Повторение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» (брейн - ринг) Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области Ларина Т. Е.
Эпиграф к уроку «Если знаешь части слова, то напишешь их толково»
Почему по - разному пишутся слова Деревенский старожил Сад колхозный сторожил?
Ц_плёнок в ц_руке выступал, Играл он на ц_мбалах, На мотоц_клей разъезжал И ц_фары знал немало. Он из ц_линдра доставал Морковь и огурцы_. И только одного не знал: Где И, а где же Ы.
Найдите слово, состоящее только из основы : таить, тайком, тайна.
Что означают детские слова будильник, строганов,колодок, лопатка, мазелин, журчей, рукти?
Гудильник - будильник, строганов – рубанок, колодок - молоток, Копатка - лопатка, Мазелин - вазелин, Журчей - ручей, рукти – ногти на руках
Какая часть слова может быть невидимой? Запишите слова, выделите в них корни Вынуть, шла, согнул, обуть, полил.
Произнесите скороговорку Грузчик грузин грузит грузди
Сообщение «Здравствуйте, ребята! Прислушайтесь к нашим советам: чаще бывайте на свежем воздухе; катайтесь на коньках и лыжах; стройте снежные крепости. укрепляйте своё здоровье! С уважением, жители страны «Морфемика».
Былина. Сидит Славочка на заборике, А под ним на скамеечке Боренька. Боренька взял тетрадочку, Написал: «Дурачок ты, Славочка». Вынул Славочка карандаш еще, Написал в тетрадь: «Ты дурачище». Борище взял тетрадищу Да как треснет по лбищу Славищу, Славище взял скамеищу, Да как треснет Борищу в шеищу, Плачет Славочка под забориком. Под скамеечкой плачет Боренька.
Уменьшительное значение суффикса: Славочка, на заборике, на скамеечке, Боренька, тетрадочку, дурачок. Увеличительное значение суффикса: карандаш еще, дурачище, Борище, тетрадищу, по лбищу, Славищу, скамеищу, в шеищу
Назовите только те слова, которые имеют приставку по- Подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать
Выпишите слова с корнями –лаг- и –лож-, исправляя ошибки, выделите корень. «Уважаемые господа! Предлажение Буратино интересно. Пологая, что правила грамматики усугубляют незавидное его положение в школе, он предлагает их отменить. Слогаемые его жизни – это велосипед, компьютер, мяч. Это наши грустные предположения, но он своей искренностью располагает нас к себе. Ему нужно помочь, объяснить, и он приложит усилия, чтобы одолеть трудности языка».
1. Бесчувственный человек, не испытывающий жалости. 2. Тихая погода, полное отсутствие ветра.
3. Вид театрального искусства, объединяющий выступления клоунов, акробатов, дрессировщиков 4. Собрание каких – либо однородных предметов, расположенных в определённой системе.
5. Молодой стебель растения, показавшийся из – под земли 6. Число, которое складывается с другим с помощью сложения.
7. Разместиться в определённом месте. 8. Сладкая плитка.
9. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок. 10. Многоэтажная постройка с множеством квартир.
Сочетания слов замените словами – синонимами, запишите их Профессиональный наездник на скачках, бегах. Водитель машины. Человек, любящий нарядно одеваться. Глухой звук от соприкосновения с чем – либо. Выдолбленная из дерева лодка.
Используя данные слова, собрать и записать известные пословицы и поговорки: Без, наука, рука, как, без. Нос, не, комар, подточить. Киев, довести, язык, до.
Спасибо за урок! Всего вам доброго!
Литература: Сивцова Т. В. Урок – соревнование (повторение по теме «Морфемика», 5 класс)//Русский язык в школе, 3, Новикова Л. И., Грибанская Е. Э. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5 класс: Учебно-практическое пособие- М.: Издательство «Экзамен», Граник Г. Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся – М.: Просвещение, 1991 Волина В. В. «Весёлая грамматика». – М.: Знание, 1995 Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: просвещение, 1982 Казбек – Казиева М. М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку классы. – М.: Айрис – пресс, 2008 Влодавская Е. А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: УК к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык». – М.: Издательство «Экзамен», 2008