Биология. Человек. 8 класс. Урок 1. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья Анатомия Цитология Экология человека Генетика Гигиена Эмбриология Антропология Психология.
Advertisements

Антропогенез - эволюция человека.
Урок изучения нового материала Разработала учитель биологии Вдовина С.Ю.
Эволюция приматов «Свет да будет пролит на происхождение человека и его историю» Ч. Дарвин.
Место человека в системе органического мира. Задачи Познакомиться с основными группами доказательств происхождения человека от животных Убедиться, что.
Развитие представлений о происхождении человека. В начале XVII в. появилось первое сообщение путешественников о человекообразных обезьянах и о сходстве.
Происхождение человека «Свет будет пролит на происхождение человека и его историю» Ч.Дарвин Положение человека Положение человека в системе животного мира.
Урок: Доказательства эволюционного происхождения человека Цель: познакомить с историей научных взглядов на происхождение и историческое развитие человека.
Тема урока : Происхождение человека. Место человека в системе органического мира.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. 1. Антропология. Доказательства происхождения человека от животных. 2. Эволюция приматов. 3. Стадии эволюции человека. 4. Современный.
Учитель биологии Носовец Ю.А.. Вопрос происхождения человека всегда интересовал людей. У разных народов и племен существуют различные легенды, придания,
ЧЕЛОВЕК биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле. СУЩЕСТВО ОБЩЕСТВЕННОЕ Лишь в обществе происходило.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
1. Гипотеза о происхождении человека. 2. Эволюция человека, биологические и социальные факторы. 3. Первые люди. 4. Стадии эволюции человека. 5. Современные.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Систематическое положение человека «Главным предметом изучения человечества является человек» Гёте.
Основные характеристики человека особое строение организма (прямохождение); способность к трудовой деятельности (преобразование окружающей среды); наличие.
Основные стадии антропогенеза. Урок биологии в 11 классе Учитель: Мощенко С.И.
Быть личностью Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей 62»
Движущие силы антропогенеза. Социальные и биологические факторы.
Транксрипт:

Биология. Человек. 8 класс. Урок 1. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

1. Человек- существо биосоциальное. 1. Человек- существо биосоциальное. а) Биологическая сущность человека разумного. Общность с миром животных. а) Биологическая сущность человека разумного. Общность с миром животных. -Проявление основных биологических функций организма и клеточное строение. -Проявление основных биологических функций организма и клеточное строение. -Схожесть строения организма человека и млекопитающих. -Схожесть строения организма человека и млекопитающих. -Отличие от млекопитающих: прямохождение, наиболее совершенное развитие головного мозга. -Отличие от млекопитающих: прямохождение, наиболее совершенное развитие головного мозга.

Человек- существо биосоциальное. б) Социальная сущность человека разумного. б) Социальная сущность человека разумного. -Способность к трудовой деятельности, к устной и письменной речи, позволяющей наладить связь между членами общества, сознание, мышление. -Способность к трудовой деятельности, к устной и письменной речи, позволяющей наладить связь между членами общества, сознание, мышление.

Урок 1. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. Личность-это человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Личность-это человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. 2. Здоровье человека - общественное достояние, важнейшая жизненная ценность, необходимое условие работоспособности и развития личности. 2. Здоровье человека - общественное достояние, важнейшая жизненная ценность, необходимое условие работоспособности и развития личности.

Науки, изучающие человека. Название науки Предмет изучения Методы изучения Анатомия Физиология Гигиена

Психология. Это наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально- личностных свойствах конкретного человека. Это наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально- личностных свойствах конкретного человека.

Методы психологии К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент. Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация.

Методы психологии Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде.

Методы психологии Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.

Эксперимент. Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. С.Л. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности экспериментального метода: Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. С.Л. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности экспериментального метода:

особенности экспериментального метода: 1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию; 1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию; 2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

особенности экспериментального метода: 3. В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 3. В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4. Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных. 4. Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

Классификация основных проблем и наук о человеке. 1. Физический тип современного человека: 1. Физический тип современного человека: 1) Антропология 1) Антропология 2) Общая психология 2) Общая психология 3) Психофизиология 3) Психофизиология 4) Физиология человека 4) Физиология человека 5)Биофизика 5)Биофизика 6) Биохимия 6) Биохимия 7) Анатомия человека 7) Анатомия человека 8) Генетика человека 8) Генетика человека

Классификация основных проблем и наук о человеке. 2. Антропогенез. 2. Антропогенез. 1) Антропология 1) Антропология 2) Приматология 2) Приматология 3) Териология 3) Териология 4) Зоология позвоночных 4) Зоология позвоночных 5) Общая биология 5) Общая биология 6) Палеонтология 6) Палеонтология

«Главным предметом изучения человечества является человек». Гёте Человек- это живой организм, осуществляющий обмен веществ с окружающей средой. Один из многочисленных видов (Человек разумный) живых организмов, обитающих на Земле. Человек- это живой организм, осуществляющий обмен веществ с окружающей средой. Один из многочисленных видов (Человек разумный) живых организмов, обитающих на Земле.

Сходство человека и млекопитающих. По строению и расположению органов человек относится к классу млекопитающих. По строению и расположению органов человек относится к классу млекопитающих. Общие признаки: млечные, сальные и потовые железы, Общие признаки: млечные, сальные и потовые железы, волосяной покров тела, волосяной покров тела, специализированные зубы (резцы, клыки, предкоренные и коренные), специализированные зубы (резцы, клыки, предкоренные и коренные),

Сходство человека и млекопитающих. четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, легочное дыхание, легочное дыхание, наличие диафрагмы, наличие диафрагмы, высокоразвитый головной мозг, высокоразвитый головной мозг, внутриутробное развитие зародыша, внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детенышей молоком. вскармливание детенышей молоком.

Сходство человека и млекопитающих. Единые с животными звенья тканевого обмена веществ, Единые с животными звенья тканевого обмена веществ, Сходно идет рост и индивидуальное развитие, Сходно идет рост и индивидуальное развитие, Единый принцип хранения и реализации генетического кода Единый принцип хранения и реализации генетического кода

Сходство человека и млекопитающих. Максимальное сходство с представителями семейства человекообразных обезьян или антропоидов: гориллой, шимпанзе, орангутангом, гиббоном. Максимальное сходство с представителями семейства человекообразных обезьян или антропоидов: гориллой, шимпанзе, орангутангом, гиббоном. Общность внутреннего и внешнего строения: единый план строения верхних и нижних конечностей, отсутствие хвоста, сходные ушные раковины, наличие ногтей на пальцах. Общность внутреннего и внешнего строения: единый план строения верхних и нижних конечностей, отсутствие хвоста, сходные ушные раковины, наличие ногтей на пальцах.

Сходство человека и млекопитающих. У человека и гориллы 385 общих морфологических признаков. У человека и гориллы 385 общих морфологических признаков. У человека и шимпанзе 369, У человека и шимпанзе 369, У человека и орангутанга-359, У человека и орангутанга-359, У гиббона и низших обезьян общих признаков с человеком. У гиббона и низших обезьян общих признаков с человеком.

Биологические отличия человека. 1. Вертикальное положение тела и передвижение на двух ногах (S-образная форма позвоночника, развитие мышц и связок, связанное с прямохождением, расширенная форма таза, форма грудной клетки, сводчатая стопа) высокая степень развития рук, большой объем головного мозга ( в 2,5 раза больше мозга антропоидов, в 3,5 раза- площадь его поверхности) речь свойственная только человеку. 1. Вертикальное положение тела и передвижение на двух ногах (S-образная форма позвоночника, развитие мышц и связок, связанное с прямохождением, расширенная форма таза, форма грудной клетки, сводчатая стопа) высокая степень развития рук, большой объем головного мозга ( в 2,5 раза больше мозга антропоидов, в 3,5 раза- площадь его поверхности) речь свойственная только человеку.

Происхождение человека. Чарльз Дарвин сделал вывод, что ни одна из современных человекообразных обезьян не является родоначальником людей. Родословная человека это длинная цепь его предшественников, и последним звеном перед первыми людьми была ископаемая человекообразная обезьяна. Чарльз Дарвин сделал вывод, что ни одна из современных человекообразных обезьян не является родоначальником людей. Родословная человека это длинная цепь его предшественников, и последним звеном перед первыми людьми была ископаемая человекообразная обезьяна.

Родословная человека. Парапитеки Дриопитеки Проплиопитеки Шимпанзе Горилла Гиббон Орангутан Австралопитеки Австралопитеки Древнейшие люди(питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) Древние люди (неандерталец) Новые люди(кроманьонец, современный человек)

Вопросы. 1. Почему в курсе биологии организм человека изучаем после зоологии? 1. Почему в курсе биологии организм человека изучаем после зоологии? 2. Почему мы изучаем человека не в курсе зоологии, а в специальном курсе? 2. Почему мы изучаем человека не в курсе зоологии, а в специальном курсе?

Вывод: Современный человек – это особый вид животных существ. Речь, пластичность поведения, прямохождение, особенности работы мозга, сложные поведенческие навыки. Современный человек – это особый вид животных существ. Речь, пластичность поведения, прямохождение, особенности работы мозга, сложные поведенческие навыки. Социальное и биологическое существуют в единстве. Социальное и биологическое существуют в единстве.

Вывод: Своим организменным уровнем человек включен в природную связь явлений и подчиняется законам природы, а своим личностным уровнем он обращен к обществу, к истории человечества, к его мировой культуре. Своим организменным уровнем человек включен в природную связь явлений и подчиняется законам природы, а своим личностным уровнем он обращен к обществу, к истории человечества, к его мировой культуре.

Соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность». Человек (индивид)- его особенность как биологического вида класса млекопитающих- прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг. Человек (индивид)- его особенность как биологического вида класса млекопитающих- прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг. Личность- человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе с помощью языка, становится личностью. Личность- человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе с помощью языка, становится личностью.

Соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность». Индивидуальность- каждый человек имеет свои особенности. Его индивидуальность проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах. Индивидуальность- каждый человек имеет свои особенности. Его индивидуальность проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.

Здоровье. Один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно их неотъемлемых прав личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно их неотъемлемых прав личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.

Здоровье. Это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой и дружной семьи, рождения и воспитания детей. Это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой и дружной семьи, рождения и воспитания детей.

Здоровье. С точки зрения биологии, у здорового человека нормально функционируют все системы органов, организм правильно реагирует на все изменения во внешней среде. С точки зрения биологии, у здорового человека нормально функционируют все системы органов, организм правильно реагирует на все изменения во внешней среде.

Науки. Биологические науки- анатомия, физиология Биологические науки- анатомия, физиология Биосоциальные науки- гигиена и психология Биосоциальные науки- гигиена и психология Помогают понять физиологические процессы в организме, когда мы трудимся, отдыхаем, спим, едим, занимаемся спортом. Помогают понять физиологические процессы в организме, когда мы трудимся, отдыхаем, спим, едим, занимаемся спортом.

Вопросы. Что изучают анатомия, физиология, гигиена? Что изучают анатомия, физиология, гигиена? Почему эти науки тесно связаны друг с другом? Почему эти науки тесно связаны друг с другом? Почему каждому человеку надо знать строение и функции своего организма? Почему каждому человеку надо знать строение и функции своего организма? Почему способность человека пользоваться языком, мыслить, создавать науку и искусство нельзя объяснить только биологическими законами? Почему способность человека пользоваться языком, мыслить, создавать науку и искусство нельзя объяснить только биологическими законами?

Домашнее задание. Введение, параграф 1,2 Введение, параграф 1,2