Анализ III действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бал - это торжественное мероприятие, которое, подобно обряду, имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным.
Advertisements

Прозрение героев. Анализ 4 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
«К ВАМ АЛЕКСАНДР АНДРЕИЧ ЧАЦКИЙ…» анализ I действия.
Урок литературы в 9 классе. Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Лапшово Камешкирского района Пензенской области Пиянзова Светлана.
Прозрение героев. Анализ 4 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Размышления над комедией Размышления над комедией Александра Сергеевича Грибоедова « Горе от ума »
Урок-суд Победитель или побежденный Чацкий?. Урок-суд Проблемы: Проблемы: Чацкий – победитель или побежденный? Чацкий – победитель или побежденный? Проблематика.
«Молчалины блаженствуют на свете».. Цель урока. Раскрыть сущность нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным. Выяснить причины появления Молчалиных,
Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума Выполнил: Ученик 9 В класса Анищенко Михаил.
Презентация к уроку (9 класс) по теме: Презентация "Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"
по комедии Горе от ума Тест - игра Назовите имена героев СкалозубФамусов.
Бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
А. С. Грибоедов «Горе от ума» Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Играем с А.С.Грибоедовым. Домашнее задание: выступление с речью. Команда «Зрители»: Выступите с речью-доказательством того, что комедия «Горе от ума»
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Знакомство с героями. Анализ I действия комедии. Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы.
Умники и умницы. Вопросы отборочного тура Какое образование получил А.С.Грибоедов?
А.С. Грибоедова «Горе от ума» Бавижева Хабиба Ибрагимовна Учитель русского языка и литературы 2015 год.
Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Обобщающий урок.
Знаешь ли ты текст комедии «Горе от ума?» Материалы к урокам литературы в 9 классе Учитель Чевдарь Л.К.
Выполнила: Селиверстова Алена 9В класс Учитель: Первова Татьяна Петровна ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО.
Транксрипт:

Анализ III действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Ответим на вопросы Что представляет собой дворянская Москва 20-х годов XIX века? Каковы нравы высшего общества Москвы? Чем можно объяснить предательство Софьи по отношению к Чацкому? Над чем мы смеёмся в сцене бала и что нам кажется трагичным?

Также мы постараемся определить: как автор выстраивает второстепенных персонажей, для чего он это делает, как он строит развитие действия, как конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своей вершины.

Окунёмся в атмосферу бала XIX века Бал - это торжественное мероприятие, которое, подобно обряду, имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Поэтому, чтобы сохранить изысканность и восхитительность, необходимо соблюдать правила бального этикета.

На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода.

К ужину подавали ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света. В XIX веке бал превратился в образ жизни, сочетая в себе клуб, салон мод, брачную контору и игру.

Важно! В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. Внесценические персонажи, о которых говорили и Чацкий, и Фамусов, и Софья, и Скалозуб в первых действиях комедии, и эпизодические персонажи впервые представляют собой не фон личной драмы героев, а становятся прямыми участниками комедии.

Гости Второстепенные герои очерчены резко и воплощают в себе различные московские типы и нравы. Грибоедов придал им одну или две оригинальные черты.

Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Наталья Дмитриевна, «молодая дама», «Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах». Платон Михайлович – отставной военный, давний друг Чацкого, «московский житель и женат». Играет на флейте, хотя ему это и скучно, по словам Чацкого, сильно изменился, стал «спокоен и ленив». Во время бала скучает, появление старого друга оживило в нём воспоминания о бурной юности, но он уже не изменится, готов делать всё по велению жены, которая властно повелевает мужем, мало заботясь о его духовных потребностях (не случайна параллель «мой муж – прелестный муж» и позже из уст Молчалина – «Ваш шпиц – прелестный шпиц…»

Тугоуховские, князь и княгиня с шестью дочерьми Княгиню волнует то, как выдать замуж дочерей. Дочери заняты исключительно нарядами и сплетнями о женихах. Князь: «говорящая» фамилия полностью оправдана и преподаётся в прямом смысле: он совершенно глух.

Загорецкий Антон Антонович Точную и ёмкую характеристику персонажу даёт Платон Михайлович Горич: Как этаких людей учтивее зовут? Нежнее? – человек он светский, Отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий. При нём остерегись: переносить горазд, И в карты не садись: продаст. Основная цель жизни – услужить, угодить всем. Поэтому его «Ругают здесь, а там благодарят».

Хлёстова Амфиса Ниловна 65 лет. Тётка Софьи: «Легко ли в 65 лет/ Тащиться мне к тебе, племянница?» Дама властная и безапелляционная, не лишённая ума, верно оценивает многих персонажей. Но в целом громогласна и груба в своём прямодушии.

Скалозуб Павел Афанасьевич Приходит на бал последним, а уезжает о одним из первых – эта небрежность была модной у самых богатых и привилегированных. Он не испытывает особых чувств к Софье, поэтому ему нет необходимости оставаться дольше в доме Фамусовых, он и так здесь всегда желанный гость. Помимо всего, проявляет себя как армейский щёголь, который перетягивает ремнём талию, чтобы грудь выпирала «колесом» и голос напоминал рык («Хрипун, удавленник, фагот») Фамилия говорящая. Как ни странно, он оказывается практически двойником Чацкого по части злословия и насмешки. Только первый издевается от горечи и полноты души, то второй – потому что модно

Графини Хрюмины: бабушка и внучка Графиня Внучка – «Зла, в девках целый век» Её последняя реплика подтверждает злой и вздорный характер старой девы, которая кичится свои аристократическим происхождением, на всех смотрит свысока (вспомним, что в сцене появления на балу, когда в зале было уже много гостей, она сетует, на то, что приехала первой!) А последняя её фраза комична тем, что метко характеризует общества к которому она сама и относится. Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие- то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать!

Почему Фамусов собрал у себя именно такое общество? Вечер назначен ради Софьи и Скалозуба. Именно его так ждёт хозяин дома, а Скалозуб, как и положено главному гостю, запоздал: он хорошо знает себе цену! Днём шла речь о сватовстве, и теперь Фамусов хочет закрепить свои позиции, чтобы Скалозуб мог убедиться, что Софья – хорошая партия для него. Именно поэтому он стремится представить Скалозуба своей влиятельной свояченице. Выбор остальных гостей также не случаен. Есть ли среди женщин соперница Софьи? Нет! Наталья Дмитриевна с мужем, Графиня Хрюмина-внучка – злая старая дева, у княжон Тугоуховских приданое значительно меньше, ведь в семье шесть девиц на выданье. Вывод: Фамусов – хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный расчётливый человек.

Что так рассердило Софью и настроило её против Чацкого? Прочитаем явление 13. Его меткая характеристика Молчалина. Софьей руководит злость и женское самолюбие. Она сознательно обвиняет: «Неугодно ль на себя примерить»

Почему слух распространяется так быстро? В этом заинтересованы все, не нужно придавать значения словам, если они идут от человека, сошедшего с ума. Как дальше развивается общественное мнение? Оно единодушно. Теперь начинается поиск причин этого «прискорбного явления».

Спор гостей. Важная сцена в пьесе. При всей внешней её комичности Грибоедов показывает процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для госте Фамусова истиной в последней инстанции. Раздражение против Чацкого растёт. Каждый находит своё объяснение причин сумасшествия У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Фёдор, химия и басни, профессоры, а, главное, книги. «Ученье – вот чума, учёность – вот причина», - восклицает Фамусов. Многочисленность этих «врагов» постепенно вызывает страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого можно и пожалеть. «Был человек, имел душ сотни три» - замечание Хлёстовой сочувственно.

Тревожит новое непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!» Фамусов мечтает о большем: «Собрать бы книги все и сжечь». При всей комичности сцены, она достаточно зловеща: эти проекты в разное время истории нашей страны были поистине осуществлены.

Кульминация - наиболее напряжённый момент в развитии сюжета, решающий переломный момент во взаимоотношениях и столкновении героев, с которого начинается переход к развязке. К кому обращены слова Чацкого? Почему? В чём смысл данного эпизода? Опишите состояние героя в конце этой сцены.

Этот монолог героя – единственная во время бала. Где говорится о вещах высоких и значительных: - об обманутых надеждах на любовь, -о потере веры в изменение общества, нравов. Чацкий всё ещё обращает свой монолог к Софье, не замечая её насмешливости. И опять в пьесе – сочетание комической ситуации и драматического состояния героя.

Перечитать IV действие. Образ Репетилова и его значение в комедии. (Индивидуально)

jpg htm