МБОУ СОШ 2 п. Редкино Емельянова Н.В. преподаватель русского языка и литературы 2012 г
Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя. К.Д. Ушинский
классная индивидуальная групповая
планирование результатов обучения оптимальная структура содержания учебной информации выделение уровня обязательной подготовки варьирование своей учебной нагрузки
увеличивает возможности для работы с сильными учениками снимает необходимость постоянно разгружать программу и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых обучающихся
Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся способствует формированию положительных мотивов учения, сознательного отношения к учёбе, повышению самооценки обучающегося
Наличие определённых «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения давая всем необходимый материал, учитель устанавливает различные уровни требований к его усвоению
В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням трудности в учебной работе должны быть посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения
Добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности формирует у обучающихся познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности
Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход
Коммуникативная компетентность грамматическая социолингвистическая дискуссионная стратегическая
степень овладения лингвистическим ходом языка
способность пользоваться языковыми средствами с учётом темы, ролей, участников общения или конкретно заданной ситуацией общения
способность создавать текст, используя и интерпретируя формы слов и их значения
способность обучающегося эффективно участвовать в общении, выбирая правильную стратегию, тактику общения
Обучающиеся с высоким уровнем КК Обучающиеся со средним уровнем КК Обучающиеся с низким уровнем КК 1… 2… 3…
СО Качественные индикаторы Ф.И. обуч- ся Предметно-информационная Культурно-историческая Владеет общими представлениями о литературном процессе Знает даты важнейших событий, хронологические рамки Знает основные термины, понятия Знает содержание художественных текстов Имеет представление о личности писателя, поэта, этапах жизненного пути Имеет представление о своеобразии художественного метода поэта, отличительных чертах литературного направления, течения Имеет представление о критической литературе, полемике, связанной с данным явлением литературы
СО Качественные индикаторы Ф.И. обуч- ся дискуссионная Культурно-историческая Умеет составлять связный текст Умеет последовательно раскрывать единую тему Соотносит базовые термины и понятия по содержанию друг с другом, корректно их определяет Определяет тему, основную мысль в соответствии с заданием Подбирает достаточное количество необходимых аргументов Правильно определяет логику расположения аргументов Соблюдает стилистическую чистоту Формулирует заключение в соответствии с темой и основной мыслью
СО Качественные индикаторы Ф.И. обуч- ся Грамматическая Информационно-методическая Соблюдает речевые и грамматические нормы Адекватно ведёт себя в конкретной ситуации
СО Качественные индикаторы Ф.И. обуч- ся Социолингвистическая Культурно-историческая Умеет работать с письменной информацией Проявляет креативность мышления Умеет проявлять личностную позицию Умеет проявлять гражданскую позицию Умеет принимать общечеловеческие ценности Умеет принимать культурные традиции своего народа
СО Качественные индикаторы Ф.И. обуч- ся Стратегическая Социально-правовая Умеет давать оценку фактам, явлениям, событиям Умеет оценивать результат своей учебной деятельности
НУКК – типовые задания (аналогичные были выполнены на уроке) СУКК – к типовым заданиям даются и такие, которые направлены для ликвидации пробелов в знаниях, для восстановления утраченных умений и навыков ВУКК – усложнённые задания не только с применением практических знаний, но и с использованием теоретического материала, творчества, задания, требующие рассуждений и анализа
НУКК - следует «разбить» материал на мелкие части и постоянно контролировать обучающихся НУКК и ВУКК - рекомендуется самостоятельно работать по углублению и изучению материала, чётко выделять каждое понятие, затем вырабатывать и самостоятельно осуществлять важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение – и переходить к творческим заданиям
НУКК – облегчённые задания (найди ответ в параграфе, выведи главную мысль абзаца, составить аннотацию, тезисный план или обычный план, по тезисам раскрыть содержание темы, дополняя своими примерами, составить рассказ по конспекту, таблице, семе, алгоритму) СУКК – задания на применение нового материала (мини-интервью, взаимовопросы, составление сложных планов, схем, таблиц, написание эпилога произведения, постановка проблемных вопросов, составление монологов, диалогов, создание «автопортрета писателя» по воспоминаниям и запискам о нём) ВУКК – создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос и найти ответ на поставленный вопрос; сравнить проблему произведений, сравнить героев; сделать общий вывод по теме; составить схемы, алгоритмы, сделать сопоставительный анализ поэтических произведений; создать психологический портрет по произведениям изобразительного искусства; создать само рецензию, телепередачу о поэте или писателе, написать стилизацию под то или иное направление или чей-нибудь авторский стиль
НУКК – базовые задания, наводящие вопросы, выбрать правильный ответ СУКК – сложные задания, требующие хорошего знания теории, межпредметных связей ВУКК – усложнённые задания не только с применением практических знаний, но и с использованием теоретического материала, творчества, задания, требующие рассуждений и анализа (написать эссе, сочинение, задание исследовательского характера…)