Коллективные формы работы и активные формы обучения Автор: Заместитель директора по учебно-методической работе ГБОУ СПО МО Люберецкий политехнический техникум.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Активные формы обучения на уроках бухгалтерского учета. Сарканд 2011 год.
Advertisements

Выполнил: Ст-т группы ИП133-2 Т.А. Кайдалова Руководитель: Е.Е. Савченко.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Инновационные технологии в образовательной деятельности: состояние и перспективы развития. Методический семинар.
Место активных методов в системе методов обучения Методы обучения Методы, направленные на первичное овладение знаниями Информационно- развивающие Проблемно-
Из опыта работы Филиппова Елена Анатольевна. проектная деятельность учащихся легко организуется в условиях дополнительного образования и во внеурочное.
Имитационные методы активного обучения на уроках экономики Перминова Светлана Николаевна, Перминова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания.
Изменилась структура стандарта ФГОС представляет собой совокупность требований: - К структуре основной образовательной программы; - К условиям реализации.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Соловьев Геннадий Егорович.
Современные способы активизации обучения. Роли современного преподавателя Академический консультант Академический консультант Тьютор Тьютор Куратор образовательной.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Кондратенко Елена Валентиновна, кафедра педагогики Кондратенко Е.В.
Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, элективности,
Методы и приёмы развития познавательной мотивации обучающихся В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он какие- нибудь.
Организация интерактивных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС Гришина С.Н. заместитель директора по УМР ГБОУ СПО ПТ 2 октябрь 2013г.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Транксрипт:

Коллективные формы работы и активные формы обучения Автор: Заместитель директора по учебно-методической работе ГБОУ СПО МО Люберецкий политехнический техникум Скрипинская Ирина Анатольевна

Образование важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества, в противном случае оно совершенно бесполезно. Р. Киплинг

Использование активных форм обучения развитие познавательной компетентности обучающегося развитие познавательной компетентности обучающегося

Достоинства активного обучения Достоинства активного обучения Высокая степень самостоятельности Развитие социальных навыков Сформированность умения добывать знания Развитие творческих способностей

Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения

Этапы применения активных форм обучения I этап Мотивационный: педагог заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; учащиеся обсуждают, предлагают идеи. Мотивационный: педагог заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; учащиеся обсуждают, предлагают идеи. Планово-подготовительный: определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план. Планово-подготовительный: определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план.

Этапы применения активных форм обучения II этап Информационно-оперативный: учащиеся собирают материал, работают с литературой и другими источниками; преподаватель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет и сам является информационным источником Информационно-оперативный: учащиеся собирают материал, работают с литературой и другими источниками; преподаватель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет и сам является информационным источником

Этапы применения активных форм обучения III этап Рефлексивно-оценочный: учащиеся представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, преподаватель выступает участником коллективной оценочной деятельности. Рефлексивно-оценочный: учащиеся представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, преподаватель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Активные методы обучения методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

Приемы активизации познавательной деятельности Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма). Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма). Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

Типы проблемных ситуаций Типы проблемных ситуаций ; ситуация неожиданности ситуация выбора Ситуация конфликта ситуация несоответствия ситуация неопределенности Ситуация предположения

Приемы активизации познавательной деятельности Использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др. Использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем. Современные педагогические технологии предлагают различные формы графического отображения материала от традиционных схем и таблиц до опорных конспектов и кейсов. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем. Современные педагогические технологии предлагают различные формы графического отображения материала от традиционных схем и таблиц до опорных конспектов и кейсов.

Приемы активизации познавательной деятельности Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей». Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей». Элементы «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы). Элементы «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

Приемы активизации познавательной деятельности Реализация индивидуально дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности учащихся (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава). Реализация индивидуально дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности учащихся (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава). Нетрадиционные виды уроков Нетрадиционные виды уроков

Приемы активизации познавательной деятельности Выполнение обучающимися заданий творческого характера (мини- сочинение, эссе, фотовыставка, сюжет видеофильма, кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок- представление). Выполнение обучающимися заданий творческого характера (мини- сочинение, эссе, фотовыставка, сюжет видеофильма, кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок- представление). Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, учебной встречи с элементами соревнования, зачета по номенклатуре, хронологического). Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, учебной встречи с элементами соревнования, зачета по номенклатуре, хронологического).

Методы активного обучения в учебно- производственной деятельности Сообщение учебной информации лекция-беседа или диалог с аудиторией; лекция-дискуссия; лекция с применением техники обратной связи; лекция с применением элементов «мозговой атаки»; лекция с разбором микроситуаций; лекция-консультация; групповая консультация («пресс- конференция»); программированная лекция-консультация.

Методы активного обучения в учебно- производственной деятельности Формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков Формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков имитационные методы активного обучения не игровые игровые неимитационные методы активного обучения

Имитационные методы активного обучения неигровые игровые Анализ и обсуждение конкретных ситуаций Решение ситуационных (производственных) задач Разбор инцидентов (конфликтов, событий) Разбор папки с деловой документацией. Разыгрывание ролей (инсценировка ) Деловые имитационные игры Игровое проектирование Другие формы игровых занятий

Неимитационные методы активного обучения решение производственной задачи непосредственно на месте (на предприятии, в цехе); решение производственной задачи непосредственно на месте (на предприятии, в цехе); групповое игровое проектирование на реальном объекте; групповое игровое проектирование на реальном объекте; анализ и обобщение конкретных рабочих материалов (документов, проектов и т. п.); анализ и обобщение конкретных рабочих материалов (документов, проектов и т. п.); стажировка на рабочих местах; стажировка на рабочих местах; выполнение специальных заданий аналитического характера одновременно в учебных и практических (консультативно- исследовательских) целях и т. п. выполнение специальных заданий аналитического характера одновременно в учебных и практических (консультативно- исследовательских) целях и т. п.

Методы активного обучения в учебно- производственной деятельности Активизация освоения передового опыта, обмена знаниями и опытом стажировка на передовых предприятиях стажировка на передовых предприятиях выездное тематическое занятие выездное тематическое занятие тематическая дискуссия тематическая дискуссия

Методы активного обучения в учебно- производственной деятельности Развитие творческого профессионального мышления эвристические беседы эвристические беседы учебные дискуссии учебные дискуссии поисковые лабораторные работы поисковые лабораторные работы творческие мастерские творческие мастерские

Методы активного обучения в учебно- производственной деятельности Развитие познавательных интересов и способностей самостоятельная работа с дополнительной литературой самостоятельная работа с дополнительной литературой анализ производственных ситуаций анализ производственных ситуаций решение производственных ситуационных задач решение производственных ситуационных задач

Учебное сотрудничество учитель – учащийся (учащиеся) учащийся– учащийся учащийся– учащийся обще групповое взаимодействие обще групповое взаимодействие учащихся в коллективе учащихся в коллективе

Учебное сотрудничество формирование познавательной мотивации Учащийся – учащийся самооценка развитие личности учащегося в целом

Коллективное обучение - это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.

Дифференцированная групповая работа Коллективная работа Коллективная работа группа осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку; группа осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку; организация выполнения задания осуществляется самой группой и отдельными подгруппами под руководством преподавателя; организация выполнения задания осуществляется самой группой и отдельными подгруппами под руководством преподавателя; действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; есть взаимный контроль и ответственность каждого перед группой или подгруппой есть взаимный контроль и ответственность каждого перед группой или подгруппой

Работа в парах 1. Лекция; 1. Лекция; 2. Самостоятельная проработка материала – работает каждый учащийся и обменивается смыслом информации с другим; 2. Самостоятельная проработка материала – работает каждый учащийся и обменивается смыслом информации с другим; 3. Практическая отработка – с несколькими сменными партнёрами группы; 3. Практическая отработка – с несколькими сменными партнёрами группы; 4. Экспертная проверка между группами, докладывают свои результаты – самооценка; 4. Экспертная проверка между группами, докладывают свои результаты – самооценка;

Условия эффективного использования активных форм организации обучения активная заинтересованность педагога в формировании не столько ЗУНов, сколько образовательных компетенций; активная заинтересованность педагога в формировании не столько ЗУНов, сколько образовательных компетенций; переход к «субъект-субъектному» варианту взаимодействия между преподавателем и учащимися; переход к «субъект-субъектному» варианту взаимодействия между преподавателем и учащимися; постоянный рост самостоятельной работы учащихся; постоянный рост самостоятельной работы учащихся; методическое обеспечение практического обучения по учебным дисциплинам; методическое обеспечение практического обучения по учебным дисциплинам; обновление материальной базы и ее соответствие современным технологиям образования и др. обновление материальной базы и ее соответствие современным технологиям образования и др.

Литература 1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула Беспалько В.П. Программированное обучение. – М., Беспалько В.П. Программированное обучение. – М., Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва - Ростов- на- Дону, Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва - Ростов- на- Дону, Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., Кавтарадзе Д.Н. «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения», Изд.Просвещение, Кавтарадзе Д.Н. «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения», Изд.Просвещение, Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., Подласый И.П. Педагогика - М., Подласый И.П. Педагогика - М., Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика - Ростов- на- Дону, Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика - Ростов- на- Дону, Сластенин В.А. Педагогика - М., Сластенин В.А. Педагогика - М., Харламов И.Ф. Педагогика - М., Харламов И.Ф. Педагогика - М., 2004.