Технология проблемного диалога: как учить детей учиться Подготовила учитель русского языка и литературы Халяпина Халяпина Лариса Николаевна МБОУ гимназия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Advertisements

Применение технологии проблемного диалога Учитель начальных классов: Татуревич Нинель Владимировна МОУ ИРМО Пивоваровская СОШ.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Моделирование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе Семинар - практикум Заместитель директора по учебной работе МБОУ Лукояновская СОШ 1 М. Б.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Поташникова Е.М. Косовцева Н.И. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей 17 Технология проблемно- диалогического обучения.
Технология проблемного диалога 2012 г.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Урок объяснения нового материала урок «открытия» знаний учениками.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
Юдина Л.В., учитель английского языка МБОУ «Ковылкинская СОШ 4»
«Механизмы совершенствования содержания и способов организации образовательного процесса на уроках физико-математической направленности для достижения.
Транксрипт:

Технология проблемного диалога: как учить детей учиться Подготовила учитель русского языка и литературы Халяпина Халяпина Лариса Николаевна МБОУ гимназия 9 г.о.Коломна Московской области

Что такое школа по ФГОС? Это личностно ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование. Это система, рассчитанная на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности.

принцип МИНИМАКСА: Характерной особенностью образо- вательной программы «Школа 2100» является принцип МИНИМАКСА: содержание предлагается учащимся по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта. Получается, что в идеале у каждого ребёнка есть возможность взять столько, сколько он может. Принцип МИНИМАКСА

Проблемно-диалогическое и традиционное обучение Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспе- чивающий творческое усвоение зна- ний учащимися посредством специ- ально организованного учителем ди- алога. Учитель сначала в диалоге помогает ученикам поставить учеб- ную проблему, Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этом постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством класса.

Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно - продуктивной к развивающей, гуманисти- ческой, личностно-ориентированной. Когда вы слушаете, вы забываете, Когда вы видите, вы понимаете, Когда вы действуете, вы научаетесь.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю. Общепедагогический характер

Задачи технологии проблемного обучения Обучающая - изучить мотивации всех участников - субъектов образования, способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний. Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы. Воспитательная - развивать навыки самостоятельной деятельности, коллективного труда, коллективного содружества.

На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества разработана технология проблемно- технология проблемно- диалогического обучения, диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. О технологии проблемно- диалогического обучения диалогического обучения

Проблемное обучение используется как совместная поисковая деятельность его субъектов, в ходе которой ученик постигает тайны изучаемой им науки путем решения учебных проблем, а учитель организует процесс и управляет им, выполняя роль организатора, наставника, помощника, консультанта.

Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Проблемно–диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Суть проблемного урока Суть проблемного урока можно схватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Проблемно–диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосо- четании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового матери- ала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее её решения. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные, мыслительные. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Но если это происходит, то необходима принимающая реакция учителя: «Так, кто думает иначе?» Подводящий диалог

Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Требования к проблемной ситуации Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана. 1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения. 2. Посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему большинство учащихся не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; то и другое не даст должного эффекта. 3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Конечно, главным в создании интереса является математическая сторона дела, но весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы. 4. Естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решатся проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному. Знание учителем основных требований к учебной программе – одно из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения или точки зрения. 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. 3. Шаг 1: обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на ошибку. Шаг 2: предъявить научный факт сообщением, наглядностью, экспериментом. 4. Дать практическое задание, невыполнимое вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. 6. Шаг 1: дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим; Шаг 2: доказать, что задание учениками не выполнено. 6 приёмов создания проблемной ситуации

Пути создания проблемной ситуации 1. Проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. 2. Подводящий диалог. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока. 3. Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.

Способы создания проблемных ситуаций Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на уроках по гуманитарным предметам. Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

Способы создания проблемных ситуаций Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как сравнение выявляет особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки. Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.

Пути выхода из проблемной ситуации Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода: Учитель сам ставит и решет проблему; Учитель сам ставит и решет проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения; Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя; Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством ).

Проблемно-диалогическое обучение Дан эпиграф урока «А ларчик просто открывался» Что это значит? Как применить его к теме урока? (Существует много дел, вопросов, при разрешении которых не надо хитро объяснять, если можно объяснить просто).

Проблемная ситуация подчинена решению общего вопроса: действительно ли Печорин – герой своего времени? Лермонтов, в сущности, сам создал в композиции своего романа проблемную ситуацию для читателя. Не хронология, а поиск оценки героя, развитие отношения к нему – вот что определяет построение романа Лермонтова. Содержание уроков строится таким образом, чтобы учащиеся, исходя из ранее приобретённых знаний, умений и навыков, сами ставили цель, определяли проблему, осуществляли пути поиска решения. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

1 урок. « Странный человек » ( « Бела » ). Кто Печорин – виновник или жертва трагедии? 2 урок. « О чем было нам говорить? » ( « М. М. » ). Кто более прав в отношении друг к другу: Печорин или Максим Максимыч? 3 урок. « Какое дело мне до радостей и бедствие человека? » ( « Тамань » ). Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов? 4 урок. « За что они меня все ненавидят? » ( « Кн. Мери » ). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? 5 урок. « Неужели зло так привлекательно? » ( « Кн. Мери » ). Отчего любят Печорина, если он приносит страдания? 6 урок. « Зачем я жил? Для какой цели я родился? » ( « Фаталист » ). К кому относится название последней части романа? 7 урок. « Отчего же вы не веруете в действительность Печорина? » В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним? Каждая из этих проблемных ситуаций подчинена решению общего вопроса: действительно ли Печорин – герой своего времени? М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Проблемные задания Проблемная ситуация создаётся даже такими простыми заданиями, например: 1)Правильно ли употребление сочетания «двое учениц»? 2)Найдите «четвёртое лишнее»: писать, мыслить, читающий, доверять. Почему это слово лишнее?

Что нового мы сегодня добавили в копилку знаний? ЗНАЮ Я ЗАПОМНИЛ СМОГ

Технология проблемно – диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является: результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности; здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Ананьевская А.И., Толмачева Л.В. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС. – Старый Оскол, Г.А.Данюшевская, Е.Л.Мельникова. Технология проблемного диалога и личностное развитие учащихся. Кишкель Е.С. Педагогический вестник. - РУМК отдела образования администрации Октябрьского района г.Гродно. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра.// Начальная школа плюс до и после Начальная школа плюс до и после Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя.// Инновационные проекты и программы в образовании Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС. Фастова С.О. Опыт внедрения проблемного обучения литературе по образователь- ной системе «Школа-2100», Тверская область, п. Спирово, 2010 Информационные источники