Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. М. Лермонтов «Фразеологизмы урок русского языка в 6 классе Разработала:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ученики 7 Б класса Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. М. Лермонтов Фразеологизмы Ученики 7 Б класса.
Advertisements

Работа создана на курсах повышения квалификации по программе «Информационно-коммуникационные технологии в школе» в рамках проекта ИСО Тема: «Фразеологизмы»
Высшая квалификационная категория уч.г. - победитель городского конкурса информационно-методических материалов педагогов в области использования.
Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов Многие из них близки по лексическому значению одному слову В предложении являются одним членом предложения.
Урок по теме «Фразеологизмы» 5 класс Учитель русского языка и литературы Верейская Светлана Николаевна.
Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Учёные поняли, что фразеологизмы создают.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, скрепя сердце, обвести вокруг пальца. Наука, которая изучает фразеологизмы, называется.
Тема: «Чтоб не осталось в стороне никого» Цель: повторить материал, обобщить знания по теме «Лексика и фразеология»
Фразеологизмы – языковые самородки Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ 15» п.Светлый РС(Я) Зауэр Мария Александровна.
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Фразеологизмы в загадках и ответах.
…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Учебный проект по теме «Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится». Проектная деятельность на уроках русского языка.
Фразеологизмы Раздел «Лексика и фразеология» 6 класс МОУ Морткинская средняя школа г. Русский язык.
Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов. Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания.
Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка МОУ ООШ 18 Белоногова Т.Ю.
Работу выполнила Кузьменко Е.А. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 17 с.Сунжа.
«Фразеологизмы» «Фразеологизмы» 20 марта марта 2012 ГБОУсредняяобщеобразовательная школа 47 имени Д.С. Лихачева Учитель русского языка и литературы.
В чем Смысл? Авторы Дундукова Т.В., Бойкова К.А..
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Транксрипт:

Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. М. Лермонтов «Фразеологизмы урок русского языка в 6 классе Разработала: Трипольская Е. В. учитель русского языка и литературы Ивановская СОШ 2 Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. М. Лермонтов «Фразеологизмы урок русского языка в 6 классе Разработала: Трипольская Е. В. учитель русского языка и литературы Ивановская СОШ

Задание 1 Отгадайте, что проиллюстрировал художник? рта не закрывать Сесть в калошу. Мчаться во весь опор. Курица лапой Крокодиловы слезы.Кот наплакал.

Отдать сердце Темная лошадка Собаке пятая нога Водой не разлить.

Как с гуся вода. Во все глаза Плакаться в жилетку А ларчик просто открывался

Фразеология =фразис (греч) выражение + логос (греч) учение – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемые для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. В предложении является одним членом предложения.

Словосочетания Свободные Ребенку намылили голову, но мыло попало в глаза. (намылить голову, т.е. натереть мылом, возможна замена слов на другие) Несвободные За двойку по литературе папа мне намылил голову. (намылить голову, т.е отругать, замена слов невозможна, является одним членом предложения

Фразеологический оборот = фразеологизм = идиома. Крылатые выражения = афоризмы. Пословицы и поговорки. Для более точного, образного и красочного выражения мыслей. Зачем применяются в речи?

Задание 2 Подберите фразеологизм к его прямому значению, попробуй определить с помощью какого художественного приема или тропа образован фразеологизм. Образец: Безрезультатно что – то делать – биться как рыба об лед (сравнение) 1. Маленький – 2. Исчез мгновенно - 3. Неаккуратно, грязно писать – 4. Притворно плакать – 5. Скрывать истину- с гулькин нос, от горшка два вершка, (литода, ирон) концы в воду, (метафора, прост) как курица лапой (сравнение, прост ) крокодиловы слезы (эпитет, ирон) след простыл (метаф), в мгновение ока, (гиперб. книж)

Задание 3 Подберите к данным фразеологизмам синонимы 1. Вагон и маленькая тележка – 2. Во все лопатки – 3. Снять стружку – 4. Переливать из пустого в порожнее – куры не клюют, пруд пруди, хоть отбавляй, невесть сколько, непочатый край. на всех порах, во всю прыть, во весь дух, во весь опор, сломя голову. дать нагоняй, нагреть шею, разделать под орех, надавать по шее точить лясы, чесать язык, толочь воду в ступе

Задание 4 Подберите к данным фразеологизмам антонимы. 1. Жить душа в душу – 2. Пруд пруди – 3. За тридевять земель – 4. Засучив рукава – как кошка с собакой. с гулькин нос, раз – два и обчелся. рукой подать. спустя рукава.

Задание 5 Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака: 1. Приводить в ярость 2. Действовать на нервы. 3. Выводить из равновесия 4. Доводить до белого каления. 1. Действовать на нервы 2. Выводить из равновесия 3. Приводить в ярость. 4. Доводить до белого каления.

Задание 6 Прочитайте предложения. Выпишите из них фразеологизмы. Определите их значение. 1. Лиров стоял у косяка дверей, на занимательную картину… 2. Лиров и не решался даже поднять шляпу, которую в испуге выронил. 3. Есть род людей, известных под именем: 4. Я посмотрел на неё, и у меня 5. Сначала все шло и наш француз вошел в город глядел во все глаза встал как вкопанный люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. отлегло от сердца. как по маслу, с поднятой головой.

Темы самостоятельных исследований. 1. Значение, происхождение и употребление фразеологизмов. 2. Образование новых фразеологизмов в современном языке. 3. Синонимия фразеологизмов. 4. Иллюстрирование фразеологизмов. 5. Зоологические фразеологизмы. Творческое задание. Написать сочинение, иллюстрирующее фразеологизм.

Красноречие есть искусство покорять умы. Платон. Красноречие есть искусство сказать хорошо то, что только следует. Сердце и богатое воображение – вот источник красноречия. Э.Генар. Хорошо говорить – значит просто хорошо думать вслух. Э.Ренан Слова – столь невинные и беспомощные в словаре, становятся мощным орудием добра и зла в руках человека, который умеет их сочетать. Н. Готорн. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. А. Сент - Экзюпери

Этапы работы Знакомство с проектом. Выбор тем для проектов. Распределение учащихся по группам. 2 урока Работа в группах над выбранной темой. Сбор материала. Объяснение учащимся критериев оценивания их деятельности 2 недели Подготовка материала для демонстрации. Учитель выясняет соответствие проектов требованиям. Обсуждение результатов. 2 недели Защита проектов. Обсуждение результатов. 2 урока.

Проверь себя Тест 1 Тест 2 Тест 3 Кроссворд Карточки

Ресурсы Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т. \Сост Федорова А. И.- Новосибирск: ВО «Наука», 1995 Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. \ Сост Елисеев И. А, Полякова Л.Г. – Ростов на Дону: Феникс, 2002 Русский язык в школе. Методическая газета для учителей – словесников ,19, , 18. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5 – 6 классы\ Авт – сост. Н. О. Крамаренко.- Волгоград: Учитель, Лингвистические детективы. Шанский Н. М. –М.: Дрофа