29.09.2014М.Яроватая 1. 29.09.2014М.Яроватая 2 Организация работы над методической проблемой школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация работы над методической проблемой школы.
Advertisements

Организация работы Школы молодого учителя. Школа молодого учителя Документация Положение о школе молодого учителя Положение о школе молодого учителя План.
Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Педагогический анализ как функция педагогического управления.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УПРАВЛЕНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И.
Миссия методической работы школы Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования.
Методическая работа Мастерство учителя- это специальность, которой надо учиться А.С. Макаренко.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
МКОУ «Думиничская средняя общеобразовательная школа 3» «Методическая служба образовательного учреждения- учителю новой школы»
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПЛАНОВ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Школьное методическое объединение учителей начальных классов.
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ в МОУ СОШ 4 с.АЛЕКСАНДРОВКА ЕЙСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Самообразование» - приобретение знаний путем самостоятельных занятий.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
МИССИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. Миссия методической службы школы – создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от.
Ра звитие системы методической работы в условиях внедрения ФГОС в МБОУ СОШ 12 Зорина Н. Л. МБОУ СОШ 12.
Транксрипт:

М.Яроватая 1

М.Яроватая 2 Организация работы над методической проблемой школы

М.Яроватая 3 Думать легко, а превращать мысли в действия – самая трудная вещь на свете » И. В. Гете

М.Яроватая 4 Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя. Этот комплекс ориентирован прежде всего развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса : роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

М.Яроватая 5 Анкета «Исходный уровень профессиональной деятельности» 1. Методическая тема ______________ Выбрана с учетом: а)Ваших профессиональных интересов; б)основных направлений развития образовательного учреж­дения; в)особенностей контингента учащихся; г)по другой причине________ 2. Укажите, по каким учебным программам Вы работаете (про­грамма, рекомендованная МОН РК; модернизированная; авторская)_______ 3. Перечислите разработанное (спроектированное) Вами к данному моменту (учебно- программная документация, педагоги­ческий, диагностический инструментарий) 4. Что из вышеперечисленного внедрено, апробировано (когда, в течение скольких лет) 5. Какую образовательную технологию Вы применяете в насто­ящее время? В т.ч. методы: ____________ Формы организации учебного процесса: _________ Средства обучения: _____________ 6. Для управления педагогическим процессом отслеживаются показатели результата образования: _____________ Для этого используются следующие средства диагностики и педагогического контроля: ____________________________ 7. Педагогические затруднения, проблемы, противоречия, возник­шие в педагогической деятельности, решение которых необхо­димо для успешности профессиональной деятельности

М.Яроватая 6 Главное в методической работе – оказание реальной, действенной помощи всем членам педагогического коллектива. Главная цель методической работы – это непрерывное совершенствование квалификации преподавателя, непрерывное содействие его эрудиции и компетентности

М.Яроватая 7 Проблема выявляет сущность противоречий, имеющихся в образовательной системе школы. Противоречие – это несоответствие между желаемым и имеющимся результатом, состоянием ( например, образовательного процесса ).

М.Яроватая 8 Выявленная и сформулированная проблема позволяет поставить обоснованные задачи и определить пути их достижения. Методическая служба школы в условиях уже сформулированной проблемы определяет цели и задачи, стратегию работы над проблемой с привлечением методических средств.

М.Яроватая 9 Содержание работы над проблемой может включать фиксацию нормативных, знаниевых, ценностных и др. затруднений у педагогов, учащихся, управленцев, которые приводят к возникновению проблемы ; изучение различных источников, литературы, ее научный анализ, позволяющее определить научно - практические основания разрешения подобных проблем ; изучение сложившегося опыта работы над аналогичной проблемой ; обучение педагогического коллектива рефлексии, технике коррекции личного состояния в проблемной ситуации ; построение модели нового вида деятельности, позволяющего снимать противоречия и приводить к решению проблем ; разработка необходимых дидактических, психолого - педагогических и других средств ; апробация новой модели деятельности ; выработка методических рекомендаций для всех участников образовательного процесса, направленных на разрешение проблемы и получение нового качества.

М.Яроватая 10 Умение выявить, сформулировать, вычленить составляющие и определить пути решения проблемы – важная задача для методической учебы педагогического коллектива. Специальные семинары, организационно - деятельностные игры и т. п. должны проводиться в целях обучения коллектива и формирования способностей перед началом работы над проблемой.

М.Яроватая 11 Алгоритм процедуры работы над проблемой: Рефлексия деятельности проблематизация результата формулирование и дифференциация проблем выдвижение гипотез дифференциация и экспертиза гипотез построение модели новой деятельности, ситуации определение средств выработка норм и рекомендаций по их использованию

М.Яроватая 12 Проблема определяется на основе анализа методической работы за предыдущий учебный год

М.Яроватая 13 Анкета 1. В каком режиме работает школа : функционирования ; развития ?. 2. Над какой проблемой работает Ваша школа ? 3. Возникают ли у Вас трудности при выборе методической темы ? 4. Способствует ли работа над выбранной Вами методической темой улучшению качества образования ? 5. Какие проблемы наиболее актуальны в преподавании Вашего предмета ? 6. Какие результаты Вы планируете получить, работая над методической темой ? 7. Какие условия необходимы для Вашей успешной работы ? 8. В чьей помощи Вы нуждаетесь ? Каков характер данной помощи ? 9. Кто из Ваших коллег также работает над этой темой ?

М.Яроватая 14 Рекомендации по выбору темы тема должна содержать проблему; быть актуальной; указывать направление поиска

М.Яроватая 15 Актуальность темы социальная, психолого- педагогическая, практическая.

М.Яроватая 16 ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это то педагогическое явление, процесс изучения сущности, свойств, отношений которого станет главным в Вашей работе.

М.Яроватая 17 ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это конкретные элементы, связи, отношения объекта, которые подлежат исследованию в работе над проблемной темой.

М.Яроватая 18 ГИПОТЕЗА – это предположение, в котором заключается модель предстоящей работы, система мер, технология, за счет которых ожидается повысить эффективность педагогического процесса.

М.Яроватая 19 Структура гипотезы «Если будут выполнены следующие условия (идет перечисление условий)…, то эффективность (результативность) педагогического процесса будет значительно выше существующей» (можно указать конкретно, в каких структурных новообразованиях личности (-ей), коллективов должны произойти положительные изменения).

М.Яроватая 20 Формулирование задач а) какова сущность изучаемого явления, его признаки, показатели, уровни проявления; б) как определить уровень проявления изучаемого явления; в) как организовать опытно- педагогическую работу по проверке основной идеи, заложенной в гипотезе.

М.Яроватая 21

М.Яроватая 22 Структура методической работы

М.Яроватая 23 Система работы над методической темой складывается из компонентов, вытекающих один из другого: Проблема школы Тема школы ( об образовательном процессе в целом ); Методическая тема ( в части повышения педагогического мастерства, компетенций учителя ); Тема МО, проблемных, творческих групп ; Тема самообразования учителя.

М.Яроватая 24 Работа над проблемой складывается из мероприятий, также соотносимых друг с другом Тематика педагогических советов ; Тематика методических советов ; Тематика мероприятий МР : семинаров теоретических, практических, конференций, « круглых столов » и т. д. Тематика методических недель, декад ; Обобщение передового педагогического опыта Тематика открытых уроков и внеклассных мероприятий, подготовленных учителями школы.

М.Яроватая 25 Система работы над проблемой Ольховской ООШ Проблема школы : Организация учебно – воспитательного процесса в условиях малокомплектной школы. Тема школы : Построение модели МКШ – модели индивидуального обучения учащихся

М.Яроватая 26 Первый год работы Тема года : Система условий – организационно - педагогических, предметно - содержательных, социально - психологических и управленческих – необходимых для обеспечения УВП в МКШ. Тема МР : Совершенствование педагогического мастерства через внедрение методик и технологий КСО, проблемы применения их на практике

М.Яроватая 27 Второй год работы Тема года : Построение модели разновозрастной разноуровневой группы. Тема МР : Совершенствование педагогического мастерства через поиск творческих подходов к проблеме формирования групповой работы.

М.Яроватая 28 Третий год работы Тема года : Освоение программной организации деятельности на всех уровнях управления. Тема МР : Совершенствование педагогического мастерства учителя через освоение программной деятельности

М.Яроватая 29 Четвертый год работы Тема года : Построение модели индивидуального образования учащихся Тема МР : Совершенствование педагогического мастерства через дифференциацию и индивидуализация обучения, учета зоны ближайшего развития учащегося

М.Яроватая 30 Тема года : Освоение программной организации деятельности на всех уровнях управления. Тема МР : Совершенствование педагогического мастерства учителя через освоение программной деятельности Темы ПС Влияние инновационных и опытно - экспериментальных процессов на формирование и развитие личности учащегося ; Условия включения каждого участника образовательного процесса в УВ деятельность ; Эффективность освоения программной организации деятельности на уровне управленческих решений. Темы МС Индивидуальная программа самообразования учителя как условие самореализации в образовательном процессе ; Программирование деятельности учителя как условие включения в опытно - экспериментальную деятельность образовательного процесса ; Условия эффективности системы внутришкольного управления через включение учителей в реализацию программы развития школы ;

М.Яроватая 31 Программа методической работы Ольховской школы Тема: освоение программной организацией деятельности на всех уровнях управления Цель: Обеспечить действенность системы внутришкольного управления в организации, совершенствовании, стабилизации и развитии всей жизнедеятельности школы, для чего: Организовать активное включение всех учителей школы в планирование, разработку и реализацию программ развития, в инновационных и опытно-экспериментальных процессах; Способствовать повышению профессиональной компетенции, росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала учителя, направленного на оптимальное формирование и развитие личности учащегося, его самоопределение и самореализацию. Задачи: Продолжить обучение в университете непрерывного образования для овладения теоретическими, методологическими, философскими и методическими основами КСО через еженедельные семинары; Составить индивидуальные программы самообразования каждого учителя; Организовать педагогические мастерские совместно с базовыми опорными школами (Белоусовкая сош, Тимирязевская сош, Дмитриевская оош)по учебным предметам; Создавать условия для успешной деятельности каждого учителя, включив каждого в деятельность; Составлять индивидуальные маршруты развития каждого ребенка; Разрабатывать и практиковать разнообразные формы совместной деятельности педагогических кадров: ОДИ, ОДИ-образные курсы, конкурсы, разработческие мастерские, еженедельные семинары и т.д..

М.Яроватая 32 Август - сентябрь Октябрь НоябрьДекабрь ЯнварьФевраль МартАпрель Май Информа ционно- методичес кое обеспечен ие Цель: сбор информац ии об условиях и результат ах професси ональной компетен тности учителей школы. Обеспечение методичес кими и практиче скими материал ами всех структур и звеньев образоват ельного процесса Разработк а программ самообраз ования каждого учителя и проектов их реализаци и Формиров ание банка данных об итогах образован ия учащихся за первую четверть Обзор новой методичес кой литератур ы Формиров ание банка данных об итогах образован ия учащихся за первое полугодие Формиров ание банка данных об итогах образован ия учащихся за учебный год

М.Яроватая 33 Работа с педагогич ескими кадрами Цель: включени е каждого учителя в педагогич еский поиск Формиров ание МО, постоянны х групп, творчески х групп Предметна я неделя Языков народов РК Тематичес кий день «Творческ ая лаборатор ия учителя» Яроватой М.И. Неделя предметов естественн ых наук Тематичес кий день «Творческ ая лаборатор ия учителя» Листратен ко А.Я. Неделя предметов политолог ического цикла Тематичес кий день «Творческ ая лаборатор ия учителя» Пастушен ко О.В. Неделя предметов гуманитар ного цикла Семинар ы, научно- практиче ские конферен ции НПК «Схема шага развития – основа проектной деятельно сти» по работам М.А.Мкрт чяна Семинар «Сознание – это способнос ть к воспроизв о- дству спосо- бов деятель- ности». Построени е программ Де на разных уровнях. НПК «Мыследе ятельност ь = думает – говорит – делает» Семинар «Проектир ование деятельно сти школы на новый учебный год с позиций намеченн ых» изменений

М.Яроватая 34 Научно- методичес кие советы и творчески е группы НМС «Анализ и планирование МР на новый учебный год». Утверждение адаптиров анных программ Заседание НМС, ТГ, ПГ Изучение основ проектной деятельно сти Заседания НМС, ПГ, ТГ Развитие и воспитани е навыков самоорган изации учащихся младших классов Заседания НМС, ПГ,ТГ Экспертиз а материало в для проведени я экзаменов Заседания НМС, ПГ,ТГ Методиче ские оператив ки по теме «Програм мная организац ия деятельно сти» Структури рование учебного материала Как составить индивидуа льный маршрут развития ребенка Результат ы диагности ки учителей по сформиро ванности педагогич еских умений Анализ и обсуждени е составлен ных программ развития ребенка Программ ирование деятельно сти самоуправ ления учащихся Результат ы изменений в воспитате льной системе школы и их дальнейше е развитие Программ ирование изменений в методичес кой работе школы с целью ее совершенс твования Программ ная организац ия деятельно сти – что можем? чего не умеем?

М.Яроватая 35 Аттестац ия. Повышен ие квалифик ации самообраз ование учителей Рекоменда ции и консульта ции по описанию опыта работы Курсовая подготовка учителей в ИПК ПК Индивиду альная работа с аттестуем ыми учителями Беседы по планам самообраз ования Индивидуальная работа с аттестуемыми учителями Беседы по планам самообразования Работа с учащимис я Цель: ознакомл ение учащихся с новыми направле ниями педагогич еского поиска и включени е их в совместну ю с учителям и деятельно сть по их осуществ лению Организац ионное заседание научного общества учащихся. Помощь учащимся в их самообраз овании. Тестирование учащихся с целью выявления их мыслитель ной деятельно сти и профессио нальных склонност ей. Секционн ые занятия НОУ Изучение уровня сформиро ванности учебных умений учащихся Секционн ые занятия учащихся НОУ. Конферен ция «Как развивать свои способнос ти» Составлен ие программ индивидуа льных творчески х заданий учащихся Конкурс мини- исследова ний учащихся Научно- практичес кая конференц ия НОУ

М.Яроватая 36 Работа с родителя ми, обществе нностью школы Родительс кое собрание по составлен ию программ ы совместно й деятельно сти школы и родителей Родительс кое собрание «Современ ная - семья, назначени е, функции, задачи» Роль семьи в профориен тации ребенка Круглый стол «Способн ости и роль семьи в их развитии» Итоговой род.собр. «Какими мы были, какими мы стали» Контроль, анализ, регулиров ание Цель: выявлени е и коррекци я состояния результат ов работы школы по теме года. Контроль за обеспечен ностью учебникам и нового поколения. Диагности ческий срез ЗУН учащихся

М.Яроватая 37 Программа работы над проблемной темой учителей МО __ на 200__ - 200__ учебный год Ф.И.О. учителя Название проблемной темы Цель, задачи работы Содержание работы (что я делаю) Результат Изучить …Картотека по теме … Познакомит ься … Дидактический пакет … Составить … Методические рекомендации … Разработать … Программа … Спецкурс … Статья в журнал …

М.Яроватая 38 Темы самообразования учителей Ф.И.О. учителя Учебный год Методическая тема Выступление 1Яроватая М.И Исследование. Влияние парной работы на формирование коммуникативных умений. На обл. уровне 2Бакирова Г.Р Использование методики ВПТ и других методик КУЗ на уроках КиЛ. На МО школы, на кустовом МО 3Демченко З.П.2003 – 2004Программная организация деятельности, использование ее на уроке и роль в развитии личности ребенка. На МО школы. На кустовом МО 4Листратенко А.Я.2003 – 2004Система обучения немецкому языку с применением технологий КУЗ и индивидуального обучения. На обл. уровне Принять участие в конкурсе учебно – методических пособий по нем. яз. 5Листратенко И.Г Построение образовательного процесса на уроках биологии в контексте программной деятельности На МО школы, на кустовом МО 6Ореховская Т.А.2003 – 2004Специфика программной организации деятельности в РВГ. На уровне района, на районных пед. чтениях 7Ореховский А.Н.2003 – 2004Влияние физического воспитания на физиологические процессы взросления ребенка. На МО школы, на кустовом МО 8Пастушенко О.В.2003 – 2004Программирование индивидуализации учебной деятельности в начальной школе На уровне района, на районных пед. чтениях 9Пастушенко Н.В Знакомство с методиками КСО и использование их в работе. На МО школы, на кустовом МО

М.Яроватая 39 Этапы работы по самообразованию Перед началом работы формулируется проблема, тема по самообразованию, цель, задачи Работа по теме самообразования ведется поэтапно

М.Яроватая 40 Первый этап. Изучение теоретической литературы Название статьи или книги Тезаурус Тезисы по прочитанным статьям Новые методы, приемы, способы, средства Результати вность (критерии, показатели ) В результате формируется список литературы, тезисы, словарь, методы и приемы, измерители для диагностики учащихся. Указывается:

М.Яроватая 41 Второй этап. Формирование собственного опыта по этой теме (апробирование методов и способов). Внедренческий этап. Проводится диагностика учащихся ( нулевой срез ): тесты, анкеты и т. д. Внедрение в практику новых методов, техник, приёмов и т. д.. Открытые уроки по теме с описанием

М.Яроватая 42 Третий этап. Обобщающий. Описание того, что вы делали. 1. Описание работы ( актуализация нововведения ; что описывают по этой проблеме разные авторы с доказательствами ; ваша новизна ; описание результативности внедрения ; какие проблемы высветились и какая над ними планируется работа в дальнейшем ). 2. Сборники пособий. 3. УМК. Результат должен быть спроектирован конкретно

М.Яроватая 43 Четвертый этап. Распространение опыта. Статья по поводу работы. Выступление на педсовете, методсовете, конференции по теме. Выступление на педагогических чтениях, августовской конференции.

М.Яроватая 44 Каждый год работы оформляется как научная деятельность. Примерная схема отчета: 1. Введение. Актуальность проблемы (социальная, научная, практическая). 2. Основная часть. (состоит из 2-х частей. А) Цель + конечный результат. Объект. Предмет исследования Гипотеза. Задачи. Рабочее определение исследуемого явления. Б) Пошаговое описание деятельности, для которой были расписаны критерии и показатели. 3. Вывод. Список литературы.

М.Яроватая 45 Анкета учителя по диагностике его профессиональной подготовки 1. Удовлетворены ли вы своей профессиональной подготовкой? 1.Да. 2.Нет. 3. Не совсем. 2. По каким направлениям профессиональной подготовки Вы хотели бы усовершенствовать свои знания? Проставьте по убыванию значимости: 1.научно-педагогическая подготовка; 2.предметно-методическая подготовка; 3.психолого-педагогическая подготовка. 3. Считаете ли Вы необходимым углубить, обновить профессиональные знания по следующим проблемам: 1. изучение личности учащегося и коллектива; 2. анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся; 3. проектирование собственной педагогической деятельности с учетом тенденций развития образования, направлений развития образовательного учреждения; 4. проектирование деятельности класса, отдельных учащихся; 5. организация личного труда; 6. активизация познавательной деятельности учащихся; 7. контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся, организация мониторинговой деятельности.

М.Яроватая Какими своими профессиональными умениями Вы не удовлетворены: 1.аналитическими; 2. проектировочными; 3. коммуникативными; 4. дидактическими; 5. исследовательскими. 5. Хотелось бы Вам их усовершенствовать? 1.Да. 2.Нет. 3. Затрудняюсь ответить. 6. Каким формам повышения квалификации своих профессио­нальных знаний и умений Вы отдали бы предпочтение? Проставьте по убыванию значимости: 1.самообразование; 2. обучение в педагогическом коллективе; 3. теоретические семинары; 4.практико-ориентированные семинары; 5. творческие группы учителей по проблемам; 6. предметные методические объединения; 7. обучение на курсах повышения квалификации; 8. индивидуальные консультации; 9. стажировка у специалистов.

М.Яроватая Если бы Вам предоставили возможность выбора темы семинаров (творческих групп учителей) для совершенствования профессиональных знаний, какие бы из предложенных Вы бы выбрали в первую очередь? Проставьте по убыванию значимости: 1.психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастных групп; 2. психолого – педагогические основы процесса обучения; 3. внедрение образовательных технологий; 4. проблемы социализации учащихся; 5. педагогическое сотрудничество с учащимися; 6. типы уроков, методика их подготовки и проведения; 7. формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся; 8. методы обучения и их эффективное использование; 9. дифференциация и индивидуализация обучения; 10. проблемы активизации познавательной деятельности уча­щихся; 11. организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся; 12. учет и оценка знаний учащихся; 13. организация контрольно-коррекционной деятельности; 14. проблемы здоровьесбережения учащихся; особенности профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся. Другие…

М.Яроватая 48 Анкета для изучения спроса и потребностей учителей Цель: определить уровень теоретических и практических знаний и умений учителя, необходимых в педагогической деятельности п/п Теоретические знания и профессиональные умения учителя (показатели оценки знаний и умений учителя) Вла дею Вл час Не вла 1. Знание предмета учителем (ориентация в целях и задачах науки; оперирование научной терминологией; ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов; владение содержанием современных достижений науки и практики; представление о роли и месте использования этих знаний в обучении) 2. Владение методикой преподавания (понимание целей и задач обучения учащихся по предмету; ориентация в учебных планах и программах преподавания предмета; ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения учащихся; ориентация в новых методах и приемах обучения; ориентация в новых формах организации обучения) 3. Знание психологических особенностей учащихся (ориентация в психологических особен­ностях школьников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения; понимание роли психодиагностики в развитии учащихся; ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики школьников) 4. Знание теоретических основ педагогики (понимание целей и задач педагогических взаимодействий со школьниками в процессе их обучения, воспитания и развития; ориентация в методах педагогической диагностики уровня обученности учащихся; характеристика уроков разного типа; ориентация в классификации методов обучения и характеристика каждого из них) 5. Знание педагогических технологий (понима­ние необходимости управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и места учителя в этом процессе; владение приемами планирования и организации личного труда школьников; ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности учителя в процессе обучения учащихся) 6. Умение пользоваться методами исследовательской работы (изучение научной, методической литературы, нормативной и школьной документации; наблюдение; социологический метод исследования; метод педагогического эксперимента) 7. Умение обобщать собственный опыт 8. Владение методами и приемами самообразования

М.Яроватая 49