Система здравоохранения в Израиле Габи Бин Нан Июль, 2011 г
2 Население и демографические показатели (2009) РоссияИзраиль 138,7407,552Общее население (тысяч) 28% 9,8% 4,7% Возрастная структура: ,8%Ежегодный прирост населения
3 Население и демографические показатели (2009) Израиль Россия Ожидаемая продолжительность жизни у мужчин (лет) 79,7 Ожидаемая продолжительность жизни у женщин (лет) 83,5 Живорожденные ) тысяч) 161 Общий коэффициент рождаемости 3,03,0 Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми) 3,93,9
4 РоссияИзраиль 16,07027,250 ВВП на душу населения ($ ППП) ВВП на душу населения ($ ППП) 4,5% Прирост ВВП Прирост ВВП 3,0% Уровень инфляции Уровень инфляции 6,1% Уровень безработицы Уровень безработицы Макроэкономические показатели (2009)
5 Национальные расходы на здравоохранение Израиль Государственные расходы на здравоохранение в % от ВВП – 7,9% Государственные расходы на здравоохранение на душу населения - $2,144 ППП Общие расходы на здравоохранение: 60,4 миллиарда израильских шекелей ) (17 миллиардов $ППП) Источник: Израильское Центральное бюро статистики 2011 * PPP= паритет покупательной способности
6 РоссияИзраиль 7.9% Государственные расходы на здравоохранение в % от ВВП 2,150 Государственные расходы на здравоохранение на душу населения $)ппп ( 41% Частное финансирование Государственные расходы на здравоохранение Израиль
7 Израильская система здравоохранения Финансирование здравоохранения Смешанная система финансирования преимущественно за счет государственных средств в виде налога на зарплату и общих налоговых поступлений. Оказание медицинской помощи Преимущественно государственные некоммерческие организации (в том числе страховые медицинские компании)
8 Государственные расходы на здравоохранение в % от ВВП:
9 Ежегодная динамика государственных расходов на здравоохранение Source: Central Bureau of Statistics (CBS), Statistical Abstract of Israel 2010 No. 61.
10 Предоставление медицинских услуг Государственный сектор - Правительство - 4 больничных фонда (планирование в здравоохранении) - Другие некоммерческие организации Частный сектор - коммерческие организации
11 Национальные расходы на здравоохранение Оказание медицинских услуг – 2009 Суммарные расходы – 60.4 миллиарда НИШ
12 Тенденции в сфере предоставления медицинских услуг Правительство Частный сектор Государст венные расходы Больничные фонды
13 Финансирование системы здравоохранения Государственное финансирование: - государственный бюджет (общее налогообложение) - государственный бюджет (общее налогообложение) - налоги на здравоохранение (обязательное медицинское страхование) - налоги на здравоохранение (обязательное медицинское страхование) Частное финансирование: - добровольное медицинское страхование - добровольное медицинское страхование - частное страхование здоровья (основанное на рисках) - частное страхование здоровья (основанное на рисках) - расходы «из кармана пациентов» - расходы «из кармана пациентов» Общие расходы – 60.4 миллиардов НИШ
14 Национальные расходы на здравоохранение Финансирование – 2009 Общие расходы – 60.4 миллиарда НИШ
(%) Изменение доли источников финансирования системы здравоохранения (%) Государственное финансирование Частное финансирование
16 Финансирование Тенденции в государственном и частном секторах Налоги ДоплатаДобровольное страхование Обязательное медицинское страхование Коммерческое страхование Общие расходы – 60.4 миллиарда НИШ
17 Ресурсы системы здравоохранения
18 Стационарные койки по типу финансирования Психиатрическая помощь Долгосрочная медицинская помощь + реабилитация Экстренная помощь 81846Правительство 9530Больничные фонды 33020Государство 7574Частный сектор 100 Всего (%)
19 Стационарные койки по типу – на 1000 человек Психиатрическая помощь Долгосрочная медицинская помощь + реабилитация Экстренн ая помощь
20 Стационар экстренной помощи Распределение коек в зависимости от типа собственности Коммерческие 4%
21 Работники системы здравоохранения – 2009
22 Работники системы здравоохранения в 2009 году на 1000 человек Израиль Врачи (в возрасте до 65 лет) 3.4 Медицинские сестры (в возрасте до 60 лет) 5.5 Стоматологи 1.1 Фармацевты 0.8 Психологи 1.1 Уровень занятости в медицинской сфере – на 1000 человек 14.8
23 Потребление ресурсов системы здравоохранения Число посещений врача в течение года На одного человека в год – 6.2
24 Потребление ресурсов системы здравоохранения Стационар экстренной помощи 4.0Средняя продолжительность пребывания в стационаре (дней) 96%Занятость коек 170Пропускная способность 1,920Койко-день (на 1000 человек)
25 Кризис в израильской системе здравоохранения в начале 1990-х гг. 5% незастрахованных лиц Огромный дефицит бюджета (15% от общих расходов системы здравоохранения) Неэффективность (длительный лист ожидания) и финансовая нестабильность, Связь с профсоюзами (политическое влияние) Снятие сливок для молодых, богатых и здоровых страхователей
26 Кризис в израильской системе здравоохранения в начале 1990-х гг. Более богатые участники = более богатые планы в системе здравоохранения Средний доход от налогов пользователей на за страхованного (Средний показатель доходов = 1.0) Процент застрахован ных лиц в возрасте 65 лет и более каждом фонде Страховые медицинские компании (больничные фонды ) Клалит (60%) Леумит (10%) Маккаби (20%) Мехедет (10%) Потребовалось радикальное «хирургическое» вмешательство
27 Треугольник Израильской реформы здравоохранения Реконструкция Министерства Здравоохранения Больничный фонд Закон о государственном медицинском страховании (1995)
28 Закон о государственном медицинском страховании (1995) В основе нового закона будут лежать принципы справедливости, равенства и солидарности …
29 Закон о государственном медицинском страховании (1995) - основные положения Всеобщий доступ (обязательный характер) Свобода выбора между четырьмя страховыми медицинскими фондами (больничные фонды). Определенный и универсальный пакет льгот. Сбор взносов (в зависимости от уровня доходов) регулируется законом. Формула распределения ресурсов в зависимости от возраста (с поправкой на риск). Приверженность правительства к финансированию "стоимости» социального пакета = «базовой корзины»
30 Роль закона о государственном медицинском страховании До 5% незастрахованных лиц Отказ в страховании больным или престарелым Гибкий страховой пакет Объем страхового фонда зависит от благосостояния его владельца Страховые взносы взимались страховыми компаниями. После Всеобщее страхование Свободный выбор страховой компании Определенный объем страхового пакета Формула для подушевого расчета, основанная на возрасте и количестве участников Сбор взносов производится государством (более прогрессивная и более эффективная схема)
31 Национальная система медицинского страхования Национальный фонд системы здравоохранения 4 страховые компании Население Поставщики Государственные + частные Подушевой налог Взносы Платежи в зависимости от дохода Медицинские услуги
32 Через 15 лет после вступления в силу закона Отсутствие дефицита Снижение подушевых расходов на здравоохранение Повышение эффективности за счет доступности. Ограничение бюджета Поиск альтернативных источников государственного финансирования - доплаты, добровольное медицинское страхование
33 Рынок медицинского страхования 4 страховые компании – больничные фонды
34 Члены больничных фондов К концу 2009 года порядка 7.5 миллионов человек были застрахованы в одном из 4 больничных фондов: Всего Лица старше 65 лет Клалит – 3, % Маккаби – 1, % Мехедет – 1, % Леумит – % Source: National Insurance Institute, Membership in sick funds 2010.
35 Доля застрахованных лиц(%) Больничный фонд ВСЕГО Meuhedet
36 Объем застрахованного населения по годам
37 Перемещение пациентов между медицинскими страховыми фондами
38
39 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении Мужчины Source: MINISTRY OF HEALTH - Health Information and Computer services, 2010
40 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении Женщины Source: MINISTRY OF HEALTH - Health Information and Computer services, 2010
41 Младенческая смертность (на 1000 живорожденных) Source: MINISTRY OF HEALTH - Health Information and Computer services, 2010
42 Количество коек экстренной медицинской помощи (на 1000 человек) Source: MINISTRY OF HEALTH - Health Information and Computer services, 2010
43 Число посещений врача (на одного человека) Source: MINISTRY OF HEALTH - Health Information and Computer services, 2010
44 Средняя продолжительность пребывания в стационаре – неотложная помощь Source: MINISTRY OF HEALTH - Health Information and Computer services, 2010
45 Средняя занятость койки – стационар неотложной помощи Source: MINISTRY OF HEALTH - Health Information and Computer services, 2010
46 Национальные расходы на здравоохранение в % от ВВП Source: MINISTRY OF HEALTH - Health Information and Computer services, 2010
47 Подушевые расходы на здравоохранение от ППП ($) Source: MINISTRY OF HEALTH - Health Information and Computer services, 2010
48 Частные расходы на здравоохранение в проценте от общих расходов на здравоохранение Source: MINISTRY OF HEALTH - Health Information and Computer services, 2010
49 КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗРАИЛЬСКОЙ В 2011 ГОДУ СНИЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛИ В ФИНАНСИРОВАНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СФЕРЕ ПСИХИАТРИИ РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ПРИОРИТЕЗАЦИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЯЗВИМЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ МОНИТОРИРОВАНИЕ И УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
50 СТОИТ ЛИ РАЗРЕШАТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ БОЛЬНИЦАХ ДЕФИЦИТ КАДРОВ; РАЗДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕЖДУ МЕДСЕСТРАМИ И ВРАЧАМИ ОЖИРЕНИЕ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВО ВРЕМЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗРАИЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2011 ГОДУ
51 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Габи Бин Нан Июль, 2011 г