Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (урок в 10 классе) Автор: учитель русского языка и литературы МКОУ «Вечерняя школа 4 г. Йошкар-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НН и Н в суффиксах отглагольных прилагательных, причастий Морфология и орфография Презентация учителя русского языка Оленич Н.В.
Advertisements

-н- и –нн- в разных частях речи. -н- и –нн- в разных частях речи. Кашапова Карина 9А.
К о н о п л я н ы й д е р е в я н н ы й Лексический диктант к у р и н ы й п е с ч а н ы й к о ж а н ы й м а с л е н ы й к а р т о н н ы й л е к ц и о н.
Школа 45 г. Новосибирск Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий.
Н и НН в различных частях речи 1. Определите часть речи.
Кирилл Овдиюк, учащийся 10 класса «А» ГБОУ 828 ПРАВОПИСАНИЕ Н и НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ.
Правописание судфиксов По системе Шаталова Prezentacii.com.
Если прилагательное на –ованный,- ёванный корчевать – корчёванный исключения: кованый, жёваный Если есть приставки, кроме НЕ: Покрашенный, израненный.
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Интерактивные таблицы Учитель: Машинистова Ирина Алексеевна.
В прилагательных ( именных, отглагольных ), причастиях, существительных, наречиях Правописание Н - НН.
Правописание Н и НН. отЫМЁНные прилагательные -ин- -ан- -ян- -енн- -онн- -нн- голубиный кожаный серебряный станционный соломенный картинный НО ветреный.
Заброше…ая тропинка, петляющая вдоль каме…ой ограды замка, краше…ой белой краской, лома…ой линией выводит нас в сосновую рощу.
НН и Н в отглагольных прилагательных и причастиях Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 28 Кущяк О.Г.
Правописание -н- и –нн- в прилагательных, причастиях, наречиях Учитель русского языка и литературы МКОУ «Гоксувотарская СОШ» Хасаева Э.А.
- Н - и – НН - в суффиксах имен прилагательных и причастий - Н - и – НН - в суффиксах имен прилагательных и причастий Повторение и систематизация материала.
Н.А.Некрасов («Железная дорога») Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар.
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.
ГБОУ НПО ПУ 6 МО г. Коломна Преподаватель : Бузукина Юлия Николаевна Презентация к уроку русского языка по теме: «Имя прилагательное как часть речи. Правописание.
Для уроков русского языка в 7 классе Тест Правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий.
-НН- В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ Выполнили Тэседо Татьяна и Краснова Любовь, учащиеся 9 Б класса.
Транксрипт:

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (урок в 10 классе) Автор: учитель русского языка и литературы МКОУ «Вечерняя школа 4 г. Йошкар- Олы Н.В.Баженова

Цель: повторить правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных; обобщить и систематизировать знания по теме; закрепить навыки правописания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных; воспитать бережное отношение к природе.

Задание: расставить ударение в словах Беленый, гофриркованый, граверкованый, заворожэнный, закупорэнный, избалкованый, новорождэнный, одновремэнный, озлоблэнный, осуждэнный, отбелэнный, пломбиркованый, примеркованый, приручэнный, холеное лицо, холэнный хозяином конь.

Проверь себя! БелЁный, гофрир Ованный, гравер Ованный, заворожЁнный, зак Упорэнный, избал Ованный, новорождЁнный, одновр ЕмЕнный, озл Облэнный, осуждЁнный, отбелЁнный, пломбир Ованный, пример Ованный, приручЁнный, х Оленое лицо, х Олэнный хозяином конь.

Правописание причастий и прилагательных Н НН 3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершэнного вида, без приставок (кроме не-) и зависимых слов: красить крашеный пугать пуганый, непуганый путать путаный звать званый Не меняется их написание в составе сложных слов: гладкокрашеный, свежемороженый, златокованый, малоношеный, домотакный. НО: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, неча янный, свящэнный, нежданный, негаданный, жеманный, медлэнный, долгожданный, недреманный, ока янный и др. 3. В причастиях, образованных от глаголов совершэнного вида, с приставками (кроме не-) и/или с зависимыми словами: выкрашэнный (но: не крашеный), крашэнные (чем?) масляной краской доски; разношэнный (но: неношеный), ношэнный (кем?) братом костюм. НО: названый брат, посажёный отец, смышлёный ребенок, приданое невесты. В бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершэнного вида: В сочетаниях «глаженые-переглажэнные брюки», «латана я- перелетна я шуба», «ношеный-переношэнный костюм», «штопаные – перештопанные носки». во второй части сложных образований, несмотря на приставку, целесообразно писать одно Н, так как слово имеет значение прилагательного. В сложных словах, если втора я часть выражена имэнной основой: Послеобедэнный ( от обед + -энн-) 4. В кратких причастиях: засеянный засеяно 4. В полных причастиях (прилагательных) на – кованый, - ёванный балкованый, рисккованый

Задание: образовать от названных глаголов прилагательные. вязать, ковать, веять, драть, сеять, солить, звать, резать, жевать, гасить, коптить, морозить, стричь, сушить, па ять, кипятить

Проверь себя! вязаный, кованый, веяный, драный, сеяный, соленый, званый, резаный, жеваный, гашеный, копченый, мороженый, стриженый, сушеный, па яный, кипяченый

Задание: записать и графически объяснить написание Н и НН в словах Нетак…а я скатерть – так…а я золотом – сотак…а я – несотак…а я; Выкраше…ый забор – краше…ый – не краше…ый – непрокраше…ый – краше…ый масляной краской- краше…ый – перекрашен…ый; Ране…ый воин – ране…ый в бою – легкоране…ый (медицинский термин) - тяжело ране…ый солдат; Жже…ый сахар – полусожже…а я рукопись – выжжен…а я пустыня

Проверь себя! Нетакна я скатерть - такнна я золотом – сотакнна я - несотакнна я; Выкрашэнный забор – крашеный – не крашеный – непрокрашэнный - крашэнный масляной краской- крашеный - перекрашенный; Раненый воин - ранэнный в бою - легкораненый (медицинский термин) - тяжело ранэнный солдат; Жженый сахар - полусожжэнна я рукопись - выжжэнна я пустыня

Белый медведь Северный Ледовитый океан это бескрайние пустынные просторы, нагромождённые друг на друга ломаные ледяные глыбы, и длинные полярные ночи, и свирепые буранные шквалы, и непрестанные морозы. Однако здесь охотно обитает рождённый северной природой и искусно приспособлэнный к её условиям диковинный зверь белый медведь. Этот крупнейший на планете наземный хищник давно привлекает к себе заинтересованное внимание всякого рода натуралистов: не только ученых-зоологов, но и всевозможных путешествэнников, заброшэнных судьбой в эти окраинные районы. Необыкновэнна я выносливость белых медведей, свойствэнна я им от природы, неразгаданна я тайна для многих поколений истинных исследователей непознанного. В отличие от своих бурых собратьев, белые медведи не приучены к зимней сезонной спячке, не отлёживаются в приготовлэнных заранее благоустроэнных берлогах, мусоля собствэнную лапу. Напротив, они словно намерэнно устремлены навстречу бесчислэнным опасностям и непредвидэнным приключениям, соверша я постоянные кочёвки среди по­лированных льдов, разбросанных по заснежэнной равнине. Взращённые в темноте полярной ночи, они снабжены важным природным качеством безукоризнэнной способностью ориентироваться на местности, в результате чего даже весэнние перемещения льдов не останавливают их передвижений путаными звериными тропами. Однако судьба этого мудрёного зверя на совремэнном этапе далеко не решена: малочислэнна я его популяция напоминает об опасности пол­ного вымирания данного вида, и подлинные учёные, искрэнне преданные своему делу, естествэнно, обеспокоены возникшей проблемой и законно ставят вопрос о чрезвычайных, экстрэнных мерах в отношении белых медведей.

Работа с текстом О чем этот текст? Почему крупнейший на планете хищник привлекает к себе столько внимания? Почему судьба белых медведей до сих пор полностью не решена? Какова идея текста? Определить стиль и тип речи. Какие предложения чаще всего встречаются в тексте? Дайте характеристику первого (1 вариант) и последнего предложения (2 вариант) Выписать из текста в два столбика причастия и отглагольные прилагательные с Н и НН.

Задание: образовать от полных прилагательных и причастий краткие Испечэнна я рыба Засеянное поле Свящэнна я клятва Желанные праздники Медлэнные движения Рассеянные ветром тучи Сосредоточэнные лица Воспитанные мамой

Проверь себя! испечена засеяно свящэнна желанны медлэнны рассеяны сосредоточэнны воспитаны

ЗНАЮ… ЗАПОМНИЛ… СМОГ… 14