История Украины Экономическая политика российского царизма в Украине в пореформенный период После реформы 1861 г. Надднепрянская Украина переживала период.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социально-экономическое развитие пореформенной России План урока. 1. Основные направления социально- экономического развития 2. Развитие сельского хозяйства.
Advertisements

Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права.
4Б класс Михайлушкин Антон. К началу XX в. Россия являлась аграрно-индустриальной страной, по абсолютным размерам промышленного производства она вошла.
Д/з § 11 (вопросы) Урок 12. План урока 1.Противоречие экономического развития государства. 2.Промышленный переворот. 3.Развитие сельского хозяйства. 4.Денежная.
Транспорт Какие ассоциации вызывает у вас слово – транспорт?
Александр ХУДОБЕЦ КИЕВ1 ДОСТИЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТЕХНИКИ конец ХVIII – начало XIX века.
Роль транспорта в развитии хозяйства страны и международных перевозках. Виды транспорта.
Промышленность России ( гг). Цели урока: Познакомиться с изменениями, произошедшими в промышленности после отмены крепостного права, выяснить.
Суть промышленного переворота : Повсеместном распространении капиталистических отношений. Бурном росте промышленности. Зарождении новых классов промышленной.
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.
Презентация на тему: Северо-восточный макроэкономический регион США.
Темы параграфа : Понятие капитализм Развитие капитализма в РоссииРазвитие капитализма в России Экономика России XIXв.Экономика России XIXв. Положение России.
Россия в конце IXX- начале XX в. Социально-экономическое и политическое развитие г.
Экономическое развитие России начала XX века. История России XX века 9 класс.
§37, п.3 Начало российской индустриализации А.Аджемян.
Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права 1.Общая характеристика социально-экономического развития России во второй половине.
Д/з § 2 (вопросы, задание 3 – письменно в тетради)
1 Экономическое развитие России в пореформенный период Параграф 23, повторить термины по параграфам
Польша (Польская народная республика) государство, расположенное в Центральной Европе. Экономико-географическое положение страны является выгодным: она.
Транксрипт:

История Украины

Экономическая политика российского царизма в Украине в пореформенный период После реформы 1861 г. Надднепрянская Украина переживала период бурного экономического роста. Этот рост регулировался экономической политикой царизма. Российское правительство развивало нерусские регионы империи, в том числе Украину, исходя исключительно из интересов империи. Вследствие этого в Украине развивались Только те отрасли промышленности, для которых не было соответствующих условий в России (сахарная), или те, которые поставляли сырьё и полуфабрикаты для индустрии центральных районов империи (металлургия, каменноугольная промышленность). В то же время давняя отрасль украинской промышленности – текстильная – была искусственно задержана в своём развитии, а некоторые виды её (например, хлопчатобумажная) и совсем не могли существовать в Украине из-за различных таможенных и тарифных ограничений российского правительства. Из украинского сырья готовые продукты производились преимущественно за пределами Украины, в России. Такое распределение труда привязывало Украину к центру и делало её экономику чрезвычайно уязвимой. Посредством политики цен, когда сырьё стоило дёшево, а готовые товары дорого, капиталы выкачивались из Украины. Поэтому, хотя хозяйство Украины развивалось быстро, её экономическая зависимость от России не уменьшалась. Положение Украины часто сравнивалось с положением Ирландии, которая нещадно эксплуатировалась Англией, не получая ничего взамен. При этом следует иметь в виду, что Украина не была колонией «азиатского» типа – бедной, без собственной промышленности, ресурсы которой империя просто выкачивает, а «европейского» – промышленно развитой, которую лишают не столько ресурсов, сколько капитала и потенциальных прибылей.

Особенности и ход промышленного переворота Освобождение крестьян от крепостной зависимости устранило одно из самых главных препятствий на пути ускорения промышленного развития – дефицит рабочей силы. Теперь, наоборот, ощущался излишек людей, которые предлагали предпринимателям свои услуги. Это значило, что сформировался рынок вольнонаёмного труда. С начала 60-х гг. наступает качественно новая фаза промышленного переворота. Производство быстро машинизируется. Паровые машины становятся «сердцем» каждой фабрики или завода. Ручная техника во всех основных операциях заменяется системой станков. Существенные сдвиги произошли на старых мануфактурных производствах (суконная и сахарная промышленности). Несколько позже технический прогресс охватывает и тяжёлую промышленность. Но в ней переход от мануфактуры к фабрике осуществлялся не на базе старых, а на основе принципиально новых технологий и соответствующих механизмов, что обеспечило именно здесь наибольшую эффективность производства. Окончательно промышленный переворот закончился в 80-е года XIX в.

Иностранный капитал и его роль На экономической ситуации в Украине отразилась политика протекционизма по отношению к местным производителям, которую осуществляло правительство. Пошлины на зарубежную продукцию всё время росли. Иностранцам стало выгоднее завозить не товары, а капиталы. Французские, бельгийские, немецкие, английские предприниматели заняли в течение второй половины XIX в. Ключевые позиции в ведущих отраслях промышленности Украины: угледобывающей, горнорудной, металлургической и сельскохозяйственном машиностроении. Приток иностранных капиталов нельзя оценить однозначно. С одной стороны, они ускоряли развитие отдельных отраслей промышленности, создавали новые рабочие места. Но, с другой, из Украины выкачивались крупные средства в виде промышленных прибылей, процентов во вложенные или одолженные деньги. Например, английский предприниматель Юз (основатель Юзовки, теперь Донецк) за 25 лет деятельности в Украине вывез в Англию 25 миллионов рублей золотом. Отечественное хозяйство становилось зависимым от зарубежных банков и отдельных капиталов.

Формирование украинского индустриального района В е гг. сформировался украинский индустриальный район, включавший такие промышленные центры общеимперского значения: Донецкий угольно-металлургический, Криворожский железорудный, Никопольский марганцевый. Вместе по своей мощности, размерам и экономическому значению в истории ХИХ-ХХ вв. их можно сравнить разве что с крупнейшим в мире Рейнско-Вествальським промышленным районом Германии. Украина стала главной угольно-металлургической базой Российской империи. Добыча угля в Донбассе выросла в гг.более чем на 1000%. Вместо мелких шахт открывались большие. Но, если в развитых иностранных странах в угледобычу началась механизация, в Донбассе техника оставалась отсталой. Механизация добычи угля здесь и на начале ХХ в. составила менее 0,5%. С максимальной для себя пользой владельцы шахт, преимущественно иностранцы, использовали рабочую силу. Развитие промышленности, железнодорожное строительство резко повысили спрос на металл. В конце XИX в. Началась разработка новых залежей железной руды. На Украину с Урала передвигается имперский центр ее добычи. За 30 лет добыча руды выросла в Украине в 158 раз. В Кривом Роге районы огромных залежей железной руды - и в Донбассе строились металлургические. Залежей железной руды - и в Донбассе строились металлургические заводы. На конец 90-х годов в Донбассе и Кривом Роге было уже 17 крупных металлургических заводов. В целом удельный вес Украины в общеимперском производстве составляла в 1900 году: угля - 70%, железной руды - 57%, чугуна - 52%, рельсов - 76%. 1). это в условиях, когда территория Украины и ее населения не превышали 15% общеимперского. Итак, в Украине наибольших успехов, если оценивать валовые показатели, достигли три сырьевые отрасли: угледобывающая, горнорудная и металлургическая. Остальные стояли на месте. Некоторое исключение составили только сельскохозяйственное и транспортное машиностроение. Центр сельскохозяйственного машиностроения в пореформенного года переместился с Польши и прибалтийских губерний в Степную Украину. Главными ячейками сельскохозяйственного машиностроения были Александровск (ныне Запорожье), Харьков, Одесса, Бердянск, Херсон, Николаев, Киев. Все крупные заводы принадлежали иностранным владельцам. Транспортное машиностроение было сосредоточено в Харькове, Луганске. Николаеве и т.д.. В частности, в Харькове и Луганске изготавливались паровозы.

Строительство железных дорог Важную роль в развитии хозяйства в Украине сыграло строительство железных дорог. Железнодорожное строительство здесь развернулось сразу же после крестьянской реформы. В 1863 году начали строительство первой железнодорожной линии от Балты, уездного города Подольской губернии, известного сельскохозяйственными ярмарками, до Одессы, длиной 200 км. Уже в 1866 году здесь началось регулярное движение. В следующие несколько лет от Балты построили две линии: до Крюкова на Днепре (около нынешнего Кременчуга) и до Киева. Эти линии, которые прошли через главные зерновые районы страны, Киевскую, Подольскую и Херсонскую губернии, дали выход украинскому хлебу у Одесскому порту. На левом берегу Днепра первая железная дорога появилась в 1868 г. И соединяла Киев с русским Курском. Тогда же из Курска через Харьков и Донбасс прошла железная дорога на Дон. К концу 80-х гг. в Украине сложилась целая система железных дорог. Они соединяли между собой крупнейшие города Украины и промышленные районы Донбасса, Приднепровья и Кривого Рога, Украину и различные регионы России, Украину и Западную Европу. Появились такие крупные железнодорожные узлы, как Харьков, Киев, Кременчуг, Екатеринослав, Одесса. Всего за гг. было построено почти 6800 км железных дорог. Вместе с тем на железнодорожном строительстве отразились уже названные выше колониальные тенденции российской экономической политики. Российское правительство в первую очередь строило те магистрали, которые соединяли украинские земли не с украинскими городами, а с московским промышленным районом. Строительство железных дорог, кроме того, было связано со стратегическими планами империи, которые часто противоречили экономическим потребностям Украины.

Водный Транспорт Наряду с железнодорожным важную роль в упрочении связей между различными экономическими районами играл водный транспорт. Днепр и его притоки соединяли украинские губернии с центром России. Со середины XIX в. на Днепре начали использовать пароходы, которых через полвека было уже 400. Но преобладали суда без паровых машин. Немало грузов перевозилось по Днестру и Южному Бугу. И всё же речной транспорт значительно уступал молодому железнодорожному. На его долю приходилось только 2% грузооборота Украины. Большое значение для экономического развития Украины приобретал морской торговый флот. Азово-Черноморский бассейн был южными морскими воротами империи. В конце XIX века на южные морские порты приходилось 57,3% стоимости вывезенных и 27,5% ввезённых в Российскую империю товаров. Через украинские порты товары преимущественно вывозились. Единственным портом, где вывоз уравновешивался ввозом, был крупнейший порт Черного моря – Одесса, второй в империи (После Санкт- Петербурга).

© 2012 «B-Daimus» для