Обобщить знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пейзаж в повести Карамзина "Бедная Лиза"
Advertisements

«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма.
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Н.М.Карамзин Роль вводных слов, обращений, междометий в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Н,М, Карамзин «Бедная Лиза» О.Кипренский. Бедная Лиза. «Твердый разум» и «нежнейшие чувства»
«Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь.
«Бедная Лиза» Обобщение Учитель: Лукина Елена Астратовна.
Повесть написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин.Московском журнале В 1796 году «Бедная Лиза»
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Николай Михайлович Карамзин Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского литературного языка,
( 1766 – 1826 ) «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…» ( А.С.Пушкин) Учитель Лебедева Евгения Игоревна.
Тема урока: Повесть Карамзина Н.М. «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Роль пейзажа. Влияние сентиментальных.
Уроки жизни в рассказе А.П. Платонова «Третий сын»
Сентиментализм (от англ. Sentimental- чувствительный, фр.sentiment-чувство). фр.sentiment-чувство). Сентиментализм (от англ. Sentimental- чувствительный,
Николай Михайлович Карамзин 1766 – 1826 гг. Портрет 1805 года « Карамзин был красив собою и весьма любезен» (Д.П.Рунич.) «Он роста высокого. На его лице.
Сентиментализм (от англ. Sentimental- чувствительный, фр.sentiment-чувство). фр.sentiment-чувство). Сентиментализм (от англ. Sentimental- чувствительный,
К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению.
Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Сентиментализм - художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. От англ.
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». 1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что: А) писатель приблизил его к живой разговорной речи Б) писатель использовал.
Транксрипт:

Обобщить знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »; формировать умения видеть отличительные черты сентиментализма в произведениях искусства ; тренировать умения и навыки выборочного чтения, воспитывать у детей гармонию рассудка и чувства в любви ; гуманное отношение к человеку ;.

1. Что такое сентиментализм ? 2. Назовите отличительные черты сентиментализма ? 3. Назовите представителей сентиментализма в литературе ?

Отличительные черты сентиментализма. 1. Интерес к человеческому чувству. 2. Эмоциональное восприятие окружающего мира. 3. Герой – человек простой, незнатный. 4. Пейзаж – не фон, а кусок живой природы, воспринятый не умом, а сердцем. 5. Литературный язык сближается с разговорным. Ярким представителем сентиментализма в литературе является Н. М. Карамзин

«Московский журнал» «Московский журнал» «Письма русского путешественника» «Письма русского путешественника» «Наталья, дочь боярская» «Наталья, дочь боярская» «Бедная Лиза» «Бедная Лиза» «История государства Российского» «История государства Российского»

1. Как называется повесть Н. М. Карамзина ? 2. Что положено в основу повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »? 3. Назовите героев повести. 4. Что автор говорит о Лизе, её семье ? 5. Как встречаются герои повести ? 6. Что можем сказать о любви Лизы к Эрасту ?

Орест Кипренский Русский живописец и рисовальщик. Содержание портретов Кипренского духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность

Незаконный сын помещика А. С. Дьяконова, записанный в семью его крепостного человека А. К. Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств ( ) у Г. И. Угрюмова и Г.- Ф. Дуаена. Жил и работал в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге ( с 1812), в и с 1828 в Риме и Неаполе.

Из всех портретов, написанных Орестом Адамовичем Кипренским, этот, пожалуй, более всего интересен своей предысторией. Поскольку связан не только с известной повестью Н. Карамзина « Бедная Лиза », но и с биографией самого художника.

Художник пишет свою « Бедную Лизу » в 1827 г. Многие отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошел Н. М. Карамзина. Глядя на картину, мы можем увидеть в ней отражение типичных черт сентиментализма : интерес к простому, незнатному человеку, проявление человеческих чувств любви, тревоги, печали. Работая над портретом, он скорее всего вспоминал мать, любовь которой была разбита, жизнь исковеркана.

Кипренский, сам немало переживший, не мог не видеть реальных причин, погубивших девушку. Ведь его собственная мать была жертвой крепостнических законов. Не случайно он обратил внимание на слова Лизы : « Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином...» Предчувствия не обманули девушку : возлюбленный бросил ее и женился на дворянке, « пожилой богатой вдове ».

Картина написана на сюжет повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза » (1792), с восторгом встреченной публикой. В основе повести тема, чрезвычайно популярная в литературе сентиментализма : трогательная и трагическая история юной, чистой душой девушки из поселян, соблазненной молодым дворянином. Слова Карамзина « и крестьянки любить умеют » стали девизом целого поколения просвещенной дворянской молодежи. Повесть воспринималась как быль. Окрестности московского Симонова монастыря и место гибели героини, « Лизин пруд », стали надолго местом паломничества образованной публики. Кипренский как бы возвращается к образности эпохи сентиментализма. Художественный язык прост, но символически насыщен. Кипренский и изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей должно расстаться. Сочетание розового и белого в одежде героини означает чистоту и свежесть юности, гвоздика в ее дрожащей руке – нежную искреннюю любовь. Мог ли Кипренский иначе написать крестьянку, с чувствами которой никто и никогда не будет считаться? Ведь у ее любви нет будущего. И повинно в том социальное неравенство. Художник прекрасно понимал, что, воссоздав на полотне всем известный литературный образ, он старается если не укорить общество в несправедливости его законов, то хотя бы вызвать слезы сострадания в чувствительных душах.

1. Что автор говорит о жизни Эраста ? Подберите цитаты из текста. 2. Почему встреча с Лизой заставила героя отказаться от света, светских развлечений ? 3. Чем является любовь Лизы для Эраста ? 4. Что в итоге ? 5. А как рассказчик относится к любви Эраста ? Найдите слова в тексте. 6. Но как ведет себя Эраст после гибели Лизы ? 7. О чем это свидетельствует ? 8. Что открывают нам слова в конце повести : « Теперь, может быть, они уже примирились »? 9. Значит, возродилась душа, была прощена ? При каком условии могло произойти примирение ?

1. Карамзин сумел показать богатство души Лизы, глубину ее чувств. 2. В любовных отношениях Эраста присутствует некая двойственность. Это следствие « доброго сердца » и пагубной окружающей среды. 3. Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности.

Проблема. Карамзин ставит вопрос о возможности и невозможности счастья в любви. 1. Что такое, по - вашему, любовь ? ( Высказывания учащихся ) 2. Что такое счастье ? 3. Поддается ли оно контролю ? 4. Какое счастье бывает полным – бездумное или разумное ? 1) Вспомним сцену счастья. Страстная дружба, где нет ни прошлого, ни будущего. Любовь живет настоящим. 2) Вспомним жизнь Эраста. Карамзин говорит, Что « исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви ». Как вы это понимаете ?

Любовь - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.2. Склонность, пристрастие к чему - нибудь. Счастье - 1. Чувство и состояние полного удовлетворения. 2. Успех, удача Из Словаря русского языка С. И. Ожегова

1. Лизе и Эрасту суждено было испытать минутное счастье, когда они ничего не боялись, ни о чем не думали, отдавшись полностью течению чувств. И в этом всемогущая сила любви ! 2. Но на примере жизни Эраста Карамзин предупреждает нас о необходимости рассудка.

Проблема. Нужен ли рассудок в любви ? 1) Тема рассудка начинает звучать в повести почти сразу. Где ? 2) 2) Рассудком или чувствами жили в любви Эраст и Лиза ?

Миг любви, когда человек весь отдается чувству, прекрасен, - это счастливый миг, но долгую жизнь и прочность чувству дает рассудок, разум.

Проблема. Но существует, по Карамзину, высшие силы, который выносят свой приговор человеку : Лиза за то, что бездумно и безоглядно любила, обрекла себя на гибель физическую. Эраст за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель моральную. 1. В каком образе представлены высшие силы ? 2. Что обозначают ландыши в руках Лизы ? 3. Почему ландыши Лиза бросает в Москву - реку ? 4. Иногда Природа точно осторожно « предупреждает » ее.. Когда ? 5. Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа « не может не разделить » ее радость : ведь Лиза любит и любима. Подтвердите цитатами. 6. Природа « скреплена » с Лизой и в минуту ее беды в минуту ее « заблуждения ». Где ? 7. 6) А связана ли Природа с Эрастом ? Подтвердите свой ответ цитатами.

Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой. Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза,молнии, дождь все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой. В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья... Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо. Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно.

Проблема. Какова душа его ? 1 ) Анализ описания. « На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада... Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь ; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну, туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою ». Что мы можем сказать об авторе ? Как он относится к своим героям ? Какова его позиция ?

Автор - человек тонко чувствующий природу, любящий природу, способный видеть красоту природы, ощущать гармонию с природой. Автор не обвиняет своих героев, он объясняет их поведение, сочувствует Лизе, сожалеет о её гибели. В его позиции выражено гуманное отношение к человеку.

Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории « доброе » и « прекрасное » нравственное и эстетическое. В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее ; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви ; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали. Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, « твердый разум » которого, по словам В. А. Жуковского, « всегда смягчен был нежнейшим чувством ».

Каким урокам нравственности учат нас произведения искусства ?

Чем мы занимались на уроке ? К каким выводам мы пришли, прочитав повесть Карамзина ? Что мы узнали нового о произведениях живописи ? Какие нравственные уроки для себя извлекли ? Кому было трудно на уроке ? Почему ? Что нужно, чтобы легко было работать на уроках ?