Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Advertisements

Звуки и буквы Четкое и правильное произношение всех гласных и согласных звуков Согласные мягкие и твердые Различение твердых и мягких согласных Четкое.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Основные понятия. Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
УМК «Гармония» Виды разборов Работу выполнила Шерстобитова Н.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ 1» г. Горнозаводска.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Город Армавир Краснодарский край. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8. Итого Итоговый устный экзамен по русскому.
Сегодня на уроке Тринадцатое января. Повторение пройденного.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Анализ результатов стартовой диагностики знаний учащихся 5-х классов Практическое занятие.
Урок русского языка в 10 классе Тема: Система языка. Единицы и уровни языковой системы Задачи урока: дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве,
Аккомпанемент Баррикада Масон Искусный Пессимизм Искусство Труженик Авторалли Оппонент Матроска.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Виды предложений По цели высказывания 1.Повествовательное (содержит сообщение). 2.Побудительное (содержит приказ, просьбу). 3.Вопросительное (содержит.
Памятки Русский язык Ямкин Алексей, 6 класс Консультант: Ямкина Анна, 8 класс Учитель: Ямкина Е.В., Сергеева А.П. МОУ СОШ 37, г. Ульяновск.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
во что? чего? Главные и второстепенные члены предложения.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Логопедическая работа, направленная на преодоление нарушений письма и чтения младших школьников с ОНР включает следующие аспекты: преодоление отклонений.
Транксрипт:

Формирование грамматических понятий

Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.

3 этапа формирования понятий: 1. Эмпирический. Данный этап предполагает наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одних и тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, связях, осмысление этих признаков, отбор тех, которые кажутся существенными (повторяются в течение всех 4 х лет начального обучения).

2. Теоретический. Данный этап предполагает введение термина, а во многих случаях и определения понятия, дефиниции.

3 вида определения понятия: Описательное («Слова с одним и тем же корнем называются родственными (однокоренными»); Функциональное (указывает на речевую роль данной языковой единицы);

Структурно-логическое (модель «родовое понятие + видовое отличие») пример: Определяемое понятие: «имя существительное» Ближайшее родовое понятие: «часть речи» Существенные признаки (видовое отличие): а) способность обозначать предметы; б) отвечать на вопросы кто? что? в) изменяться по числам

3. Углубление понятия, обогащение его новыми признаками, применение понятия в практических действиях.

120 языковых понятий: общеязыковые и речеведческие понятия: общение, язык, речь, слово, высказывание, предложение, текст, устная речь, письменная речь, чтение, письмо, значение слова и др.; фонетические понятия: звуки речи, слог, ударение, гласный звук, согласный, звонкий/глухой согласный, твердый/мягкий согласный, ударный или безударный слог, пауза, голос, произношение и т.д.;

понятия графики: буква, строчная/заглавная буква, точка, запятая, вопросительный/ восклицательный знак и т.д.; грамматические понятия: часть речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, склонение, члены предложения и т.д.; понятия морфемики и словообразования: корень слова, родственные слова, основа слова, аффиксы и т.д.;

лексические понятия: синонимы, антонимы, переносное значение слова, устаревшие слова, многозначность слова и т.д.; понятия теории речи и риторики: адресат речи, диалог, спор, сочинение, письмо, красноречие, оратор, речевой этикет и т.д.

Понятие «грамматика» объединяет в себе морфологию (изучает способы выражения грамматических значений через формы слова) и синтаксис (учение о строе речи, о связи слов в словосочетании и предложении).

Критерии разграничения частей речи: Лексическое значение слова: предмет, действие предмета, признак предмета и т.д.; Роль в предложении или синтаксическая функция; Наличие тех или иных категориальных признаков: время (глагол), одушевленность/неодушевленность (существительное) и т.д.; Изменяемость/неизменяемость: для изменяемых частей речи – характер форм изменения (склонение, спряжение и т.д.).