Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение гимназия 6 г. Новороссийск Краснодарский край Жизнь и творчество великого русского художника Шишкина Ивана Ивановича (Презентация для урока окружающего мира в 4 классе) Выполнила Выполнила Лейба Анна Владимировна Лейба Анна Владимировна учитель начальных классов учитель начальных классов
Биография Иван Иванович Шишкин родился в провинциальном городе Елабуге. В 1844 году отец отдал мальчика в Казанскую гимназию, там будущий художник нашел себе несколько товарищей, с которыми мог рисовать и рассуждать об искусстве. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям, и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, чтобы не стать чиновником. В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, получает хорошую подготовку под руководством А. Н. Мокрицкого. В годах он продолжает обучение в Петербургской Академии художеств у С. М. Воробьева. Успехи молодого художника, отмечены золотыми и серебряными медалями. Стремление к "верности, сходству, портрет насти изображаемой природы" проявляется уже в ранней работе "Вид в окрестностях Петербурга"(1856, ГРМ).
В годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья. В 1860 году за два Валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе. За границу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на него особого впечатления: сказывалась и тоска по родине. В 1863 году в Цюрихе Шишкин посещает мастерскую живописца и гравера Р. Коллера, где знакомится с техникой офорта. В годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья. В 1860 году за два Валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе. За границу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на него особого впечатления: сказывалась и тоска по родине. В 1863 году в Цюрихе Шишкин посещает мастерскую живописца и гравера Р. Коллера, где знакомится с техникой офорта.
Горные пейзажи Швейцарии оставили художника равнодушным; вскоре вместе с воспитанниками Академии Л. Л. Каменевым и Е. Э. Дюккерком Шишкин начинает работать в Тевтобургском лесу близ Дюссельдорфа. Исполненные пером рисунки привлекли внимание многочисленных ценителей искусства. Сам художник вспоминал об этом: "Где и куда ни пойдешь, везде показывают пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует". Горные пейзажи Швейцарии оставили художника равнодушным; вскоре вместе с воспитанниками Академии Л. Л. Каменевым и Е. Э. Дюккерком Шишкин начинает работать в Тевтобургском лесу близ Дюссельдорфа. Исполненные пером рисунки привлекли внимание многочисленных ценителей искусства. Сам художник вспоминал об этом: "Где и куда ни пойдешь, везде показывают пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует". Дубы. Этюд. ->
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (1865, ГРМ) получает звание академика. И. Н. Крамской, высоко ценил искусство Шишкина, предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872, эта картина под названием "Сосновый бор" находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: "Шишкин нас просто изумляет своими познаниями... Я думаю, что это единственный у нас В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (1865, ГРМ) получает звание академика. И. Н. Крамской, высоко ценил искусство Шишкина, предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872, эта картина под названием "Сосновый бор" находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: "Шишкин нас просто изумляет своими познаниями... Я думаю, что это единственный у нас человек, который человек, который знает природу ученым знает природу ученым образом... Шишкин образом... Шишкин … это человек-школа". … это человек-школа". "Сосновый бор. Мачтовый лес в Мачтовый лес в Вятской губернии" ->
На Вторую выставку передвижников и Шишкин представил картину "В лесной глуши" (ГРМ), за которую в 1873 году получает звание профессора. Пространственно строя композицию (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) от затененного переднего плана, он дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника. И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картина «Рожь» (1878, картина «Рожь» (1878, ГТГ). Картина эпична: ГТГ). Картина эпична: она словно синтезируй- она словно синтезируй- ет черты национально го характера русской природы, то родное, природы, то родное, значительное, что значительное, что видел в ней Шишкин: "Раздолье. Простор. "Раздолье. Простор. Угодье, рожь. Божия Угодье, рожь. Божия благодать. Русское благодать. Русское богатство..." богатство..." «Рожь» -> «Рожь» ->
Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. В картинах Шишкина "Туманное утро" (1885, Горьковский гос. художественный музей) и «Сосны, освещённыё солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), "Золотая осень" (1888, Пермская гос. Художест- гос. Художест- венная галерея) и др. "Золотая осень"
Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам. 8 марта 1898 года художника не стало. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам. 8 марта 1898 года художника не стало. «Дубы»-> «Дубы»->
Утро в сосновом лесу
Корабельная роща
Дубы в старом Петергофе
Папоротники в лесу
Лесное кладбище
На севере диком. На мотив стихотворения М. Ю. Лермонтова "Сосна"
Дубки
Зима
Лес вечером
Лесные дали
Адреса сайтов painting.ru/masterpieces/ 2. painting.ru/masterpieces/ 3. online.ru/peredvizhniki/ 3. online.ru/peredvizhniki/