Язык художественного произведения -совокупность и система языковых средств, используемых в данном художественном произведении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наблюдение за средствами художественной выразительности языка в «Песне про… купца Калашникова» Автор: Каменева Анна 7 класс «Б»
Advertisements

Выполнили работу: Абайдулина Фарида и Рахметова Анастасия. Руководитель: Абдульменова Нина Викторовна.
Живые свидетели прошлого Автор: Тареев И. 6 класс.
Русский язык настолько богат глаголами и существительными, настолько разнообразен формами, выражающими внутренний жест, движение, оттенки чувств и мыслей,
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
ТЕМА УРОКА: «Сплетём венок доброты». Цель: 1. Повторить изученный материал по теме «Лексика», подготовка к ГИА. Цель: 1. Повторить изученный материал.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Национальный русский язык. Роль языка в обществе. Язык и речь. Формы языка.
Проект «Борьба за чистоту русского языка» Выполнила: Юркова Анна, 9 «А» Руководитель проекта: Бочкарёва Л.Г.
О русском языке Хочешь узнать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа? Какова роль языка в жизни общества? Какова роль языка в жизни общества? В.
ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ Выполнила: ученица 6 «Б» класса Каткова Марина.
Художественный стиль. находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно- познавательную и идейно-эстетическую функцию.находит.
Уроки развития речи в 7 классе Описание внешности человека Цели: найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать.
Статья по литературе (10 класс) на тему: Речь персонажа, как средство его характеристики в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
О художественной литературе и чтении 5 класс вводный урок.
Подготовка к созданию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
ИСКУССТВО произведение представитель вида искусства вид искусства чему учит что воспиты- вает чему учит что воспиты- вает.
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
Писатели и деятели культуры о русском языке Авторы: Рычажков Виталий, Никифоров Руслан 9 класс МОУ «Стрелецкая ООШ» Язык – это орудие мышления… Обращаться.
Транксрипт:

Язык художественного произведения -совокупность и система языковых средств, используемых в данном художественном произведении.

Алексей Николаевич Толстой А. Н. Толстой боролся за чистоту русского языка. Постоянно разоблачал писатель нигилистическое отношение к русскому языку псевдоноваторов, писателей, засорявших его выдуманными словами, по выражению А. М. Горького, «словесной шелухой». «Русский язык,- писал Толстой,- настолько богат глаголами и существительными, настолько разнообразен формами, выражающими внутренний жест, движение, оттенки чувств и мыслей, краски, запахи, материал вещей и пр., что нужно при построении научной языковой культуры разобраться в этом гениальном наследстве «мужицкой силы»...

Книжный язык Петровского времени - язык специальных документов, царских грамот, указов, некоторых сочинений - «господский язык», как его называл А. Н. Толстой. Существовало большое различие, между простой, разговорной речью прошлых веков, и языком книжным, который стремился «уйти как можно дальше от подлого, народного»

Поэтому, создавая свой исторический роман, Толстой опирался на живую, народную разговорную речь Петровского времени, которая значительно ближе к нашему современному литературному языку, чем архаическая лексика официально-деловых документов той эпохи.. К торжественному стилю А. Н, Толстой прибегал, только цитируя письменные документы эпохи, указы Петра, И они еще резче подчеркивают тот разрыв, который существовал между бытовой разговорной речью и книжным, «господским» языком в Петровское время.

В своём произведении Толстой использует просторечия, которые помогли отразить живую картину романа, показать простую, повседневную жизнь. «А с мужика больше одной шкуры не сдерешь», «Не о чести думать, а как живу быть». «Жрать нечего стало», «Александр у церкви трясся по пояс голый на морозе, помногу выжаливал денег», «Жрал лапшу с курой», «Иные от облегчения пускали злого духу в шубу», «Алексашку голого, во всем безобразии, сажали на бочку», «Мать творила тесто...»,

В романе присутствуют очень яркие эпитеты. Толстой, который с осторожностью относился к ним, употреблял лишь в том, случае, если эпитет казался ему сильным: «Эпитет - это ужасная, это вульгарная вещь,- писал А. Толстой.- Эпитет надо употреблять с большим страхом, только тогда, когда он нужен, когда без него нельзя обойтись, когда он дает какую-то интенсивность слову...».

«Почему, почему неистовой печалью разрывалось его сердце», «...невдалеке по багровому снегу»; «Петр следил за ним дышащими зрачками», «В этом смертном упорстве Петр чувствовал всю силу злобы против него»; «выпил лишнюю чарку, чтобы оглушить растерзанные мысли»; «Началась редкостная охота - короля за королем» « В жарко натопленной палате»

А. Н. Толстой в описании языка Петра и его выражениях умело использует все ценное и выразительное из языкового в стилистического наследия прошлых веков. Архаические слова служат для более яркого воспроизведения колорита эпохи и образа Петра.

Речь Петра афористична и глубока, сразу заметно, что это речь крупного государственного деятеля. Например, «Понеже фортуна скрозь нас бежит... блажен, кто хватает ее волосы», «от битья железо крепнет, а человек мужает», «промедление - смерти подобно».

Архаизмы - слова, устаревшие и вышедшие из активного употребления. В историко-бытовых сценах А. Толстой свободно вводит в лексику Петра старинные слога, относящиеся к одежде, быту людей: «рынды» ( воины придворной охраны) «У двух дверей стояли по двое белые рынды с топориками на плечах, неслышно переминаясь» «ферязь», (верхняя длинная одежда) «…в новопошитых ферязях, в терликах, в турских кафтанах, - весь уезд съезжался на Лубянскую площадь, на смотр…» «ясельничний», (В XV - XVII веках помощник конюшего). Встречаются и следующие архаизмы: «подволока», «тысяцкий» «свечник», «летник», «шаринка» (ткань),

А. Толстой в целях создания исторического фона употребляет в речи Петра совершенно устаревшую лексику, такую, например, как «епанча», (широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном) «опашень», (старинная мужская и женская верхняя летняя одежда) «дыба», (орудие пытки) «пищаль», (огнестрельного оружие)

В романе «Петр Первый» есть лексическая группа, имевшая совершенно другое значение в Петровскую эпоху, чем она имеет сейчас: «воровство» обман, предательство, «поминки» подарки, «розыск» - следствие, «прелесть» - соблазн, «гости» - купцы. Автор романа использовал немало и варваризмов, то есть заимствованных слов с немецкого, голландского, французского и польского языков: «политес», «рафине», «фортуна», «аустерия», «прожекты», «мушкеты», «конфузия» и др..

Но самое важное в романе «Петр Первый» то, как Толстой объясняет непонятные слова - архаизмы и варваризмы. Они объяснены в самом тексте, что делает восприятие произведения проще. «Никита Зотов, стоя перед ней истово... в темной из тонкого сукна ферязи, воротник сзади торчал выше головы»; «за женихом шел ясельничий, Никита Зотов, кому было поручено охранять свадьбу от порчи, колдовства и держать чин»; «...стояли поставцы, или шкафы огромные» и т. д.

Используя в романе историзмы наряду с варваризмами, автор отражает положение Российской Империи в эпоху Петра, когда при существовавших архаичных форм жизни, внедрялись нововведения, европеизация, характерная для политики Петра.

В. Шишков в своей статье об А. Н. Толстом отметил, что он, как вкусивший от библейского «дерева познания добра и зла», испытал разную жизнь, дурную и хорошую, побывал во многих зарубежных странах, знал разную культуру, разную цивилизацию, но нигде ничего не нашел выше русской культуры и русской широкой, способной на подвиг души человека. Язык романа «Петр Первый» В. Шишков ценил как самое высокое достижение нашей литературы. «Язык Петра Первого - это живая сказочная вода: спрыснешь - и все ожило. Такой живой воды у А. Толстого волшебные родники. «Петр» написан чисто национальным, чисто народным языком»