Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные функции системы оценки: ориентация на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения программы,
Advertisements

Презентация к уроку по теме: Контрольно-оценочная деятельность в начальной школе
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
ФГОС Новые подходы к системе контроля и оценивания планируемых результатов начального образования Медникова Л.А г.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Планируемые результаты по.
Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО.
Как изменяется взгляд на результаты образования? Как оценивать метапредметные и личностные результаты? Каковы критерии их оценивания? Как изменится традиционная.
Особенностями системы оценки являются: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов.
Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Разработчики: Дудина И. Е.
Заместитель директора по УВР: Алексеева Л.Л. Оценка достижения планируемых результатов в начальном общем образовании.
Основные подходы к оценке образовательных достижений.
О ЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Выполнила: Полякова Анна 31гр. ПНК.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Оценка достижения планируемых результатов. Требования ФГОС ФГОС К результатам освоения освоенияобразовательнойпрограммы К структуре основной основной.
Система безотметочного обучения в 1-2 классах при реализации ФГОС ООН Нина Валентиновна Маркова, учитель начальных классов МОУ «СОШ 8»
«Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.»
ФГОС Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Система учебников «Школа.
Транксрипт:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов города Бугульмы РТ Подготовила учитель начальных классов Байтимирова Файруза Ильдаровна Бугульма,2012

Роль и функции новой системы оценки достижения планируемых результатов Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как: Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как: самостоятельный и самоценный элемент содержания, самостоятельный и самоценный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и учения, средство повышения эффективности преподавания и учения, фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования и регулятор программы обучения. фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования и регулятор программы обучения.

Общие принципы новой системы оценивания Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса – за счет выбора процедур, форм, содержания оценочной деятельности

Инструментарий для оценки достижения планируемых результатов Основой для построения системы оценки служат: операционализированная система планируемых результатов ( ДОКУМЕНТ «Примеры операционализации планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по отдельным предметам). система заданий, оценивающая достижение каждого из планируемых результатов ( ДОКУМЕНТ «Примеры заданий для выпускников начальной школы. Математика, русский язык, окружающий мир»).

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Раздел «Фонетика и графика Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие). Умения, характеризующие достижение этого результата: различать гласные и согласные звуки; различать твердые и мягкие согласные звуки; различать звонкие и глухие согласные звуки; характеризовать заданный звук; группировать звуки по заданному основанию. Примеры заданий Умение: различать гласные и согласные звуки. Задание 1 базового уровня В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? Обведи номер ответа. 1) часы, филин, искра, льдины; 2) яма, ветер, цифра, йогурт; 3) химия, щенок, экран, бублик; 4) мячик, эскимо, живот, яхта. Образец правильного ответа: 2) яма, ветер, цифра, йогурт. Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ. Задание 2 повышенного уровня Выпиши из текста все слова, начинающиеся с гласного звука. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главную еду белка еще с осени в кладовочке запасла в дупле старого дерева. Ответ: Образец правильного ответа: утихнет, из, и, оставила, осени. Критерий достижения планируемого результата: записано не менее четырех нужных слов, ненужные слова не записаны. Умение: различать твердые и мягкие согласные звуки.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Раздел «Работа с текстовыми задачами» Планируемый результат: оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Умения, характеризующие достижение этого результата: проверять правильность хода решения задачи; анализировать ответ к задаче с точки зрения его реальности. Примеры заданий Умение: проверять правильность хода решения задачи. Задание 1 базового уровня Бабушка испекла 30 пирожков. Каждый из трех братьев взял по 4 пирожка. Сколько пирожков осталось? Выбери верное выражение для решения задачи. Обведи номер ответа. 1) 30 – 4; 2) 30 – 4 х 3; 3) 30 – (3 + 4); 4) (30 – 4) х 3 Ответ: 2) 30 – 4 х 3. Задание 2 повышенного уровня В магазин привезли 12 мешков с рисом и 4 мешка с пшеном. Сколько килограммов крупы привезли в магазин, если мешок с рисом весит 10 кг, а мешок с пшеном 15 кг? С помощью какого выражения можно ответить на вопрос задачи? Обведи номер ответа. 1) (12 + 4) х 10 х 15; 2) 15 х х 10; 3) 10 х х 4; 4) 15 х х 4. Ответ: 3) 10 х х 4. Умение: анализировать ответ к задаче с точки зрения его реальности.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 4 КЛАССА Проверочная работа 1. Обведи номер верной характеристики слова жизнь. 1) В этом слове все согласные мягкие. 2) В этом слове два слога. 3) В этом слове букв больше, чем звуков. 4) В этом слове нет звонких согласных. 2. Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано. Маяк, тополь, якорь, ёж, взгляд, вишня, гриб, соль, яма. 3. Обведи номер ряда, в котором записаны только родственные слова. 1) смола, смолистый, смолкнуть, просмолить; 2) сосна, сосновый, сосняк, сосенка; 3) трава, отравить, травка, травянистый; 4) силач, сила, мощь, обессилеть. 4. Какие еще части слова, кроме корня, есть в слове полоска? Обведи номер верного ответа. 1) Приставка и суффикс; 2) суффикс и окончание; 3) приставка и окончание; 4) приставка, суффикс и окончание. 5. Сгруппируй слова, которые имеют одинаковый состав. Запиши каждую группу на отдельной строчке. Лисица, нора, дятел, зимний, дерево, погрузка, мостик, пришкольный, бездомный. В слове количество звуков и букв совпадает В слове количество звуков и букв НЕ совпадает В слове один слог В слове два слога

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА 1. Антон Иванович решил выяснить, сколько у него денег. Он выложил их на стол. Сколько денег у Антона Ивановича? Обведи номер ответа. 1) 345 р. 2) 3045 р. 3) 3405 р. 4) р. 2. Таня хочет обшить кружевом салфетку прямоугольной формы. Размеры сторон салфетки 20 см и 30 см. Сколько сантиметров кружев ей потребуется? Обведи номер ответа. 1) 50 см 2) 100 см 3) 600 см 4) 600 см 2 3. Масса слона 6700 кг, а льва 200 кг. Рысь весит в 100 раз меньше, чем слон и лев вместе. С помощью какого выражения можно узнать массу рыси? Обведи номер ответа. 1) – 100 2) : 100 3) ( ) х 100 4) ( ) : Запиши следующее число последовательности 18, 27, 36, 45, -

«Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий». «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий». Авторы: М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др., под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. В 2 ч. В книге представлена система заданий по математике и русскому языку, ориентированная в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. В пособии предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни.

5. В буфете аэропорта в Москве и Санкт-Петербурге Коля и Таня купили одни и те же продукты. Когда они вернулись домой, им захотелось узнать, где и какие из купленных ими продуктов стоили дороже. Они попытались составить таблицу с ценами. Вот эта таблица, но в ней не хватает некоторых данных. Стоимость продуктов (в рублях) Продукты МоскваСанкт-Петербург Где дороже?На сколько рублей дороже? Газированная вода 2629С-Петербург На 3 р 2 бутерброда с колбасой 4638Москва На …р Пицца 528С-Петербург На 16 р 4 пирожных 84Москва На 12 р

Отличительные особенности новой системы оценки достижения планируемых результатов комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений учащихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.; использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Результаты, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений.

Под личностными результатами в стандарте понимается:становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника;развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной Оценка личностных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока: самоопределение сформированность внутренней позиции школьника принятие и освоение новой социальной роли ученика; смыслоообразование поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно- познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва; морально-этическая ориентация знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости. Основное содержание оценки личностных достижений в начальной школе строится вокруг оценки:сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе;сформированности основ гражданской идентичности чувства гордости за свою Родину; сформированности самооценки и умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;сформированности мотивации учебной деятельности и стремления к совершенствованию своих способностей и т.д. Личностные результаты выпускников начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке!

Под метапредметными результатами в стандарте понимаются универсальные способы: - познавательной деятельности; - коммуникативной деятельности; - регулятивной деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Оценка метапредметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией». Основным объектом оценки метапредметных результатов служит: способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Уровень сформированности универсальных учебных действий, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах: Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий. Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно- практических задач средствами учебных предметов. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур: - итоговые проверочные работы по предметам; - комплексные работы на межпредметной основе; - портфолио ученика.

процедуры и механизмы оценки в начальной школе: внешняя оценка, внутренняя оценка, портфолио, итоговая оценка

процедуры и механизмы оценки Внутренняя оценка это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и т. д.), которая выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения. Внешняя оценка оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Итоговая оценка – «точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки. В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Портфолио учащегося - это оптимальный способ организации системы накопительной оценки, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Это может быть: - выборки детских работ; - систематизированные материалы наблюдений; - материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Портфель достижений это действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

На основании итоговых оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов: 1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета. 2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. 3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени. Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Виды и формы контрольно- оценочных действий учащихся и педагогов 1 Стартовая работа Начало сентября Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний Фиксируется учителем в электронном журнале и автоматически в электронном дневнике учащегося отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в многобалльной шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.

2. Диагностиче ская работа Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/сре дств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.

3. Самостоятельная работа Не более одного месяца (5-6 работ в год) Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям. Учащийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе; количественно в 100- балльной шкале оценивает уровень выполненной работы. Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения.

4. Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельн ой работы Проводится после выполнения самостоятель ной работы (5-6 работ в год) Предъявляет результаты (достижения) учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа задается на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный). Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку. Оценивание происходит по многобалльной шкале отдельно по каждому уровню.

5. Проверочная работа Проводится после решения учебной задачи Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Уровни: 1 формальный; 2 – рефлексивный (предметный) 3 – ресурсный (функциональный). Представляет собой трехуровневую задачу, состоящую из трех заданий, соответствующих трем уровням Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням (0-1 балл) и строит персональный «профиль» ученика по освоению предметного способа/средства действия

6. Решение проектной задачи Проводится 2-3 раза в год Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл

7. Посещение мастерской Проводится 1 раз в неделю Решает проблемы и трудности учащихся в обучении Фиксируется учителем в электронном журнале следующим образом: 1 балл – ученик был приглашен учителем на мастерскую, но не пришел; 2 балла – ученик был на мастерской по инициативе учителя; 3 балла – ученик пришел на мастерскую по собственной инициативе

8. Посещение консультаций Проводится 1 раз в неделю Ставит задачу обучения учащихся задавать (инициировать) «умные» вопросы. Фиксируется учителем в электронном журнале следующим образом: 1 балл – ученик присутствовал на консультации, но вопросов не задавал; 2 балла – задавал вопросы, но не содержательные; 3 балла – завал «умные» (содержательные) вопросы.

9. Итоговая проверочная работа Конец апреля- май Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный) Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы.

10. Предъявление (демонстраци я) достижений ученика за год. Май месяц Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен. Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

Спасибо за внимание! БАЙТИМИРОВА ФАЙРУЗА ИЛЬДАРОВНА - учитель начальных классов - учитель начальных классов

Литература: Литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010 Министерство образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. 2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, с.- ( Стандарты второго поколения). М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, с.- ( Стандарты второго поколения). 3..Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов ].-22 изд., переб.- М.: Просвещение, с.- (Стандарты второго поколения) 3..Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов ].-22 изд., переб.- М.: Просвещение, с.- (Стандарты второго поколения)