитие учащимся культуры умственного и физического труда; Привитие учащимся культуры умственного и физического труда; Понимание необходимости занятия самообразованием. Понимание необходимости занятия самообразованием.

Литература Бугаев А. И. Методика преподавания физики в средней школе. -М.: Просвещение, Бугаев А. И. Методика преподавания физики в средней школе. -М.: Просвещение, Кабардин О. Ф. и др. Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11кл.: Метод. пособие- М.: Дрофа, Кабардин О. Ф. и др. Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11кл.: Метод. пособие- М.: Дрофа, Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике. 7-11кл.: Книга для учителя./ Под ред. В. Г. Разумовского.- М.: Просвещение, Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике. 7-11кл.: Книга для учителя./ Под ред. В. Г. Разумовского.- М.: Просвещение, Усова А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики.- М.: Просвещение, Усова А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики.- М.: Просвещение, Интернет – ресурсы. Интернет – ресурсы.