Семинар. «Имя прилагательное» 1 Автор: Каштанкина Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 9 г. Ульяновска. Русский язык в 6 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок по русскому языку с использованием опорных конспектов.
Advertisements

«Имя прилагательное» (6 кл.) Корнеева Галина Викторовна МОУ Рощинская СОШ.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА, ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ПАДЕЖАМ, ЧИСЛАМ,
Имя прилагательное обозначает признак предмета, его качество и отвечает на вопросы: Какой? Чей? Имена прилагательные изменяется по родам, по числам, по.
Имя прилагательное морфология 900igr.net. Имя прилагательное ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ? КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКИЕ?, ЧЕЙ? РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ, РАЗРЯД по значению ОПРЕДЕЛЕНИЕ,
Морфология1 Имя прилагательное Морфология.
Имя прилагательное Презентацию подготовила Митрошина Марина Юрьевна, МКОУ «Лицей 2»
Правописание падежных окончаний имён прилагательных определяется с помощью вопрос (каким ( цветом )? – синим), кроме форм на – ый (ий). Имя прилагательное-
Признак предмета Признак предмета КАКОЙ? ЧЕЙ? измен. Р.,Ч., П Шарф красивый шерстяной бабушкин.
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» Урок в 6 классе Учитель Киселева О. А. МБОУ СОШ 2 г. Альметьевск 2012 год.
К урокам русского языка в 6-м классе Имя прилагательное как часть речи.
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» ( 5 кл.)
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» Урок в 6 классе 2015 год.
Имя прилагательное как часть речи 10 класс. 1. Общее значение 2. Морфологические признаки: -постоянные: разряд -Непостоянные: род, число, падеж 3. Синтаксическая.
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» Урок в 6 классе Учитель Вдовина С. И. МОУ СОШ 2 ст. Каневская 2009 год.
Приглашаем на урок русского языка в 6 класс. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.
Учитель русского языка и литературы МОУ «Красногорбатская основная общеобразовательная школа» Владимирской области Галаур Ольга Дмитриевна.
Презентация к уроку русского языка ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА 1. Закрепить умения определять общее грамматическое значение прилагательныхьных, их морфологические признаки, синтаксическую роль в.
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа 2 "Источник" Автор работы: Романова О.В., учитель русского языка и литературы,
Транксрипт:

Семинар. «Имя прилагательное» 1 Автор: Каштанкина Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 9 г. Ульяновска. Русский язык в 6 классе.

Вопросы к семинару. Какие части речи есть в русском языке? Какое место среди них занимает имя прилагательное? Каков секрет названия прилагательного? Какова роль прилагательного в нашей речи? Разряды имён прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Как образуются имена прилагательные? Какие орфограммы связаны с правописанием прилагательных? Анализ текста. 2

Определение. Имя прилагательное. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, его качество и отвечает на вопросы: какой? чей? который? День (какой?) прекрасный. Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Грамматические категории имени прилагательного полностью зависят от существительного, с которым оно согласуется. Дня (какого?) прекрасного (м.р., ед.ч., родительный п.) Синтаксическая роль. Чаще всего является определением, также может входить в состав составного именного сказуемого. Воздух прозрачный. Прозрачный воздух. 3

Этимологическая страничка Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное». Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории. Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – «эпитет». И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом. 4

Повторение ) 5 Однажды зимой мы отправились в сосновый лес. В густом бору было тихо. Всё покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. И. Корнеев. Задание: назовите эпитеты. 5

6 Разряды прилагательных Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные

7 Качественные Относительные Притяжательные Значение прилагательных Признак предмета, выраженный в большей или меньшей степени. Холодный Признак пред- мета, который не может быть вы- ражен в боль- шей или мень- шей степени. Каменный Принадлежность чего-либо лицу или животному, отвечают на во- просы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? Волчий хвост 1) Наличие степеней сравнения Холоднее нет 2 )Наличие краткой формы холодна нет 3) Свойство сочетаться с наречиями очень холодный нет 4)Свойство образовывать сложные прилагательные холодно- холодно нет

ПРОСТАЯ (1 слово) СОСТАВНАЯ (2 СЛОВА) БОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ САМЫЙ СИЛЬНЫЙ СИЛЬНЕЕ ПРЕВОСХОДНАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ СИЛЬНЕЙШИЙ 8

Избегайте речевых ошибок Произносите правильно: «крас Ивее» Правильно образуйте составные формы степеней сравнения: более умный, самый умный. Нельзя употреблять две формы одновременно: более умнее. Самый не сочетается с суффиксами айш,ейш самый умнейший. 9

Найди речевые ошибки! Самый белый Более белейший Более легче Более слабый Сильнее всех Очень умный Самый сильнейший ? 10

11 Словообразование имён прилагательных. Суффиксальный. 1) От основ существительных прилагательные образуются при помощи суффиксов: - н – лето – летний - ат – борода – бородатый - ан - / - ян – кожа – кожаный, - ск - / - еск – сентябрь – сентябрьский, - ист – золото – золотистый - ин – лебедь – лебединый - енн – мужество – мужественный. 2) От основ прилагательных прилагательные образуются при помощи суффиксов: - оват - / еват – серый – сероватый, - оньк - / еньк – белый – беленький, 3) От основ глаголов прилагательные образуются при помощи суффиксов: - чив – доверять – доверчивый - ив – играть – игривый - л – загореть – загорелый 4) От основ числительных прилагательные образуются при помощи суффиксов: - як – н – двое – двоякий, двойной 5) От основ наречий прилагательные образуются при помощи суффиксов: - н – рано – ранний - шн – сегодня - сегодняшний

Приставочный. Прилагательные могут образовываться при помощи разных приставок: прекрасный – распрекрасный, усадебный – приусадебный, счётный – бессчетный, Приставочно-суффиксальный. Размер – безразмерный, гасить – негасимый, река – заречный, Сложение. Сложные слова образуются на основе подчинительных словосочетаний при помощи соединительных гласных – о – е - : синие глаза – синеглазый, бледное лицо – бледнолицый. На основе сочинительных словосочетаний: немецкий и русский словарь – немецко – русский, Оттенки цвета: серо – зеленый. Словообразование. 12

13 Правильно пиши суффиксы имен прилагательных. суффиксы Способы проверки примеры -чив- -лив- -ист- Всегда И задумчивый заботливый прерывистый -ив- -ев- Под ударением И Без ударения Е игривый строевой -к- -ск- В прилагательных с крат- кой формой на –ок-. В прилагательных, обра- зованных от существи- тельных с основой Ц и К, Ч/Ц. В остальных случаях. узкий (узок) ткацкий (ткач) батрацкий (батрак). Исключения- узбекский французский (француз).

О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных. Еж…вый, лиц…вой, плюш…вый. Чуж…й город, хорош…го друга. Правило? 14 В суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, в безударной позиции – буква Е.

15 НН В прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н: карман – карманный. В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов - ОНН -, - ЕНН -: традиция – традиционный; торжество – торжественный. Исключение: ВЕТРЕНЫЙ, но БЕЗВЕТРЕННЫЙ. Н В суффиксе –ИН-: лебедь – лебединый. В суффиксе – АН- ( ЯН-) прилагательных, образованных от существительных: серебро- серебряный, кожа – кожаный. Исключения: Оловянный, деревянный, стеклянный. Запомни ! Внимание! В кратких прилагательных пишется столько же букв Н, сколько и в полных: Обыкновенный – обыкновенна, прекрасный – прекрасна.

16 Выполни самостоятельно и проверь ! О каком правиле орфографии напоминает это стихотворение? Мой друг, к окошку подойди, Коснись поверхности стеклянной, Здесь оловянный шпингалет И подоконник деревянный. Соломе…ый безветре…ый осе…ий деревя…ый глиня…ый кожа…ый стари…ый комари…ый серебря…ый карти…ый овся….ый гуси…ый лу…ый оловя…ый це…ый звери…ый обществе…ый водя…ой ю…ый ветре…ый ути…ый

17 Вспомним правила написания Не с прилагательными Правописание НЕ с прилагательными Пишется слитно Пишется раздельно 1. Слово не употребляется без НЕ: неряшливый 1. В предложении есть противопоставление с союзом А: Не добрый, а злой. 2. Прилагательные, употребляющиеся со словами: вовсе не..., совсем не.., далеко не… Совсем не злой 2. Прилагательное с НЕ мо-жет быть заменено синони-мом без НЕ или близким по значению выражением: недобрый - злой

ВНИМАНИЕ! Пёс всегда был таким, как сейчас: хорошим и пригожим. Его свежий вид, могучая стать, горячее сердце привле- кают любого, кто с ним познакомится. Он смуглокожий и совсем не колючий, только немного тощий. Погожим Днём он бывает схожим с молодым конем: тот же жгучий взгляд, та же кипучая натура. Выпиши выделенные прилагательные, поставив их в краткую форму мужского рода. Выведи правило о написании кратких прилагательных. Ч Щ Ж Ш 18

Сочинение-миниатюра. Нежнейшая Великолепная Самая нежная Чудесная Прекрасная Царица цветов 19

Но вдруг я стоны услыхал, И взор мой на берег упал. Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки, И был невыносимо дик И страшно ясен в тишине Их мерный похоронный крик – И сердце дрогнуло во мне. Н.А. Некрасов «На Волге».

И. Репин «Бурлаки на Волге». 20

Перед нами знаменитое полотно И. Репина «Бурлаки на Волге». Своей поразительно простой композицией картина сразу же привлекает внимание. Впрявшись в лямку, бурлаки тащат тяжёлую баржу. Чёрным пятном выделяются они на фоне светлого волжского пейзажа. Художник не разбил фигуры на отдельные группы, не измельчил композицию. В этом сила и выразительность репинского полотна. Со всей России согнала нужда этих людей на Волгу, объединив в тяжёлом труде. Всмотритесь в фигуры: каждый по-своему несёт свою нелёгкую бурлацкую долю. Один всей грудью налегает на лямку, другой из последних сил передвигает ноги. Молодой парень норовит скинуть с плеча ненавистный ремень. Как не похожи друг на друга эти разные люди, но, объединившись вместе, они предстают перед нами как огромная сила. Не горсточку людей, одетых в лохмотья, написал на своём полотне художник И. Репин, а могучую Россию, униженную тяжким трудом. (О. Туберовская.) Анализ текста. 21

Тест. В каком ряду перечислены грамматические признаки прилагательного? а) изменяется по лицам, числам, временам; б) изменяется по родам, числам и падежам. Определи ряд, в котором все прилагательные имеют окончания «е»: а) к летн..му платью, зимн..м вечером, тих..м утром; б) на утренн..м сеансе, к завтрашн..му дню, на соседн..й станции. Найди и отметь предложение, в котором прилагательное выступает в роли сказуемого. а) Кофе горяч. б) Красивейшая долина расстилалась перед нами. Укажи «четвертый лишний»: а) зеленый лес; б) длинное шоссе; в) бумажная душа; г) бумажная фигура. Укажи словосочетание, в котором … а) прилагательное употреблено в прямом значении: железный кулак, железные нервы, железная стружка, железная дисциплина; б) в переносном значении: золотая брошь, золотой характер, золотой портсигар. КЛЮЧ 22

Самопроверка. * В каком ряду перечислены грамматические признаки прилагательного? а) изменяется по лицам, числам, временам; б) изменяется по родам, числам и падежам. * Определи ряд, в котором все прилагательные имеют окончания «е»: а) к летнему платью, зимним вечером, тихим утром; б) на утреннем сеансе, к завтрашнему дню, на соседней станции. * Найди и отметь предложение, в котором прилагательное выступает в роли сказуемого. а) Кофе горяч. б) Красивейшая долина расстилалась перед нами. * Укажи «четвертый лишний»: а) зеленый лес; б) длинное шоссе; в) бумажная душа; г) бумажная фигура. * Укажи словосочетание, в котором … а) прилагательное употреблено в прямом значении: железный кулак, железные нервы, железная стружка, железная дисциплина; б) в переносном значении: золотая брошь, золотой характер, золотой портсигар 23

Словарная работа. Коллаж - в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким образом. Литературный коллаж. на тему «Какой я?» Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего существования, своеобразным метаморфическим путешествием в глубь самого себя. 24

В нашей школе, лучшей в мире, Что ребёнок – то звезда. И во всей России лучше Не найдете никогда. 25

В Новом городе школа 9 есть, Все ребята в нём таланты; Классов разных в ней не счесть. Есть певцы и музыканты, Но заметим мы сейчас: И спортсмены, и актёры, Есть один в ней суперкласс. Есть художники, танцоры. 6 а – самый классный класс! И в едином схожи мы - Самый лучший, самый умный, В школу 9 влюблены. Непоседливый и шумный. «Созвездие». 26

Рефлексия Чем занимались на уроке? Всем было легко работать на уроке? Почему? Как сделать, чтобы работать на уроке было всегда легко и приятно?

Учите русский язык!!!

33 Используемая литература 1. Мордас Е.М. Русский язык. Литература классы. Уроки- путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины. Волгоград: «Учитель», Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Тесты. 2. Русский язык. 5-6 классы. М.: Дрофа, Тропкина Л.А. Дидактический материал по русскому языку. 6 класс. Волгоград: «Учитель», Астахова Г.М., Малюшкин А.Б. Тематические зачёты по русскому языку. 6 класс. М.: Сфера, Стахова Л.Л. Диктанты по русскому языку. 6 класс. С-Пб.: Литера, Якунина А.М. Комплексный анализ текста. Дидактические материалы / Под ред. Л.И. Сухарёвой. М.: Айрис-пресс,