Мотивы - движущая сила учения. Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – процесс, методы, средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы мотивации и стимулирования (перечень). Эмоциональные Поощрение Порицание Учебно – познавательные игры Создание ярких наглядно – образных представлений.
Advertisements

Формы и приемы учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Методы повышения мотивации. Педагогический совет МОУ ООШ 2 г.Новоузенска г.
Диагностика мотивации и познавательной активности учащихся начальной школы Дунаева Светлана Александровна руководитель ШМО учителей начальных классов.
Мотивация и стимуляция учащихся в процессе обучения.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения школьников.
Формирование учебной мотивации учащихся. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности.
Адаптационный период учащихся 10 классов. Специфика адаптации учащихся 10- классов Особенности возраста: - социальная потребность в поисковой активности;
Мониторинг уровня сформированности мотивации учебной деятельности.
Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности Формирование положительной.
МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им.А.Г.Шнитке»
« » «Мотивация учащихся как фактор повышения качества образовательной деятельности» Селина Т.А., зам.директора по НМР МОУ-СОШ 9 г.Аткарска.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Потребность в ориентировочно-исследовательской деятельности « Я постоянно исследую окружающий меня мир, стараясь определить насколько он соответствует.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
© Фокина Лидия Петровна Этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока В книге «Формирование мотивации учения» А.К. Маркова выделяет в ходе урока.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Мотивация учебной деятельности школьников Работу выполнила: Герасимова Наталья.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Транксрипт:

Мотивы - движущая сила учения

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – процесс, методы, средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности 2

Учебная мотивация Определяется: -образовательной системой, ОУ -организацией образовательного процесса -субъектными особенностями обучающихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с др. обучающимися) -субъектными особенностями педагога -спецификой учебнаяаяого предмета/дисциплины 3

Мотив – это сложное интегральное психологическое образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием 4

Функции мотива побуждающая направляющая стимулирующая управляющая защитная 5

Мотивация учения предпосылка условие результат учебнаяаяой деятельности 6

Содержательные характеристики мотивов характер направленности активности ребенка на содержание учебнаяаяой деятельности или на разные компоненты учебнаяаяой деятельности личностная значимость место в мотивационной системе уровень осознания особенности генезиса в совместной деятельности со взрослым 7

Динамические характеристики мотивов устойчивость степень удовлетворенности, неудовлетворенности эмоциональная окраска сила, интенсивность, выраженность 8

Классификация мотивов учения I.Мотивы, заложенные в самой учебнаяаяой деятельности, связанные с ее прямым продуктом 1.1 мотивация содержанием 1.2 мотивация процессом 9

II. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения 2.1 Широкие социальные мотивы -мотивы долга, ответственности, чести -мотивы самоопределения и самосовершенствования 2.2. Узколичностные мотивы -мотивы самоутверждения -избегания неприятностей Классификация мотивов учения 10

Составляющие мотивационной системы Учебные и познавательные мотивы Социальные мотивы -широкий социальный мотив -узкий социальный мотив -мотивы аффинации -мотив социального сотрудничества -мотив социального развития Внешние мотивы -мотив отметки -мотив стремления к безопасности -престижные мотивы -мотив избегания неудач 11

Характеристика отношения школьников к учению -отрицательное -нейтральное -положительное (неявное активное – готовность включится в УД; положительное активное познавательное; положительное, активное, личностно-пристрастное – включенность обучающегося как субъекта общения, как личности и члена общества А.К.Маркова) 12

Проектирование новых типов учебнаяаяой деятельности и учебнаяаяого сотрудничества учащегося, задающих новые уровни мотивации – стратегия формирования мотивации учения 13

Методы мотивации и стимулирования деятельности обучающихся I.Эмоциональные 1. Поощрение 2. Порицание 3.Учебно-познавательные игры 4. Создание ярких наглядно-образных представлений 5. Создание ситуаций успеха 6. Стимулирующее оценивание 7. Свободный выбор заданий 8. Удовлетворение желания быть значимой личностью 14

II. Познавательные 1. Опора на жизненный опыт 2. Познавательный интерес 3. Создание проблемных ситуаций 4. Побуждение к поиску альтернативных решений 5. Выполнение творческих заданий 6. Предъявление заданий «на смекалку» 7. Мозговая атака 8. Развивающаяся кооперация 15

III. Волевые 1. Предъявление учебнаяаяых требований 2. Информирование об обязательных результатах обучения 3. Формирование ответственного отношения к учению 4. Познавательные затруднения 5. Самооценка своей деятельности и коррекция 6. Рефлексия поведения 7. Прогнозирование будущей жизнедеятельности 16

IV. Социальные 1. Развитие желания быть полезным Отечеству 2. Побуждение подражать сильной личности 3. Создание ситуаций взаимопомощи 4.«Эмпатии», сопереживания 5. Поиск контактов и сотрудничества 6. Заинтересованность результатами коллективной работы 7. Взаимопроверки 8. Рецензирование 17

Оцениваемые характеристики Критерии оценки Наличие (+/-,+) - Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников) 1. Педагог демонстрирует обучающимся (воспитанникам) возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике. 2. Педагог демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса обучающихся (воспитанников) к преподаваемому предмету (курсу, дисциплине, программе) и теме занятия. 3. Педагог использует педагогическое оценивание как метод повышения учебнаяаяой активности и учебнаяаяой мотивации обучающихся (воспитанников). 4. Педагог планирует использовать различные задания так, чтобы обучающиеся (воспитанники) почувствовали свой успех. 5. Педагог дает возможность обучающимся (воспитанникам) самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы 6. Педагог владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся (воспитанников) к различным темам преподаваемого предмета (курса, дисциплины, программы) Оценка видео занятия педагога 18

Этап урока, учебнаяая. мотивация Управляющая деятельность педагога (педагогические действия) Учебная деятельность уч- ся, учебнаяаяые действия Результат Этап мотивации, постановки цели и задач урока Этап мотивации (ситуация мотивации) Вариант 1. Предлагает: -решить практическую задачу; -выполнить задание; -выполнить практическую работу, провести эксперимент; -ответить на вопрос; Организует учебнаяаяый диалог, направленный на осознание (на пробуждение познавательного интереса): -практической значимости или необходимости…, -личностной значимости…, -познавательной ценности…, Создает проблемную ситуацию Вариант 2. Предлагает: -проанализировать результаты диагностики образовательных достижений, -проанализировать промежуточный результат учебнаяаяой деятельности…; Организует учебнаяаяый диалог, направленный на осмысление: -промежуточных результатов учения…, -проблем в учебнаяаяой деятельности…, -личных результатов… -перспектив учебнаяаяой деятельности… Анализируют и формулируют результаты анализа: -задачи, задания…; Выражают личное отношение: -к значимости данной темы…, -необходимости найти решение задачи, вопроса…, Высказывают суждение о ценности данного знания, приобретения опыта Анализируют, делают выводы: -о промежуточных результатах…; -личных достижениях… -проблемах в учеб. деятельности Высказывают суждение о необходимости постановки новых целей и задач Осмыслен мотив: «необходимо», «важно», «интересно» - «хочу», «могу». Проектирование современного урока 19

Этап урока, учебнаяая. мотивация Управляющая деятельность педагога (педагогические действия) Учебная деятельность уч-ся, учебнаяаяые действия Результат Этап мотивации, постановки цели и задач урока Этап целеполагания (ситуация целеполагания) Этап целеполагания (ситуация планирования УД) Вариант 1. Организует учебнаяаяый диалог, направленный на: -осмысление противоречия; -разграничение знания и незнания; -формулирование цели урока. Предлагает использовать: - листы контроля, - оценочные листы, - рабочие листы и др. Вариант 2. Организует учебнаяаяый диалог, направленный на: -осмысление ситуации, этапа процесса познания внутри темы, перспектив учебнаяаяой деятельности -формулирование цели урока Предлагает использовать: -листы контроля, оценочные листы, рабочие листы и др. Предлагает определить способы достижения цели: -выбрать УД: предметные, регулятивные, познавательные, коммуникативные; -определить условия…, -выбрать средства…, -определить критерии оценки результата. Предлагает поставить цель для себя, сформулировать учебнаяаяую задачу фиксируют: -противоречие…, -границу между знанием и незнанием, формулируют: -цель урока, -тему урока, -проблему, -вопрос. фиксируют: -что достигнуто, выполнено в рамках темы…, -что предстоит выполнить… формулируют: -цель урока, тему урока Обсуждают, выбирают и фиксируют: -УД; условия, способы и средства выполнения УД, -критерии оценки Формулируют личную цель, учебнаяаяую задачу Сформулирова на общая цель урока через результат учебнаяаяой деятельности уч-ся Сформулирова на учебнаяаяая задача Проектирование современного урока 20

Учитель осознает значение внутренней мотивации как ведущего внутреннего ресурса учебнаяаяого успеха ученика, помогает ученику перевести внешний ресурс «надо» во внутренний ресурс «хочу» 21

22

23

Правила педагогической деятельности Опирайтесь на желание Учитывайте интерес и склонности Говорите о том, что интересует учащихся Используйте намерения, которые возникли на основе потребности 24

Правила педагогической деятельности Поощряйте желания добиться признания! Одобряйте успехи! Сделайте работу привлекательной! Дайте шанс! Хвалите! 25

99 способов сказать: «Очень хорошо!» Великолепно Супер У тебя получилось Значительно Мои поздравления Так держать Прекрасно Я не смог бы сделать лучше Фантастика Сенсационно Это твоя победа «Расширяем пространство любви…» 26

Любимое время года Любимый фильм Я Мои любимые занятия Мой лучший друг «Моя Вселенная» Цель: осознание подростками своих мотивов, потребностей 27