Автор: Киселева Елена Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ «Лицей города Троицка» г. Троицк 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Работа с заданиями В-2 и В-8 Презентацию подготовила Нагорных Любовь Николаевна, учитель МКОУ Чукреевской.
Advertisements

ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
ЕГЭ 2015 год Предмет: обществознание (общая характеристика) Учитель истории и обществознания Плотникова И.П. ГБОУ гимназия 192 Калининского района Санкт-
Установите соответствие между видами налогов и их примерами : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго.
Государственная ( итоговая ) аттестация по истории 2011 г.
Анализ ЕГЭ-2012 общестознание.. В экзаменационной работе по обществознанию образца 2012 года, содержалось 37 заданий. Из них 20 заданий части 1 (часть.
Об изменениях в ЕГЭ по Обществознанию – 2015
Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
Рекомендации к выполнению заданий части С 6 ЕГЭ по обществознанию.
Повторительно- обобщающий урок по теме «Духовная сфера» Обществознание 9 класс.
ЕГЭ тренинг. A 1 Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную.
Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минимальный балл 39 Средний балл 56,3857,11 Количество cдававших Не сдали ЕГЭ, % 3,9.
Сравнительный анализ содержания КИМов по обществознанию (спецификации 2009г, 2010г.) Блошко А.А., руководитель РМО учителей истории Свердловского района.
РОССИЯРостовская область Таганрог ТГПИ 2012 (2011) Количество выпускников 11- х классов, сдававших экзамен (408000) (12048) 865 (829) 116.
1.Спецификация КИМ для проведения в 2014 г ЕГЭ по обществознанию 2.Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию 3.Методические рекомендации.
ЕГЭ тренинг. A 1 Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по АЛГЕБРЕ Характеристика структуры экзаменационной.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Рекомендации по выполнению части С1-С4 (обществознание ЕГЭ)
ЕГЭ 2012 год. Структура КИМ: Часть А - 21 заданий Часть А - 21 заданий Часть В – 12 заданий Часть В – 12 заданий Часть С – 6 заданий Часть С – 6 заданий.
Транксрипт:

Автор: Киселева Елена Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ «Лицей города Троицка» г. Троицк 1

Часть 2 содержит восемь заданий из которых пять заданий базового уровня (В1, В2, В3, В5 и В8) и три задания повышенного уровня сложности (В4, В6, В7). Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет для каждого задания части 2 от 3 до 10 минут. Ответы к заданиям второй части работы необходимо сформулировать самостоятельно и записать их в бланк ответов 1 в виде слова (например, право), словосочетания (например, социальный статус), набора букв или цифр (например, 1342) записанных без пробелов, так, как того требует инструкция по записи ответа. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания 2

В1. Выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц В задании проверяется умение анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную схематически. На выполнение задания отводится около 5 минут. Правильное выполнение задания оценивается в 1 балл. 3

Алгоритм выполнения задания В 1 1. определить тематическую принадлежность схемы 2. соотнести основное понятие в схеме и его элементы. 3. записать правильный ответ: Ответ записывается в виде слова или словосочетания, разборчиво, без пробелов и каких-либо символов (точек, запятых и т.д.). 4

ГЛАВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА религия государство …… образование производетство 1. тематическая принадлежность схемы общество 2. основные социальные институты : производетство, государство, семья, образование, религия. 3. правильный ответ: СЕМЬЯ Ответ записывается в виде слова или словосочетания, разборчиво, без пробелов и каких-либо символов (точек, запятых и т.д.). семья 5

В 1. Запишите слово, пропущенное в таблице. Судопроизводетство Ответ: ___________________________. 1. тематическая принадлежность - Право 2. Судопроизво́детство процесс рассмотрения дела в суде.дела суде Судопроизводетство подразделяется на конституционное, гражданское, административное, уголовное. 6 ПРОЦЕССПОДСУДНЫЕ ДЕЛА Уголовный Изобличение преступников, предание их суду, назначение наказания Исковые дела по спорам, возникающим из семейных правоотношений гражданское Гражданское

1. Определить тематическую принадлежность помогают слова: «управление», «регулирование», «политическая социализация» – политика. 2. Записываем правильный ответ: или Обратите внимание на падеж политики политической системы 7

В 2. Соотнесение видовых понятий с родовыми В задании проверяется умение распознавать понятия и их составляющие при соотнесении видовых понятий с родовыми и исключать лишние понятия. На выполнение задания отводится от 3 до 5 минут. Правильное выполнение задания оценивается в 1 балл. 8

Алгоритм выполнения задания В определить тематическую принадлежность приведённого ряда терминов по ключевому слову или словосочетанию задания. 2 - проанализировать предложенный ряд терминов, каждый из них соотнести с ключевым словом и выявить «лишнее». 3 - зафиксировать правильный ответ Ответ записывается в виде слова или словосочетания, разборчиво, без пробелов и каких-либо символов (точек, запятых и т.д.). 9

1 - определяем тематическую принадлежность приведённого ряда терминов по ключевому слову или словосочетанию задания. Ключевые слова нашего задания «конфессиональный признак», то есть принадлежность к религии, позволяют отнести человека к той или иной конфессиональной группе 2 - анализируем предложенный ряд терминов, каждый из них соотносим с ключевым словом и таким образом выявляем «лишнее». По конфессиональному признаку объединены православные, мусульмане, католики, протестанты. Либералы группа, объединённая на идеологической почве и относящаяся к политическим общественным отношениям. Кадеты это либо группа объединенная на основе членства в конституционно - демократической партии, либо курсанты кадетских училищ. Т.о. термины либералы и кадеты и являются «лишними» в ряду. 3 - фиксируем правильный ответ: Ответ записывается без пробелов и каких-либо символов (точек, запятых и т.д.). В 2. Ниже приведён ряд социальных групп. Все они, за исключением двух, образованны по конфессиональному признаку. 1)православные, 2)мусульмане, 3)либералы, 4)католики, 5)протестанты, 6)кадеты. Найдите два термина, «выпадающие из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 36 Ответ: 10

В 2 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух являются характеристикой политического процесса. 1)демократизация; 2)реформирование; 3)бюрократизация; 4)перераспределение полномочий; 5)средства массовой информации; 6) централизация; 7) государство; 8)модернизация. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1. ключевые слова – «политический процесс» - определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве, направленных на завоевание и укрепление политической власти в обществе. 2. Демократизация, реформирование, бюрократизация, перераспределение полномочий, централизация и модернизация являются политическими событиями (действиями) по завоеванию и удержанию политической власти в обществе. Средства массовой информации влияют на политический процесс, но сами по себе не являются характеристикой политического процесса. Государство – политическая форма организации общества. Т.о. «выпадают» из общего ряда: 5)средства массовой информации и 7) государство; 3. Ответ: без пробелов и каких-либо символов (точек, запятых и т.д.)

ВЗ. Классификация путём установления соответствия В задании проверяется умение устанавливать соответствия между существенными чертами, признаками, примерами социальных явлений и обществоведческими понятиями. На выполнение задания отводится до 10 минут. Полное правильное выполнение задания оценивается в 2 балла; Выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа в верной комбинации ответа) 1 балл; Неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) 0 баллов. 12

Алгоритм выполнения задания В определить тематическую принадлежность сведений, представленных в столбцах. 2 - соотнести позиции первого столбца со вторым. 3 - записать правильный ответ без пробелов и каких-либо символов (точек, запятых и т.д.). 13

1 - определяем тематическую принадлежность сведений, представленных в столбцах - «Общественные отношения». 2 - соотносим позиции первого столбца со вторым. Получаем: ситуация А будет относиться к экономической сфере, ситуации Б, В, Г к духовной, ситуация Д к политической. 3 – ответ: В 3. Установите соответствие между социальными ситуациями и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА A) открытие нового торгового центра 1) экономическая Б) новая постановка спектакля «Горе от ума» B) написание философского трактата 2) политическая Г) проведение научного исследования Д) участие в забастовке шахтёров 3) духовная

В 4. Осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка Задания В4, построены на выборе нескольких ответов из предложенного списка. Заранее неизвестно, сколько правильных ответов содержится в задании (два, три, четыре). Важно выбрать все правильные ответы. На выполнение одного задания отводится от 3 до 10 минут. И здесь очень важно действительно не торопиться. Полное правильное выполнение задания оценивается в 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа в верной комбинации ответа) 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) 0 баллов. 15

Алгоритм выполнения задания В вычленить ключевое понятие в вопросе. 2 - сопоставить признаки, характерные черты, примеры с предложенными позициями вариантов ответа. 3 -записать правильный ответ: Ответ записывается в виде последовательности цифр в порядке возрастания (это особенно важно!), разборчиво, без пробелов или других символов (запятые, точки с запятыми, разделительные линии не используются). 16

1 - ключевое понятие в вопросе «экономическое регулирование рынка государством». 2 -вспоминаем, что существуют три направления государственного регулирования рыночной экономики: правовое регулирование, монетарная (кредитно-денежная) политика, фискальная (налоговая) политика. 3. Соотносим предложенные варианты ответа со своими знаниями. Позиция 2 будет иллюстрировать правовое регулирование экономики государством, позиция 4 монетарную политику, позиция 5 - фискальную. 4 –ответ: В 4 Найдите в приведённом списке рычаги экономического регулирования рынка со стороны государства и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. открытие дополнительных бирж труда 2. совершенствование антимонопольного законодательства 3. развитие системы экономического образования в школе 4. предоставление кредитов предпринимателям налоговая политика 5. публикация списка самых богатых людей в государстве

В 4 Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) совместное проживание нескольких поколений 2) принятие решений всеми членами семьи 3) экономическая самостоятельность женщины 4) организация быта как основная экономическая функция 5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей 6)совместная производственная деятельность 1 - ключевое понятие в вопросе «патриархальная семья». 2 -вспоминаем, что существуют три направления государственного регулирования рыночной экономики: правовое регулирование, монетарная (кредитно-денежная) политика, фискальная (налоговая) политика. Соотносим предложенные варианты ответа со своими знаниями. Позиция 2 будет иллюстрировать правовое регулирование экономики государством, позиция 4 Монетарную политику, позиция 5 - фискальную. 3 –ответ:

Задание В 5. Задание на проверку умения различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы. Факт (лат. Factum свершившееся) знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Факт признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения носящие фактический характер нельзя оспорить. 19

В5. Дифференциация в социальной информации фактов и мнений На выполнение задания отводится до 10 минут. Полное правильное выполнение задания оценивается в 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа в верной комбинации ответа) 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) 0 баллов. 20

Факт (от лат. faktum сделанное, свершившееся) это реальное событие или явление, твёрдо установленное знание. Суждение это мнение об определённом событии, явлении или предмете, оценка, объяснение или отношение к факту. 21

Алгоритм выполнения задания В прочитать текст. 2 - последовательно оценить каждое из 4-х предложений, выясняя, где дан факт, а где оценка. Каждое приведённое утверждение соотнести с определениями факта и суждения. Вспомогательный приём «подставить» вводные слова «вероятно», «по-видимому», «возможно», «можно предположить» 3. Записать правильный ответ: Ответ записывается в виде последовательности цифр, разборчиво, без пробелов или каких-либо символов (точек, запятых и т.д.). 22

1 - Читаем текст. 2 – предложения «А» и «Б» содержат только факты. Слова «По оценке многих аналитиков» определяют оценочный характер утверждения «В». В утверждении «Г» нет очевидных вводных слов, но «подставляя» их, например, «по мнению специалистов», делаем вывод, что предложение «Г» содержит оценку. 3 - Ответ: В 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) В связи с аномально жаркой погодой в 19 регионах страны установлен режим чрезвычайной ситуации. (Б) Количество пострадавших регионов растёт. (В) По оценке многих аналитиков, нынешняя летняя жара в европейской части России нанесла сокрушительный удар по сельскому хозяйству. (Г) Такая ситуация может привести к рекордный потерям урожая. Определите, какие предложения текста носят 1. фактический характер 2. характер, оценочных суждений Запишите под буквой, означающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов

В6. Определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту Задание построено на чтении фрагмента текста с пропусками слов (словосочетаний) и опорой на предлагаемый список терминов. Обратите внимание, что список всегда содержит «лишние» слова: предлагаемых слов больше, чем пропусков. 24

В6. Определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту На выполнение задания отводится от 3 до 10 минут. Полное правильное выполнение задания оценивается в 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа в верной комбинации ответа) 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) 0 баллов. 25

Алгоритм выполнения задания В 6 1. бегло просмотреть текст, определить его тематическую принадлежность 2. последовательно подставлять предложенные термины на место пропусков. 3.«Подошедший» термин отметить как использованный. Повторное употребление термина не допускается. В случае возникших сомнений необходимо вернуться к незаполненному пропуску по окончании прочтения всего текста 4. перечитать «получившийся» текст 5. зафиксировать правильный ответ Ответ записывается в виде последовательности цифр, разборчиво, без пробелов или каких-либо символов (точек, запятых и т.д.) 26

В 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Человек живет в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Cписок терминов: 1) знание 2) общество 3) группа 4) позиция 5) отношение 6) норма 7) закономерность 8) поведение 9) экономика В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. Ответ: А Б В Г Д Е

В7. Осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка Тип задания В7 схож с заданием В4 и построен на выборе нескольких ответов из предложенного списка. Важно выбрать все правильные ответы. Только тогда возможно получение максимального балла. На выполнение задания отводится от 3 до 10 минут. Полное правильное выполнение задания оценивается в 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа в верной комбинации ответа) 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) 0 баллов. 28

Алгоритм выполнения задания 1. вычленить ключевое понятие в вопросе 2. дать определение ключевого понятия 3. сопоставить признаки, характерные черты, примеры с предложенными позициями вариантов ответа 4. последовательно записать все верные позиции - зафиксировать правильный ответ 29

В 7. Найдите в приведённом списке примеры дисциплинарных проступков и обведите цифры, под которыми они указаны. 1. распространение сведений, порочащих достоинство гражданина 2. опоздание на работу без уважительных причин 3. проезд на автомобиле с превышением скорости 4. невыплата заработной платы рабочим приход на работу в состоянии алкогольного опьянения 5. невыход на работу без уважительной причины Ответ: 1. ключевое понятие в вопросе «дисциплинарный проступок» 2. понятие дисциплинарного проступка относится к области трудового права и применяется к одному из субъектов трудовых отношений к наёмному работнику 3. соотносим предложенные варианты ответа со своими знаниями. Проступки наёмного работника будут иллюстрировать позиции 2, 5, Фиксируем правильный ответ Ответ записывается в виде последовательности цифр в порядке возрастания (это особенно важно!), разборчиво, без пробелов или других символов (запятые, точки с запятыми, разделительные линии не используются)

B7 В горах Дагестана проживает большая семья. В одном дворе проживают несколько поколений родственников. Старшие члены семьи пользуются заслуженным уважением. В доме существует четкое разделение мужских и женских функций. Когда мужчины обедают за столом, женщины за стол не садятся. Выберите в приведенном ниже списке признаки семьи, описанной в данном примере, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. неполная 2. партнерская 3. многопоколенная 4. традиционная 5. нуклеарная 6. патриархальная Ответ:

В 8 - задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне На выполнение задания отводится от 3 до 5 минут. Правильное выполнение задания оценивается в 1 балл. 32

Алгоритм выполнения задания В определить тематическую принадлежность приведённого ряда терминов 2 – вычленить по ключевое слово или словосочетание задания. 3 - зафиксировать правильный ответ Ответ записывается в виде слова или словосочетания, разборчиво, без пробелов и каких-либо символов (точек, запятых и т.д.). 33

В 8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1)объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4)субъекты деятельности, 5)структура деятельности. Ответ: 1. Тематическая принадлежность приведенного ряда – «деятельность» 2. Анализируем понятия и видим, что 1, 2, 3 и 4 являются элементами деятельности 3.Т.о. ключевым, обобщающим понятием является 5)структура деятельности 4. Фиксируем правильный ответ 5 34

В 8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) либерализм; 2) социал-демократия; 3)национализм; 4)консерватизм; 5) идеология; 6) анархизм. Ответ: 5 35

1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию 2. Половникова А.В. Обществознание: Задания с кратким ответом часть В. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, Демонстрационный вариант ЕГЭ 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. ( / 28) Список используемых источников 36