Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Базковская средняя общеобразовательная школа» Ростовская область Шолоховский район Исследовательский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Advertisements

Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Организация психологического сопровождения государственной (итоговой) аттестации выпускников в форме ЕГЭ (как избежать лишних стрессов). Психологическая.
Педагог-психолог О.В. Троицкая г. ТЕМА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ – ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ.
Психологический анализ дезадаптивного поведения в подростковом возрасте Руководитель: ст. преподаватель Громко Николай Иванович.
Муниципальное Бюджетное Учреждение Майнская средняя общеобразовательная школа г. Саяногорска. Профориентационная деятельность, как одно из условий успешной.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Мониторинг.
Муниципальное образовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа 1 Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог.
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа 34 станицы Черниговской муниципального образования Белореченский.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» Профилактика аддиктивного поведения в.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая.
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска для студентов направления подготовки Социальная работа Профессиональный цикл Трудоемкость.
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Город Шелехов 2011 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 19 «Малышок»
1 Общешкольное родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов.
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Базковская средняя общеобразовательная школа» Ростовская область Шолоховский район Исследовательский проект на тему: «Школьная среда как фактор стрессогенности подростков: пути профилактики» Подготовил: Выпряжкин Дмитрий Сергеевич воспитательГПД 2013 г. 1

Актуальность исследования В последние годы значительно вырос уровень стресса среди подростков. По мере того, как на их плечи тяжелым грузом ложится ответственность за окружающий их мир, все больше и больше подростков сталкиваются с проблемой здоровья на физическом и эмоциональном уровне. Для подросткового периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения, с профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, часто не осознающими особенности физического и психического состояния повзрослевших детей. Специалисты в области педагогики среды, социальной педагогики, профилактической медицины, возрастной физиологии и психофизиологии, оздоровительной физической культуры к основным школьным факторам риска относят стрессовую тактику педагогических воздействий, чрезмерную интенсификацию учебного процесса, несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей, нерациональную организацию учебного процесса. Комплекс этих школьных стресс-факторов негативно воздействует на эффективность обучения, развитие и здоровье учащихся. 2

Противоречия: между наличием большого количества факторов стрессогенности для подростков в условиях школьной среды и отсутствием реальных программ социально- педагогической помощи подросткам-школьникам, находящимся в состоянии стресса; между насущной необходимостью профилактики и предупреждения стрессовых состояний у подростков в условиях школы и недостаточной степенью разработанности необходимых методик и технологий. 3

Проблема настоящего исследования: Каковы возможные пути профилактики стрессовых состояний у подростков в условиях деятельности образовательного учреждения? Объект исследования: социально-педагогическая работа с подростками в школьной среде. Предмет исследования: социально- педагогическая деятельность по профилактике стресса у подростков в школьной среде. Цель исследования: Выявить пути и средства профилактики стрессовых состояний у подростков. 4

Гипотеза исследования: Социально-педагогическая деятельность по профилактике стрессов у подростков в школьной среде будет эффективной при соблюдении следующих условий: комплексном изучении теоретических основ проявления стрессовых состояний у подростков; осуществлении систематической диагностики стрессовых состояний у подростков; оказании своевременной социально-психологической и педагогической помощи подросткам, находящимся в состоянии стресса; использовании программно-целевого подхода к профилактике стресса у подростков в образовательном учреждении. 5

Задачи исследования: Проанализировать научную психологическую, социально- педагогическую литературу по проблеме исследования. Рассмотреть особенности школьной среды как фактора стресса в жизни современного подростка и выявить возможности профилактики стресса у подростков в рамках деятельности образовательного учреждения. Провести диагностику стрессоустойчивости современных подростков-школьников. Апробировать программно-целевой подход к профилактике стресса у подростков в условиях сельской школы Разработать рекомендации по предупреждению и минимизации стрессогенности подростков-школьников. 6

Методологическая основа исследования: системный подход; антропологический подход; деятельностный подход; средовый подход; аксиологический подход. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования; анкетирование; тестирование; беседа; педагогическое наблюдение. 7

База исследования МБОУ «Базковская СОШ» Шолоховского района Ростовской области 8

Этапы исследования: I этап – поисково-теоретический (май-октябрь 2012 г.), включающий сбор, анализ и систематизацию теоретического материала, формулирование основных базовых понятий разработку и написание текста первой главы работы. II этап – опытно-педагогический (октябрь 2012 г. – февраль 2013 г.) был связан с изучением и обобщением опыта работы МБОУ «Базковская СОШ»процедур, разработкой и апробацией «Программы профилактики и минимизации стрессогенности у подростков- школьников». III этап – заключительно-обобщающий (март-апрель 2013 г.) был посвящён обобщению результатов исследования и оформлению текста дипломной работы. 9

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятий «стресс», «факторы стресса», выявлении и анализе особенностей и факторов стресса в жизни современного подростка-школьника. Практическая значимость настоящего исследования состоит в разработке программы социально-педагогической помощи подросткам- школьникам, находящимся в состоянии стресса. 10

Теоретические основы социально-педагогической работы по профилактике стресса в школьной среде Под стрессом понимается естественная приспособительная реакция живого организма на любое событие, происходящее в окружающей среде и организма касающееся. Стрессор – это событие, способное вызвать данную реакцию. Если стрессор действует длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида. Стрессогенность подростков представляет собой комплекс стрессоров, воздействующих на подростков-школьников. Школьная среда является одним из ведущих социализации личности в современном обществе, особенно сильным её влияние оказывается на индивида, находящегося в подростковом периоде развития. При этом немаловажным фактором является то, что помимо положительной функции института социализации современная школа несёт и негативный потенциал, а именно: является сильнейшим фактором стрессогенности для современного подростка. 11

Педагогические возможности профилактики стресса у современных подростков Цели: 1. Провести диагностику стрессоустойчивости современных подростков. 2. Разработать и апробировать «Программу профилактики и минимизации стрессогенности у подростков-школьников». 3. Разработать рекомендации по предупреждению и минимизации стрессогенности подростков-школьников на основании программно-целевого подхода к профилактике стресса у подростков. В исследовании принимали участие 2 группы учащихся: экспериментальная и контрольная. Подростки в возрасте лет (7-е классы школы). представленных школьным психологом и классными руководителями. 7-А класс – экспериментальная группа – 22 человека, 12 девочек, 10 мальчиков. 7–Б класс – контрольная группа – 24 человека – 14 девочек, 10 мальчиков. 12

Этапы работы: Первый этап работы заключался в проведении диагностики в контрольной и экспериментальной группе. Второй этап работы включал разработку и апробацию программы по профилактике и минимизации стресса среди подростков. Проводился в экспериментальной группе. Третий этап работы – повторная диагностика стрессоустойчивости подростков в контрольной и экспериментальной группе. Сравнение результатов, анализ эффективности проведённых мероприятий. 13

Соотношение уровня успеваемости 7-А и 7-Б классов 14

Соотношение уровня поведения учащихся 7-А и 7- Б классов 15

Анализ характеристики испытуемых позволяет утверждать, что контрольная и экспериментальная группы находились в равных социально-педагогических условиях на момент проведения первичной диагностики. Отношения в семьях испытуемых ровные, морально-психологический климат стабильный. Отношения со сверстниками в основном бесконфликтные. 16

Методы диагностики стрессоустойчивости: Тестирование. Анкетирование. Самоанализ. Методики диагностики стрессоустойчивости: Бостонский тест на стрессоустойчивость; тест на учебный стресс; тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона. 17

Диагностика уровня стрессоустойчивости в контрольной и экспериментальной группах 18

Стресс-факторы учебного процесса: строгие преподаватели – 78%; большая учебная нагрузка - 63%; непонятные, скучные учебники - 39,5%; неумение правильно организовать режим дня - 15,5%; конфликт в классе - 13%; стеснительность, застенчивость – 54%; проблемы в личной жизни - 23,5%. 19

Проявления стресса, связанного с учёбой: ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами- 54,5%; невозможность избавиться от посторонних мыслей – 41,5%; повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания – 34,5%; раздражительность, обидчивость- 46%; плохое настроение, депрессия – 28,5%; страх, тревога – 30,5%; потеря уверенности, снижение самооценки – 37%; спешка, ощущение постоянной нехватки времени – 32,5%; плохой сон – 19,5%; нарушение социальных контактов, проблемы в общении – 39%; учащённое сердцебиение – 15%; затруднение дыхания – 13,5%; проблемы с желудочно-кишечным трактом – 6,5%; напряжение или дрожание мышц – 19,5%; головные боли – 37%; низкая работоспособность, повышенная утомляемость – 47,5%. 20

Способы снятия стресса, связанного с учёбой: алкоголь – 43,5%; сигареты – 52%; телевизор – 63,5%; компьютер – 47,5%; вкусная еда – 65%; сон – 41,5%; общение с друзьями – 50%. 21

Программно-целевой подход к профилактике стресса у подростков в условиях школы Программно-целевой подход к профилактике стресса был апробирован нами на базе МОУ СОШ «Базковская средняя школа» Шолоховского района Ростовской области. Программно-целевой подход основан на авторских программах З.Е.Егоровой, Н.Н.Кузнецова, Е.В.Смирновой по профилактике и минимизации стрессогенности подростков в условиях образовательного учреждения, которые были адаптированы с учётом особенностей конкретных школьников и конкретного учебного заведения. 22

Цели программы профилактики и минимизации стрессогенности подростков-школьников: снизить уровень учебного стресса среди подростков; повысить уровень стрессоустойчивости у подростков. В апробации программы принимал участие 7-А класс – экспериментальная группа – 22 человека, 12 девочек, 10 мальчиков. Программа предполагала разработку следующих направлений: повышение положительной коммуникации между учениками и учителями. способы релаксации и борьбы со стрессом. повышение самооценки. рациональная организация труда и отдыха. пропаганда здорового образа жизни. 23

В рамках работы по указанным направлениям были использованы следующие методы и приёмы: опрос; рейтинг учителей; индивидуальные и групповые беседы; лекция; дискуссия; семинарское занятие; психологический тренинг; комплекс физических и аэробных нагрузок. 24

Повторная диагностика уровня стрессоустойчивости учащихся в контрольной и экспериментальной группах 25

Этапы программно-целевого подхода: I этап – первичная диагностика с целью выявления проблем стрессоустойчивости среди подростков в рамках деятельности образовательного учреждения (конец сентября - начало октября). II этап – постановка целей и задач будущей программы профилактики и минимизации стрессогенности у подростков (октябрь нового учебного года). III этап – реализация программы (октябрь – март). IV этап – повторная диагностика с целью выявления эффективности проведённых мероприятий. 26

Рекомендации по профилактике и минимизации стрессовых состояний у подростков-школьников: Педагогам следует отказаться от авторитарного стиля педагогического воздействия, строить партнерские отношения, создавать ситуацию успеха, помогать в преодолении трудностей в обучении, осуществлять индивидуальный подход, оказывать посильную психологическую поддержку. В стрессовых ситуациях зачастую именно от чуткости и проницательности педагога зависит то, насколько успешно ученики будут преодолевать свой негативный опыт и связанные с ним страхи. Особую ценность здесь приобретают взаимопонимание и взаимоуважение подростка и учителя. А среди качеств педагога на первое место выходит способность к сочувствию, или эмпатия. Администрации школы необходимо учитывать наличие многих стрессогенных факторов, снижение дополнительных нагрузок, более равномерное их распределение в течение учебной недели. Школьному психологу нужно организовать своевременное проведение мероприятий по профориентации с целью формирования у старшеклассников представлений о будущей профессии, наиболее полно соответствующей их индивидуально-психологическим особенностям, а также осуществлять психологическую поддержку и обучение навыкам саморегуляции в процессе индивидуальных консультаций и групповых занятий (тренингов). 27

Вывод: Результаты опытно-экспериментальной части настоящего исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что социально- педагогическая деятельность по профилактике стрессов у подростков в школьной среде будет эффективной при соблюдении следующих условий: комплексном изучении теоретических основ особенностей проявления стрессовых состояний у подростков; осуществлении систематической диагностики стрессовых состояний у подростков; оказании своевременной социально-психологической и педагогической помощи подросткам, находящимся в состоянии стресса; разработке программно-целевого подхода к профилактике стресса у подростков в образовательном учреждении. – Целесообразной и эффективной, на наш взгляд, стало апробирование «Программы профилактики и минимизации стрессогенности подростков-школьников» на основании программно-целевого подхода. 28

Используемая литература: 1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. М.: Гардарики, Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студ. 3. Лесков С.П. Живая инновация.Учебное пособие.-М.:просвещение,