Наука опытным путем Внеурочная деятельность по общеинтеллектуальному направлению (5 – 9 классы) Презентация опыта работы И.А. Попова, учитель физики Муниципальное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Магнитное взаимодействие Изучение свойств магнита Учитель И.А. Попова Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение "Гимназия 1 имени.
Advertisements

Наука опытным путем Рабочая программа внеурочной деятельности Автор-составитель И.А. Попова, учитель физики Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное.
Магнитное взаимодействие Изучение свойств магнита Учитель И.А. Попова Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение "Гимназия 1 имени.
Урок – творческий отчет. Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся. Подготовительный этап:
Мастер-класс-технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности Мастер- класс- ярко выраженная форма ученичества у мастера, т.е.передача.
Экспериментальная физика в школе и дома Пластинкина О. А. Измерение физических величин Горбункова Г.Д. МОУ «СОШ 50» Ленинского района г. Саратова.
Предпрофильный курс Мир химии Матвеева З.В. – учитель химии.
Основными формами организации научно-исследовательской деятельности являются: Научное общество обучающихся «ШНИО Ноосферка » Олимпиады Творческие конкурсы.
Разнообразие форм домашней работы учащихся по физике Учитель физики МОУ Нащёкинской СОШ Матюшин С.И.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
1. Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных) 2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Умеющий жить среди людей познающийсамостоятельный.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Методические рекомендации по проведению лабораторно – практических работ.
Дубок Татьяна Александровна, учитель химии Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Итатская СОШ» Томского района.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК Формирование навыков отбора, анализа и синтеза информации УЧЕНИК Формирование навыков отбора,
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Транксрипт:

Наука опытным путем Внеурочная деятельность по общеинтеллектуальному направлению (5 – 9 классы) Презентация опыта работы И.А. Попова, учитель физики Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение "Гимназия 1 имени Тасирова Г.Х. города Белово" Белово, 2014 г.

Наука опытным путем Рабочая программа внеурочной деятельности Направлениеобщеинтеллектуальное Для обучающихся 5-9 классов Разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Примерной программы по учебным предметам. Химия классы. (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, с. Примерной программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс. - М.: Просвещение, с. Программы под редакций А.Е.Гуревича, Д.С.Исаева, А.С.Понтак. – М.: Дрофа. – Программы. Химия. 8-9 классы. Элективные курсы. Предпрофильное обучение /Авт.- сост. Г.А. Шипарёва.- М.: Дрофа, с. Программы элективных курсов. Физика классы. Профильное обучение / В.А. Коровин – М.: Дрофа, с. При составлении программы использованы материалы учителей: Вязникова, В.А. Программа кружка «Химия – наука экспериментальная» на учебный год [Электронный ресурс] / / doc; / doc Гильфанова, Ю.И. Программа элективного курса «Занимательные опыты по физике» [Электронный ресурс] / juliya.ru/d/329273/d/elektivnyy-kurs-po- fizike-zanimatelnye-opyty-po-fizike.doc. juliya.ru/d/329273/d/elektivnyy-kurs-po- fizike-zanimatelnye-opyty-po-fizike.doc Предназначена для учителей физики всех типов ОУ Программа рассчитана на 5 лет обучения (170 часов), количество часов в неделю – 1, в год – 34.

Цель программы формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования объектов и явлений природы; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, передача им опыта творческой деятельности

Задачи 1. формировать у обучающихся умение безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования; 2. формировать навыки исследовательской деятельности; 3. формировать готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; 4. создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Новизна интегрирование курсов физики и химии; экспериментальный подход к определению физических и химических закономерностей; доступность курса для младших школьников; возможность создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования; прикладной характер исследований. Измерение выталкивающей силы Присутствие посторонних примесей в молоке Теперь я знаю! Жевательная резинка освежает дыхание Восстанавливает кислотно-щелочной баланс Но! Жевательная резинка провоцирует развитие гастрита «Жвачка» способна провоцировать выпадение пломб Наполнители могут вызывать аллергические реакции

Особенности программы внеурочной деятельности 97 % занятий - лабораторные и практические исследования; 3-5 минут - оформление результатов по заготовленным шаблонам; Использование фото- и видеоотчетов 20 % занятий – на улице

Содержание программы 5 класс Кол-во часов Кол-во лабораторн ых работ Введение 43 Тела и вещества 1413 Взаимодействие тел класс Физические явления Механические явления Тепловые явления Электромагнитные явления Световые явления 96 Химические явления 104 Человек и природа 3 1. Земля – планета Солнечной системы 33

Содержание программы 7 класс Кол-во часов Кол-во практиче ских работ Кол-во лаборато рных работ. Человек и природа 1. Земля – место обитания человека Человек дополняет природу Взаимосвязь человека и природы 41 Наука и здоровье Наука валеология 1 1. Химия и еда Химия напитков 641

Содержание программы Занимательные опыты по физике класс Кол-во часов Кол-во практ. р. 1. Понятие физического эксперимента. Роль физического эксперимента в физике 4 2. Опыты с жидкостями и газами Мыльные пузыри и плёнки Интересные случаи равновесия Защита проектов 1 9 класс 1. Инерция и центробежная сила. Волчки и маятники Опыты с теплотой и электричеством Ошибки наших глаз. Опыты со светом 1312 Заключение (защита проектов, круглый стол)65

Организация работы обучающихся индивидуальные исследования; групповая работа; работа в парах.

Виды занятий Практические (лабораторные) работы, индивидуальные исследования, экспериментальное моделирование; демонстрация учителем экспериментов; использование наглядных пособий (видеоматериала, презентаций, раздаточного материала) Программа основывается преимущественно на методах активного обучения, уделяется значительное внимание самостоятельной работе обучающихся

Мотивация Знакомство с лабораторией Что это за прибор? Мы будем изучать магниты? Мы будем с ним работать?

Учебная дискуссия Какие измерительные приборы вы знаете? Почему в разных условиях используют различные приборы для измерения одних и тех же величин? Что больше: объем снега или объем воды одной и той же массы? Почему? Для всех ли веществ выполняется это неравенство? От эксперимента – к теории

Мотивация 1. Рейтинговая таблица для оценки деятельности обучающихся на занятие Сообщения Выполнение практической (лаб.) работы Защита проекта (практической работы) Работа за круглым столом, участия в конференции Рейтинг Максимальное количество баллов Кемеровская Валерия Климов Кирилл Шабалина Екатерина Шмаков Илья Зиновейкин Глеб 55414

Мотивация Подготовка сообщений; Домашние эксперименты; Поиск новых опытов; Фотография опытов; Видеосъемка физических процессов

Оптимизация процесса работы Наименов ание тела Начальный объем воды, Объем воды с погруженн ым телом, Объем тела V 1, см 3 V 2, см 3 V= V 2 - V 1 см 3 м 3 м 3 Шаблоны лабораторных работ

Оптимизация процесса работы Задания для самостоятельных исследований Используемые вещества Время растворения марганцовки t1t1 t2t2 Воздух Пары лимона Наблюдение диффузии в воздухе Лабораторная работа Цель работы: наблюдение явления диффузии, определение зависимости диффузии от температуры Ход работы Попросите помощника стать вблизи стола. Возьмите лимон, разрежьте его пополам. Зафиксируйте время, через которое вы почувствуете запах – t 1. Зафиксируйте время, когда запах почувствует ваш помощник – t 2. Объясните разницу во времени появления запаха.

Оптимизация процесса работы Как представить сообщение (рекомендации) Группа должна представить тему наглядно (с использованием схем, чертежей, рисунков, моделей, показом опытов или сопровождать приведением исторических, интересных фактов, которые приравниваются к дополнительному материалу), поэтому подбирая материал, ориентируйтесь на краткость текста, но подготовьте яркое опытное или художественное сопровождение Распределите материал между участниками (желательно 2 человека) таким образом, чтобы во время выступления не возникало паузы из-за подготовки и проведения эксперимента (например, один рассказывает текст, а второй, в соответствии с текстом, записывает формулы на доске или крепит магнитом рисунки); опыты показывайте вместе, распределив роли; Репетируйте пересказ текста, чтобы вы могли представить его четко, внятно, с выражением, не подглядывая в шпаргалку; Отрепетируйте проведение опыта с комментариями и без пауз; Отрепетируйте согласованность действий; Каждой группе дается определенное время на выступление (максимум 10 минут), поэтому при репетиции следите за часами; Наиболее важные понятия, законы и формулы выделяйте интонацией и записью на доске (на слайде презентации); Приводите самостоятельные примеры, решения задач, в том числе качественные, или разбирайте тестовые задания с пояснениями); Предложите слушателям ответить на вопросы, заранее заготовленные по своей теме вопросы с целью закрепления знаний; Предложите слушателям задать вам вопросы с целью уточнения непонятных моментов;

Критерии оценки лабораторной работы (опыта) Макс. балл Аккуратность оформления (описание) работы 1 Наличие рисунка (схемы) установки с обозначением измеряемых величин 1 Наличие правильных измерений (оформление измерений в таблице, в виде графика) 1 Наличие правильных вычислений или анализ наблюдения 1 Наличие развернутого вывода, отражающего сущность изучаемого явления с указанием конкретных результатов 1 Суммарный балл: отметка 5

Критерии оценки защиты проекта Макс. балл Материал доступен и научен, идеи раскрыты. Качественное изложение содержания: четкая, грамотная речь, пересказ текста (допускается зачитывание цитат); наиболее важные понятия, законы и формулы диктуются для записи 1 Наглядное представление материала (с использованием схем, чертежей, рисунков, использование презентации) 1 Использование практических мини- исследований (показ опыта) 1 Качественные ответы на вопросы слушателей 1 Четко сформулированы выводы 1 Суммарный балл: отметка 5

Критерии оценки работы за круглым столом Макс. балл Представление сообщения в доступной краткой форме. Качественное изложение содержания: четкая, грамотная речь, пересказ текста (допускается зачитывание цитат). 2 Наличие дополнений по теме 1 Наличие вопросов докладчикам с целью уточнения непонятных моментов 1 Качественные ответы на вопросы других обучающихся 1 Суммарный балл: отметка 5

Критерии самооценки участия в обсуждении (за круглым столом) Критерий Макс. кол-во баллов 1 Конспект основных понятий, формул, определений, выводов 3 2 Наличие дополнений - информацией из учебника или дополнительной литературы к прослушиваемой теме 0,5 3 Наличие вопросов докладчикам с целью уточнения непонятных моментов. 0,5 4 Качественные ответы на вопросы других учащихся. 1 Итог:5

Критерии определения потребностей

Лист рефлексии Теперь я узнал(а)… было интересно… было трудно… я понял(а), что… теперь я могу… я приобрел(а)… у меня получилось … я смог(ла)… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Оптимизация процесса работы

Оптимизация процесса работы

Научно-исследовательская составляющая Сбор информации Наблюдение (эксперимент) Анализ Выработка гипотезы Разработка теории Работа по этапам

Проблемная ситуация : произвести максимальное количество измерений в реальном мире

Метод учебной дискуссии Какие измерительные приборы вы знаете? Почему в разных условиях используют различные приборы для измерения одних и тех же величин? Что больше: объем снега или объем воды одной и той же массы? Почему? Для всех ли веществ выполняется это неравенство?

Развитие идеи

Формы подведения итогов Участие в конференциях, конкурсах различных уровней

Проблемы Перегруженность расписания; Курс по выбору – необязательное занятие; Непостоянный состав группы; Отсутствие учебного пособия; Недостаточная надежность электронных носителей

Заключение Цель программы: формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования объектов и явлений природы; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, передача им опыта творческой деятельности

Задачи 1. формировать у обучающихся умение безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования; 2. формировать навыки исследовательской деятельности; 3. формировать готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; 4. создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Результаты Повышение уровня знаний в области естествознания; Повышение качества работы с цифровой техникой; Повышение познавательной активности Повышение исследовательской активности 5-классников; Повышение качества представляемых материалов.

Литература 1. Наука опытным путем. Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 А, 5 Б, 5 В, 5 Г классов на 2013/2014 учебный год /И.А. Попова [Электронный ресурс] / ; Гуревич А.Е.. Физика. Химия. 5-6 классы. / А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак / - М.: Дрофа. – 2000; 3. Попова И.А. Пособия для обучающихся. / И.А.Попова / Персональный сайт учителя математики и физики Поповой Ирины Александровны. Ученикам. 5 класс. [Электронный ресурс] -