Многозначность слов Словам любого языка свойственна многозначность. Словам любого языка свойственна многозначность. Глагол ИДТИ может быть употреблен в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Антонимы 1.великий-ничтожный 2.гордость-скромность 3.фальшивый-поддельный 4.истина-ложь 5.утрата-потеря 6.роскошь-богатство 7.старинный-древний.
Advertisements

Урок русского языка по теме: «Переносное значение слова» (5 класс, программа под ред. М.М.Разумовской)
Лексика Культура речи Домниной Арины и Моисеевой Ксении.
Составила учитель начальных классов: Кулинченко И.Н.
одно лексическое значение два или более лексических значения два или более лексических значения.
У р о к р у с с к о г о я з ы к а в 5 к л а с с е по теме «АНТОНИМЫ» Учительница русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская ООШ» Гарифуллина Дилбар.
Лексика, или словарный состав языка, – это все слова языка. Лексикология - наука, изучающая лексику языка, то есть слова со стороны их значения и употребления.
Лексика Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слов ОмонимыСинонимыАнтонимы.
Антонимы- это слова одной части речи различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
Прямое и переносное значение слова. Продолжите ответы: Все слова русского языка образуют его словарный запас или … Все слова русского языка образуют его.
Лексическое значение слова- это значение того или иного слова.
КАК СДЕЛАТЬ РЕЧЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ? синонимы антонимы слова с переносным значением.
Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.. Синонимы - это (от греч.synonymos – одноименный) слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое.
Страна «Лексика» Прямое и переносное значение слов Омонимы Однозначные и многозначные слова Синонимы Синонимы Антонимы Антонимы.
Урок - зачет по теме «Лексика». 6 класс. Цель урока: Повторить, обобщить знания по Повторить, обобщить знания по разделу « Лексика »
Тест по русскому языку.Тема: антонимы и синонимы
Прямое и переносное значение слова Презентация урока русского языка в 5 классе учителя МБОУ «СОШ 170» Трофимовой Елены Александровны.
Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
Р р по теме «Лексика». 1.Лексика с точки зрения смыслового значения. 2.Однозначные и многозначные слова. 3.Прямое и переносное значение слов. 4.Синонимы,
У р о к р у с с к о г о я з ы к а в 5 к л а с с е по теме «АНТОНИМЫ» Учительница русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская ООШ» Гарифуллина Дилбар.
Транксрипт:

Многозначность слов Словам любого языка свойственна многозначность. Словам любого языка свойственна многозначность. Глагол ИДТИ может быть употреблен в более чем 18 значениях. Глагол ИДТИ может быть употреблен в более чем 18 значениях. Prezentacii.com

Старинные часы ещё идут

Дождь идёт

Поезд идёт быстро

Из трубы идёт дым

Дорога идёт полем

Письма идут долго

Идут экзамены

Гвоздь не идёт в стену

Это платье вам идёт

По полю идёт человек

На костюм идёт 3 метра ткани

Трудно идти против воли большинства. Трудно идти против воли большинства. В своих исследованиях он идёт к открытию. В своих исследованиях он идёт к открытию. Устаревшие модели одежды идут за бесценок. Устаревшие модели одежды идут за бесценок. Из-за дождя картошка идёт в ботву. Из-за дождя картошка идёт в ботву. Этот фильм идёт в к/т. «Луч». Этот фильм идёт в к/т. «Луч». Макулатура идёт в переработку. Макулатура идёт в переработку. Давай меняться? – Идёт! И т.д. Давай меняться? – Идёт! И т.д.

Слова: стол, рука, жить, белый, большой, говорить, делать, расти и другие- имеют по несколько разных значений. Слова: стол, рука, жить, белый, большой, говорить, делать, расти и другие- имеют по несколько разных значений. Одно значение у многозначного слова бывает первичным, а другие значения – вторичными, переносными. Одно значение у многозначного слова бывает первичным, а другие значения – вторичными, переносными. Глухой – в первичном значении характеризует человека, который лишён слуха или плохо слышит (глухой человек). Глухой – в первичном значении характеризует человека, который лишён слуха или плохо слышит (глухой человек). Глухой переулок, глухой забор, глухой голос, употреблено в переносном значении. Глухой переулок, глухой забор, глухой голос, употреблено в переносном значении.

Ручка (инструмент для письма) Ручка (инструмент для письма) Ножка (стола) Ножка (стола) Спинка (кровати) Спинка (кровати)

Чтобы выяснить оттенки словесных значений, нужно обратиться к толковому словарю (Даля, Ушакова, Ожегова). Чтобы выяснить оттенки словесных значений, нужно обратиться к толковому словарю (Даля, Ушакова, Ожегова).

Метафора ГОЛОВКА лука ГОЛОВКА лука

Глазное ЯБЛОКО

ИГОЛКИ сосны

КЛИН журавлей

НОС лодки НОС лодки

ХВОСТ поезда

ШЛЯПКА гвоздя

Перенос названия с одного предмета, действия или свойства на другой на основе сходства называется метафорой (греч. «metaphora» - «перенос»). Метафоры бывают общеязыковые (время бежит, черная зависть).

ЗОЛОТЫЕ руки

Бывают метафоры индивидуальные, созданные обычно писателем или поэтом. Бывают метафоры индивидуальные, созданные обычно писателем или поэтом. Например,метафоры Сергея Есенина: Например,метафоры Сергея Есенина:

Костёр рябины красной

Берёзовый весёлый язык рощи

Ситец неба

или Бориса Пастернака: или Бориса Пастернака: кровавые слезы сентября, кровавые слезы сентября, поросли дождевых капель, поросли дождевых капель, булки фонарей и пышки крыш. булки фонарей и пышки крыш.

Очеловечивание мира Злой ветер, жестокий мороз, равнодушная природа, дыхание весны Злой ветер, жестокий мороз, равнодушная природа, дыхание весны Это случаи антропоморфизма (от греч. «antropos» - «человек» и «morphe» - «форма», «вид», - «образ»). Это случаи антропоморфизма (от греч. «antropos» - «человек» и «morphe» - «форма», «вид», - «образ»).

Холодный взгляд Холодный взгляд каменное сердце каменное сердце железная воля железная воля стальные нервы стальные нервы водоворот событий водоворот событий копна волос копна волос клубок мыслей клубок мыслей половодье чувств и т.п. половодье чувств и т.п.

Поток БЕЖИТ

Вулкан ПРОСНУЛСЯ

Природа ОТДЫХАЕТ

Омонимы Сергей Михайлович Бонди ( ) говорил: Сергей Михайлович Бонди ( ) говорил: «Прежде чем говорить о графине, надо определить, что мы имеем в виду – сосуд или человека ».

Говорить о ГРАФИНЕ

Слова графин и графиня по форме совпадают, но не имеют ничего общего по смыслу - это явление называется омонимией (от греч. «homonymia» - «одноименность»). Слова графин и графиня по форме совпадают, но не имеют ничего общего по смыслу - это явление называется омонимией (от греч. «homonymia» - «одноименность»). Лук 1– огородное растение, лук 2 – оружие для метания стрел; Лук 1– огородное растение, лук 2 – оружие для метания стрел; бор 1 – сосновый лес, бор 2 – стальное сверло в бормашине, бор 3 – химический элемент. бор 1 – сосновый лес, бор 2 – стальное сверло в бормашине, бор 3 – химический элемент. В контексте речи значение омонима, становится понятным: Это совсем простой пример – За простой вагонов взимается штраф. В контексте речи значение омонима, становится понятным: Это совсем простой пример – За простой вагонов взимается штраф.

СИНОНИМЫ СИНОНИМЫ

Слова сближаются по смыслу: Слова сближаются по смыслу: 1) Вьюга, метель, пурга, буран; 1) Вьюга, метель, пурга, буран; 2) Холод, стужа; 2) Холод, стужа; 3) Тепло, жара, зной. 3) Тепло, жара, зной. И противопоставляются: И противопоставляются: 1) Лето-зима; 1) Лето-зима; 2) Холод-жара; 2) Холод-жара; 3) Стужа-зной. 3) Стужа-зной.

Синонимы (от греч. «synonymos» - «соименный») – это слова, принадлежащие к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки. Синонимы (от греч. «synonymos» - «соименный») – это слова, принадлежащие к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки. Например: миг-момент, бранить- ругать, огромный-громадный. Например: миг-момент, бранить- ругать, огромный-громадный.

Слова, одинаковые по смыслу, называются полными синонимами. Слова, одинаковые по смыслу, называются полными синонимами. Бросать-кидать, глядеть-смотреть, прекращать-переставать, забастовка-стачка, подлинник- оригинал, везде-всюду. Бросать-кидать, глядеть-смотреть, прекращать-переставать, забастовка-стачка, подлинник- оригинал, везде-всюду.

Слова, близкие, но не одинаковые по смыслу, называются неполными синонимами. Слова, близкие, но не одинаковые по смыслу, называются неполными синонимами. Неполные синонимы часто различаются и по стилистической окраске. Например, очи – слово возвышенное по своей стилистической окраске, глаза – нейтральное, гляделки – слово, принадлежащее к стилистически сниженной лексике. Неполные синонимы часто различаются и по стилистической окраске. Например, очи – слово возвышенное по своей стилистической окраске, глаза – нейтральное, гляделки – слово, принадлежащее к стилистически сниженной лексике.

Конверсивы Я купил Я купил = одинаковая ситуация = одинаковая ситуация Он продал Он продал конверсивы (от лат. «conversio» - «превращение»), называют одну и ту же ситуацию, но с разных точек зрения. конверсивы (от лат. «conversio» - «превращение»), называют одну и ту же ситуацию, но с разных точек зрения.

ОДНОКОРЕННЫЕ конверсивы Проекты рассматриваются комиссией = Комиссия рассматривает проекты. Проекты рассматриваются комиссией = Комиссия рассматривает проекты. Этот врач лечил его = Он лечился у этого врача. Этот врач лечил его = Он лечился у этого врача.

Разнокоренные конверсивы Занимать – одалживать; Занимать – одалживать; опираться – поддерживать; опираться – поддерживать; пугаться – бояться пугаться – бояться и др. и др.

Антонимы Полюбил богатый – бедную, Полюбил богатый – бедную, Полюбил ученый – глупую, Полюбил ученый – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную, Полюбил хороший – вредную, Золотой – полушку медную. Золотой – полушку медную. (Марина Цветаева) (Марина Цветаева)

Антонимы (от греч. «anti» - «против» и «onyma» - «имя») – это слова, принадлежащие к одной и той же части речи и имеющие противоположные значения. Например, горячий-холодный, горе-радость, враг- друг, мало-много, всегда-никогда. Антонимы (от греч. «anti» - «против» и «onyma» - «имя») – это слова, принадлежащие к одной и той же части речи и имеющие противоположные значения. Например, горячий-холодный, горе-радость, враг- друг, мало-много, всегда-никогда. У слов, которые обозначают конкретные предметы, нет антонимов: шкаф, бумага, варенье и т.д. У слов, которые обозначают конкретные предметы, нет антонимов: шкаф, бумага, варенье и т.д.

зима лето зима лето

ХОЛОД ЖАРА ХОЛОД ЖАРА

НОЧЬ ДЕНЬ НОЧЬ ДЕНЬ

Подобно неполным синонимам, существуют и неполные антонимы. Подобно неполным синонимам, существуют и неполные антонимы. На противопоставлении антонимов построены многие русские поговорки (Сытый голодного не разумеет), названия художественных произведений («Толстый и тонкий» А.П.Чехов; «Война и мир» Л.Н.Толстой; «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский). На противопоставлении антонимов построены многие русские поговорки (Сытый голодного не разумеет), названия художественных произведений («Толстый и тонкий» А.П.Чехов; «Война и мир» Л.Н.Толстой; «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский).

заключение Слово приобретает многозначность в процессе исторического развития языка, отражающего изменения в обществе и природе. Слово приобретает многозначность в процессе исторического развития языка, отражающего изменения в обществе и природе. Наше мышление обогащается новыми понятиями. Объём словаря любого языка ограничен. Поэтому развитие лексики происходит не только благодаря образованию новых слов, но и в результате увеличения числа значений у ранее известных, отмирания одних значений и появления новых. Наше мышление обогащается новыми понятиями. Объём словаря любого языка ограничен. Поэтому развитие лексики происходит не только благодаря образованию новых слов, но и в результате увеличения числа значений у ранее известных, отмирания одних значений и появления новых. Богатый словарный запас позволяет широко использовать многозначность языка, придавать речи выразительность, образность, эмоциональность. Богатый словарный запас позволяет широко использовать многозначность языка, придавать речи выразительность, образность, эмоциональность.

Г. Красноярск МБОУ СОШ 129 учитель русского языка и литературы Сафоклова Ирина Владимировна