Обобщающее повторение. Консультация к ЕГЭ. Автор презентации: учитель высшей категории Васильева Марианна Анатольевна ГБОУ школа 560 Выборгского района.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 10 класс. 1. Определите, простое предложение или сложное: а) простое; б) сложное 1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сде­лать.
Advertisements

Урок 16 Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
К АК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР !. Как прекрасен этот мир! Кругом чисто, красиво. Колокольчики звенят. Птицы поют. Белки прыгают. Люди ухаживают за миром. Деревья.
Сложноподчинённые предложения Урок русского языка учитель Гущина М.В
Синтаксис и пунктуация. 5 класс Тестирование по теме «Синтаксис» при подготовке к ЕГЭ в 5 классе. Матюшина Галина Ивановна.
Чиста небесная лазурь… Стихи русских поэтов о природе.
Стихи под мелодию листвы. Шумит чувашский лес, И сердце вдохновляет. А с голубых небес Луч солнца освещает. Цвети, родимый край, Родное все здесь рядом.
Полные и краткие имена прилагательные 5 класс
© Работу выполнил обучающийся 8 а класса МБВСОУ Открытой сменной общеобразовательной школы г. Инты Республики Коми Бобрецов Дмитрий.
1. Укажите предложения, в которых выделенные слова – частицы. а) Бабушка говорила убедительно и просто. б) Я просто ослеп от весеннего солнца. в) В лесу.
Урок-повторение по теме «Односоставные предложения» Цель: развить навык самостоятельной работы, повторить и отшлифовать знания, приобретенные по теме «Односоставные.
Односоставные предложения (обобщающее повторение).
Учитель начальных классов МОУ СОШ 29 г.Комсомольска-на-Амуре Иванова Т.М.
Проверочный тест для учащихся 9 классов по теме «Виды придаточных предложений»
Тест по русскому языку (8 класс) по теме: Грамматическая основа предложения
Словосочетание. Сочетание подлежащего и сказуемого Ряд однородных членов предложения Сочетание служебного слова со знаменательным Составные (сложные)
Вот и осень к нам пришла… Русские поэты о природе.
Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России».
Серп луны в просветы тучи С грустью тихою глядит, Под ветвями ив плакучих Тускло воду золотит. Осыпаются астры в садах, Стройный клён под окошком желтеет,
О СНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ( СПП). Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы СОШ 1 г. Мончегорска Нуруллина Лилия.
Транксрипт:

Обобщающее повторение. Консультация к ЕГЭ. Автор презентации: учитель высшей категории Васильева Марианна Анатольевна ГБОУ школа 560 Выборгского района Санкт- Петербурга

1. Укажите вид связи в словосочетаниях: а) согласование б) управление в) примыкание 1)туманным утром 2)тормозить движение 3)написать письмо 4)очень милый 5)сказал волнуясь 6)в новом доме 7)лающий щенок 8)нарушение правил 9)гуляли в лесу 10)надо пригласить

2. Определите, простое предложение или сложное: а) простое б) сложное 1)Брат отказался от моей помощи и хотел всё сделать сам. 2)Тебе не спится, и мне не уснуть. 3)Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой. 4)Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт. 5)Из дома регулярно приходили письма, и нам было спокойно. 6)Жилище моё обросло случайными, но интересными вещами. 7)В воздухе чувствуется запах весны, и в школах готовятся к экзаменам. 8)Он выдержал экзамен и был принят в институт. 9)Здесь, как гласит предание, был густой лес. 10)Ночь подобралась незаметно, окутавши землю тёмной вуалью.

3. Укажите, чем выражено подлежащее: а) существительным б) местоимением в) числительным г) глаголом д) причастием е) междометием ж) словосочетанием 1)Мы с Аликом принялись за работу. 2)Подойти к зверю было страшно. 3)Пять не делится на два.

4. Определите вид сказуемого: а) простое глагольное б) составное глагольное в) составное именное 1)Я буду долго гнать велосипед. 2)Швецовы пришли в себя от неожиданности. 3)Всем хотелось принять участие в вечере. 4)Мы должны были пересечь равнину. 5)Сейте разумное, доброе, вечное. 6)Осень пришла дождливая и холодная. 7)В вагоне оказалось пусто и темно. 8)Рад учиться языку. 9)Он был мастером на все руки. 10) Пять плюс пять будет десять.

5. Укажите, чем выражено сказуемое: а) существительным б) прилагательным в) глаголом г) глаголом + существительным д) глаголом + прилагательным е) глаголом + глаголом ж) прилагательным + глаголом 1)Сегодня месяц как светлый серп. 2)Пять подбитых танков являются результатом боя. 3)Пойду погуляю в сад. 4)Он горел желанием поскорее уехать. 5)Ветер был встречный. 6)Девушка бродит такая унылая. 7)Жизнь прекрасна и удивительна. 8)Я слышу весёлую речь. 9)К полночи зарево погасло. 10) Я всегда готов вам помочь.

6. Определите, в каких предложениях нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым: 1)Книга источник знаний. 2)Пруд как блестящая сталь. 3)Бедность не порок. 4)Ртуть тоже металл. 5)Сады сажать жизнь украшать. 6)Дважды два четыре. 7)Путешествие это та же книга. 8)Мой рабочий день десять часов в сутки. 9)Чтение вот лучшее учение. 10)Март только начало весны.

7. Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова : а) подлежащим; б) сказуемым; в) дополнением; г) определением; д) обстоятельством; е) не является членом предложения 1)Льёт в окошко зимний месяц золотистый СВЕТ. 2)Сменила МУДРОСТЬ молодости пыл. 3)Я НАЧАЛ РАЗЫСКИВАТЬ потерянную клюшку. 4)Каждый ЗВУК случайный я ловлю пытливо. 5)Желание НАКАЗАТЬ обидчика было очень сильно. 6)Сначала читал, ЗАТЕМ решал. 7)Мы шли В ТЕЧЕНИЕ всего дня. 8)Врач запретил мне ЧИТАТЬ лёжа. 9)На столе стояла шкатулка ИЗ СЕРЕБРА. 10)Я не видел реки ВЕЛИКОЛЕПНЕЕ Енисея.

8. Укажите односоставные предложения: 1)Открой нам, отчизна, просторы свои. 2)Шесть лет войны запомнил шар земной. 3)Каких только звуков не услышишь в песне скворца! 4)Героя в бой водила песня. 5)Жить и верить – это замечательно. 6)Танк, почерневший в объятьях пожара. 7)Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом. 8)Лёгкие облака на рассвете. 9)Пахнет вербой и смолою. 10)Травою запахло душистою.

9. Укажите вид односоставного предложения: а) определённо-личное б) неопределённо-личное в) обобщённо-личное г) безличное д) назывное 1)Люблю грозу в начале мая. 2)Нас угостили ужином. 3)Начало смеркаться. 4)Приятная прохлада. 5)Повеяло тёплым ветром. 6)Уж не увидимся больше. 7)Минут через пять Мишку впустили. 8)Цыплят по осени считают. 9)Помнишь рощу за рекою? 10)Не стоит спешить с ответом.

10. Укажите неполные предложения: 1)В простоте слова – самая великая мудрость. 2)Литературу люблю до самозабвения. 3)Перед нами небывалые пути. 4)Перед боем на рассвете тишина. 5)Истоптанные танками снега. 6)Над землёй рассвета позолота. 7)В песнях молодость наша. 8)Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы. 9)Только вместе мы выдюжим тяжесть годов. 10)Даже в пустяках надо быть правдивым.

11. Определите, в каких предложениях нужна запятая между согласованными определениями (знаки не расставлены): 1)В углу стояло пузатое ореховое бюро. 2)Тонкая ледяная корка покрывала палубу. 3)Он увидел стены дубовые рубленые. 4)Она смотрела на нас своим бархатным чёрным взглядом. 5)Тайга стояла в могучем зелёном летнем уборе. 6)Хороша развесистая белоствольная весёлая берёза. 7)Мы выезжаем на великолепную сияющую под солнцем поляну. 8)Над нами шумели красивые стройные кедры. 9)Красные голубые жёлтые поднимаются к небу скалистые вершины. 10)На нём была новенькая синяя сатиновая рубашка.

12. Укажите, в каких предложениях нужна запятая перед союзом ДА (ДА И): 1)Щи да каша – пища наша. 2)Снайпер бьёт редко да попадает метко. 3)Много прочёл да мало учёл. 4)В сумке дорожной хлеб да стихи. 5)Гаврила хотел что-то возразить да сжал губы. 6)В поле камни, пни да мох седой. 7)К полуночи небо будто бы стемнеет да вокруг опять засветлеет, точно ребёнок нахмурился. 8)Наш воевода в родню был толст да не в родню был прост. 9)Собака, Лев да Волк с Лисой в соседстве как-то жили. 10)Лес засорен перестоем да валежником.

13. Укажите, в каких предложениях выделенные слова являются вводными (знаки не расставлены): 1)Погода была ветреная ветер ОДНАКО не совсем был попутный. 2)Вы отгадаете КОНЕЧНО кто этот гость нежданный был? 3)Кроме них РАЗУМЕЕТСЯ был и Пётр. 4)ОДНАКО Ж пора было вернуться к деревне. 5)Одни только звёзды КАК БУДТО обрадовались первому морозу. 6)Ему тогда было ПО ВСЕЙ ВЕРОЯТНОСТИ лет пятнадцать. 7)По утренним холодам ЧУВСТВУЕТСЯ приближение осени. 8)Мы прибавили шагу и через полчаса ДЕЙСТВИТЕЛЬНО подошли к водопаду. 9)Многие газы НАПРИМЕР водород легче воздуха. 10)Можно НАКОНЕЦ использовать площадку для игр.

14. Укажите, в каких предложениях нужно обособлять выделенные определения (знаки препинания не расставлены): 1)Дождь размыл тропинку КРУТО ПОДНИМАЮЩУЮСЯ НА КУРГАН. 2)Дон ВЗЛОХМАЧЕННЫЙ ВЕТРОМ кидал на берега гребнистые частые волны. 3)Резкие голоса УВЛЕЧЁННЫХ СПОРОМ людей нарушали тишину ночи. 4)Дорога вся ИЗРЫТАЯ ГЛУБОКИМИ КОЛЕЯМИ шла тёмные лесом. 5)Облака ДЫМЧАТЫЕ, ЛЁГКИЕ неслись высоко в ярком небе. 6)РЕШИТЕЛЬНАЯ, БЛЕДНАЯ она ходила, громко разговаривала, распоряжалась. 7)ВОЗМУЩЁННЫЙ ДО ГЛУБИНЫ ДУШИ Фома стиснул зубы. 8)Андрей В ШЛЯПЕ, В КОРОТКОМ ПАЛЬТО смотрел неодобрительно. 9)НЕ ОСТЫВШИЕ ПОСЛЕ ДУШНОЙ НОЧИ камни улиц отдавали своё тепло. 10)Девушка же не замечала ОБРАЩЁННЫХ НА НЕЁ взглядов.

15. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в предложениях с вводными словами: а) запятую перед И б) запятую после И в) запятые перед и после И г) знаки расставлены верно 1)Они ехали по переулкам и видимо, дорога была хорошо известна водителю. 2)Он был погружён в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу. 3)Брат привёз с собой много литературы, в том числе и по маркетингу. 4)Солнце и кажется, само небо прятались за скалы. 5)Он любил жизнь и видимо, жизнь его любила. 6)У Серёжи оказались акварельные краски и конечно, он захотел написать её портрет. 7)Около огней дрожало и как будто замирало круглое красноватое отражение. 8)И справа, и слева и вероятно, также над домом сверкала молния. 9)Я сел за стол и пожалуй, в первый раз за долгое время почувствовал усталость. 10)Все пути загружены вагонами и кажется, для нового поезда не найдётся места.

16. Определите, где на месте пропусков в предложении не нужна запятая. 1)Удивительно приятно бывает в сырую погоду (а) выпить кружку-две горячего чая (б) и (в) забравшись на ночь в тёплую постель (г) заснуть (д) забыв дневную суету. 2)То убыстряя (а) то замедляя ход (б) но (в) не меняя направления (г) лодка шла недалеко от берега. 3)Море (а) огромное (б) лениво вздыхающее (в) у берега (г) уснуло (д) и неподвижно в дали (е) облитой голубым сияньем луны. 4)Рагим лежит грудью на песке (а) и вдумчиво смотрит в мутную даль (б) опершись локтями (в) и положив голову на ладони. 5)Однако (а) по отрывистым и часто противоречивым рассказам людей (б) всё- таки можно было составить общую картину (в) постигшей их катастрофы. 6)Но (а) здравый смысл (б) твёрдость и свобода (в) горячее участие в чужих бедах и радостях – словом (г) все её достоинства (д) точно родились с ней. 7)Отец его (а) боевой генерал (б) 1812 года (в) полуграмотный (г) грубый (д) но не злой русский человек (е) всю жизнь свою тянул лямку (ж) командовал сперва бригадой (з) потом дивизией (и) и постоянно жил в провинции. 8)Яркий (а) майский день (б) заиграл всеми своими (в) голубыми (г) зелёными и сиреневыми красками. 9)А из тайги (а) разомлевшей от тёплых (б) южных ветров (в) от первых весенних дождей (г) несёт запахом отогретой коры (д) и ещё (е) чем-то ласковым и дразнящим. 10)И самые сосенки (а) то иссиня-чёрные (б) то золотисто-багряные (в) со светлыми каплями смолы (г) напоминали нарядную (д) пятнистую шкуру моря.

17. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в предложениях с обособленными определениями: а) запятую перед И б) запятую после И в) знаки расставлены верно 1)Я бродил по пристаням, липкий от рыбьей чешуи и тосковал по жаре. 2)Листва была навалена горами и нагретая солнцем, издавала скипидарный запах. 3)У нас есть люди, достойные песни, и всё больше становится таких людей. 4)Мне ещё мерещится олень, полный силы и весенней неги, быстро пробегающий по поляне. 5)Жил кораблик, весёлый и стройный, над волнами, как сокол, парил. 6)Я смотрел на пруд, залитый лунным светом и на старый дворец на острове. 7)Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и освобождённая от снега, подпрыгнула. 8)В воздухе закружились сухая трава, листва, сорванная с деревьев и мелкие сучья. 9)Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об её борта и еле двигалась по тёмному морю. 10)Не остывшие после душной ночи камни улиц, домов и железо крыш отдавали своё тепло в жаркий, неподвижный воздух.

18. Укажите, какие знаки надо поставить в предложениях с приложениями: а) одну запятую б) две запятые в) дефис г) кавычки д) знаки расставлены верно 1)И ворон птица умная сидит на дереве у самого костра. 2)Из открывшихся ворот вылетел гусарский полк краса всех конных полков. 3)Натура горячая и страстная он жестоко подавлял в себе порывы гнева или чрезмерного восторга. 4)Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. 5)С ним был лохматый сильный пёс по кличке Верный. 6)На клумбах перед Домом музеем доцветали астры. 7)Пришвин происходил из старинного русского города Ельца. 8)Ночевала тучка золотая на груди утёса великана. 9)Отец очень любит журнал Новый мир. 10)Вот она осень сейчас синичкой стучится в окно.

19. Укажите, в каких предложениях нужно обособлять выделенные обстоятельства: 1)Татьяна любит НЕ ШУТЯ. 2)Листья падая шепчутся ПРОЩАЯСЬ навек. 3)Люблю дорожкою лесной НЕ ЗНАЯ САМ КУДА брести. 4)Первые лучи солнца ПРОБИВ СКВОЗИВШУЮ ТУЧУ блеснули в небе. 5)НАД ПОЛЕМ НИЗКО ПРОВИСАЯ лениво стонут провода. 6)В молчанье РУКОЮ ОПЕРШИСЬ НА СЕДЛО с коня он слезает угрюмо. 7)Работал он СПУСТЯ РУКАВА. 8)ИНОГДА В ПОЛНОЧЬ робкий дождь начинает перешёптываться в одичалом саду. 9)Позёмку гонит по утрам ОЗОРНИЧАЯ ветер. 10)НЕ СПЕША бегут лошади среди зелёных холмистых полей.

20. Определите, сколько запятых нужно поставить в предложениях с обособленными и необособленными дополнениями: а) одну запятую б) две запятые в) три запятые г) не нужны запятые 1)При обыске квартиры у него кроме маузера ничего компрометирующего не оказалось. 2)С детства я был равнодушен ко всякой одежде кроме морской. 3)Вместо молока на ужин подали простоквашу. 4)Прокудин производил строгое следствие но кроме лукавых улыбок никогда ничего добиться не мог. 5)Бывают недели когда я не читаю кроме газет ничего. 6)Я ничего не видел тогда на свете кроме кулис и декораций. 7)Помимо тепла для хлопчатника необходимо большое количество света то есть солнечных дней. 8)По сравнению с Андреем Александр выглядел низкорослым. 9)Несмотря на снежные заносы транспорт работал бесперебойно. 10)Дом кроме этой комнаты стоял заколоченный необитаемый.

21. Укажите, в каких предложениях нужно обособлять выделенные сочетания слов: 1)Я всегда и везде ОСОБЕННО НА КАВКАЗЕ замечал особенный такт наших солдат. 2)У многих из нас ПОМИМО КНИЖНЫХ ШКАФОВ есть ещё заветная полка. 3)Однажды ВЕСНОЙ я слышал в аромате почек благоухающую беседу берёзы с черёмухой. 4)Только тёплой весною ИЗ ДАЛЁКОГО КРАЯ в гости пришла дочь. 5)Мы встретились случайно НА УГЛУ. 6)Ветерок всё тот же ВСТРЕЧНЫЙ несёт сухой пахучий воздух. 7)Летом ПОД БОЛЬШИМ РАЗВЕСИСТЫМ ДУБОМ мы подолгу разговаривали. 8)Ночью ПО-ВИДИМОМУ БЛИЖЕ К УТРУ прошёл сильный дождь. 9)Произошло нечто СТОЛЬ НЕОБЫЧАЙНОЕ В МИРЕ что все привычное будто заколебалось в своей власти над жизнью. 10)В тёмном лиловом лесу ДО ПОЗДНЕГО ВЕЧЕРА без устали хлопочут проворные белки.

22. Определите, в каких предложениях нужно выделять запятыми обороты с союзом КАК: 1)Человек создан для счастья как птица для полёта. 2)Молодость как песня жаворонка на заре. 3)За днями дни проходили как тень. 4)Осыпался с берёзы лист и как ковёр устилал землю. 5)Под ним как океан синеет степь кругом. 6)Тучи как свинцовые. 7)Полученный ответ рассматривался как согласие. 8)Дубровин с год как шальной ходил. 9)Уезжай как можно дальше отсюда. 10)Как зарницы в небе они запылали как огненный дождь с неба упали.

23. Укажите тип предложения: а) простое предложение б) сложносочинённое предложение в) сложноподчинённое предложение г) сложное бессоюзное предложение 1)У Марьи Моревны вдруг загорелись глаза и брови раскинулись птичьими крыльями. 2)Мы ехали шагом, мы мчались в боях. 3)Очень русское было всё то, среди чего я жил в мои отроческие годы. 4)Ветер гонит облако с дождями, листья перевёртывает скопом. 5)Разговор этим кончился, но мы продолжали идти друг подле друга. 6)Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась… 7)Все тропинки сада, покрывавшего отлогость против наших домов, были мне известны. 8)Было тихо, светло. 9)Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось, побелело. 10)По синим волнам океана, лишь звёзды блеснут в небесах, корабль одинокий несётся, несётся на всех парусах.

24. Определите вид придаточного предложения. а) определительное б) изъяснительное в) образа действия и степени г) места д) времени е) сравнительное ж) условия 1)Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив. 2)По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. 3)Вода была так мутна, что тень парохода лежала на ней как на глине. 4)У Гаврика перехватило дыхание, как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды. 5)Там, где море встретилось с землёй, горизонт родился молодой. 6)Нет такой лошади, чтобы не спотыкалась. 7)Не весело на свете жить, коль сердцу некого любить. 8)Любой уголок земли, где ты встречаешь друзей, становится родным. 9)Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве. 10)Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи.

25. Укажите, что присоединяет союз КАК и нужны ли запятые: а) придаточное предложение (запятая нужна) б) сравнительный оборот (запятая нужна) в) именную часть сказуемого (запятая не нужна) 1)Эти равнины как море бескрайние. 2)Море в далёкие годы пело мне песни как мать. 3)Смотри как роща зеленеет. 4)Земля ещё как смутный негатив, она никак не может проявиться. 5)Сегодня месяц как светлый серп. 6)Бор волновался вокруг сторожки как расходившееся море. 7)Серёжа был самым младшим в семье и рос как трава в степи. 8)И колючей веткой ель в окно стучит как порою путник запоздалый. 9)Гуляет как пустой орех горячий ветер и колышет ветки. 10)Лучом румяного заката твой стан как лентой обовью.

26. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в сложных предложениях: а) запятую перед И б) запятую после И в) запятые перед и после И г) знаки расставлены верно 1)Художник с интересом рисовал голову старика и когда окончил, то его поразило сходство этой головы с чем-то знакомым. 2)Солнце медленно сползает с неба на край степи и когда оно почти касается земли, становится багровым. 3)Мы не думали, что он убежит так далеко и поджидая его, стали кидать камнями по реке. 4)Мы выжидали, пока топот стихнет и тронулись дальше. 5)Люблю, когда молодой лиственный лес оденется и кругом тесно обступит ёлку. 6)Оба шалуна поняли, что зашли слишком далеко и испуганно бросились по горной тропинке наверх. 7)Виктор побежал за ними и когда был уже близко около шоссе, услышал вдруг выстрел. 8)Маша повернулась, чтобы бежать и похолодев от ужаса, закричала. 9)Посередине трещал огонёк, разложенный на земле и дым, который выталкивался обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг. 10)По мере того как мы отходили от стоянки, долина суживалась всё более и наконец, превратилась в глубокое ущелье.

27. Укажите, сколько запятых нужно поставить в сложноподчинённых предложениях: а) одну запятую б) две запятые в) три запятые г) четыре запятые д) не нужны запятые 1)Ночь была такая чёрная что вплотную столкнувшись лицами нельзя было видеть друг друга. 2)Хочу приносить хотя бы ничтожную пользу. 3)При мысли великой что я человек всегда возвышаюсь душою. 4)Надо было всё обдумать вспомнить не забыл ли чего-нибудь. 5)Несмотря на то что было холодно снег таял весьма заметно. 6)Животные наверняка видели как мы ломали ветки и вероятно слышали наши голоса. 7)Он заговорил также внезапно как вошёл мгновенно сделав вид будто не заметил моей потерянности. 8)Как бы ни было уныло и неприветливо покинутое место всегда остаётся в душе сожаление а может быть и любовь. 9)В комнате стояли серые сумерки сквозь которые ясно вырисовывались печка и спящая девочка. 10)В ожидании ужина мы сидели у костра наблюдая как на реке угасает последний отсвет мутного заката и прислушиваясь к порывистому дыханию переката у изголовья заводи.

28. Определите вид связи придаточных предложений с главным: а) последовательное подчинение б) однородное подчинение в) параллельное подчинение 1)Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперёд. 2)Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама. 3)Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех. 4)Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега. 5)Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша. 6)Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, русский лес. 7)Мы хорошо знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы. 8)Сколько он ни напрягал глаза в ту сторону, откуда слышались крики, ничего не мог разглядеть в темноте. 9)Когда я вбежал в ворота, под которыми было очень темно, уже никого не было. 10)Когда склоняется день, розовая мгла одевает окрестные холмы, тогда только можно усидеть нашу древнюю столицу во всём её блеске.

29. Укажите, в каких сложноподчинённых предложениях на месте пропуска надо ставить запятую: 1)Яблони пропали, оттого _ что мыши объели всю кору вокруг. 2)Солнце взошло, и _ хотя на небе не было ни единого облачка, но цвет его был странный. 3)Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что _ если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа. 4)Давно заметил, что _ когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть. 5)Мне кажется, что _ если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он всё равно бы был неуловим. 6)Вместо того _ чтобы разложить книги по полкам, Ваня сложил их стопкой на столе. 7)Так долго день пробуждается, что _ когда солнце выйдет, у нас уже и обед. 8)Он предположил, что _ если эта тропинка приведёт к дому лесника, то они не сбились с маршрута. 9)Случилось так, что _ когда мы ехали, не было ни малейшей зыби. 10)Лесник доложил, что _ если всмотреться на вырубке, все пни покрыты мелкими опятами.

30. Определите, нужно ли ставить недостающие знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными: а) запятую перед И б) запятую после И в) запятые перед и после И г) знаки расставлены верно 1)Теперь, когда вблизи говорили люди и светилось окно, он прибавил шаг. 2)Это небо, по которому широкою полосою протянулся Млечный Путь и тёмный океан, в котором отражались небесные светила, одинаково казались беспредельно глубокими. 3)Расскажите, кто вы и что с вами случилось. 4)Хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала небо, ему уже не было страшно. 5)На том поле, где тогда цвела рожь и кричали перепела, теперь бродили спутанные лошади. 6)Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев, как неистовствовало море и лаяли в селении собаки. 7)Оставив солдат рассуждать о том, что татары ускакали, когда увидели гранату и зачем они туда ездили, я отошёл, сел под дерево. 8)Нас просили узнать, в сохранности ли вещи и будет ли возможность перевезти их в другое место. 9)Глеб не заметил, как наступило утро, как пробудились голуби и как затем мало-помалу всё ожило вокруг. 10)Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса.

31. Укажите, какой знак нужно поставить между частями сложного бессоюзного предложения: а) запятую б) двоеточие в) тире 1)Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман. 2)Выглянуло солнце, и вдруг всё ожило земной мир сделался прекрасен. 3)Вдруг позади нас в овраге раздался шум кто-то спускался к источнику. 4)Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. 5)Сказал что-то я он начал хохотать. 6)Облако пройдёт озеро опять заблестит. 7)Чиста небесная лазурь теплей и ярче солнце стало. 8)Варвара прислушалась донёсся шум вечернего поезда. 9)Хочешь есть калачи не сиди не печи. 10)Идти было трудно густые колючие кусты разрослись.

32. Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложениях на месте пропуска: а) запятую; б) точку с запятой; в) двоеточие; г) тире; д) не нужно никакого знака 1)Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись _ на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею. 2)Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце _ капли, падая с них, звонко ударяли о лёд. 3)Могучее дерево даже в бурю стоит и только ветвями поводит _ высокое тонкое, качается всё. 4)Он ждал расспросов _ она полчала и смотрела за окно, где всё так же однотонно шумел дождь. 5)Тут открылась картина довольно значительная _ широкая сакля, крыша которой опиралась на два закончённых столба, была полна народу. 6)Край неба алеет _ в берёзах просыпаются, неловко перелётывают галки, воробьи чирикают около тёмных скирд. 7)Выбрав в лесу хорошую ореховую палку, мы иногда обделывали её на свой манер, а именно _ очищали от кожуры и обжигали на пламени костра. 8)Матушка сидела в гостиной и разливала чай, одной рукой она придерживала чайник, другой _ кран самовара. 9)Всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть _ и никак не могла догадаться, что бы такое было в голове её мужа, о чём бы ей нельзя было знать. 10)Павел Петрович недолго присутствовал при беседе брата с управляющим _ высоким и худым человеком со сладким чахоточным голосом и плутовскими глазами.

ВСЕМ СПАСИБО!