Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами и (далее – дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Advertisements

Семинар Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Анискова С.П., зам.директора по УВР МОУ 78.
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Шуранова.
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Права ребенка «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
Нормативно-правовое обеспечение при организации коррекционной работы в группах компенсирующей направленности дошкольных образовательных учреждений Нечаева.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Педагог.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Транксрипт:

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами и (далее – дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально – экономического развития РФ. Законодательство РФ, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ОВЗ – как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в следующих документах:

… Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния. …Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности… и стать полезным членом общества.

1. Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди. 2. Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развить свои способности и максимальные возможности. 3. В тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу семьи или приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличалась от условий обычной жизни.

Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане…

…Статья 2 1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств… …Статья 23 Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствует его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

…Статья 28, 29 1.Государства-участники признают право ребенка на образование и образование ребенка должно быть направлено на: - развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме… - подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия… …Статья 31 Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

…Правило 6. Образование Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегративных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования. 1. Ответственность за образование инвалидов в интегрированных структурах следует возложить на органы общего образования. Следует обеспечить, чтобы вопросы, связанные с образованием инвалидов, являлись составной частью национального планирования в области образования, разработки учебных программ и организации учебного процесса. 2. Обучение в обычных школах предполагает обеспечение услуг переводчиков и других надлежащих вспомогательных услуг. Следует обеспечить адекватный доступ и вспомогательные услуги, призванные удовлетворить нужды лиц с различными формами инвалидности…

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно- развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (ст.18. п.2) Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (ст.50 п.10)

Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. В дошкольных образовательных учреждениях группы могут иметь общеобразовательную направленность, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. компенсирующей В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

комбинированной В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы и федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. оздоровительной Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Дети с ОВЗ принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

При приеме детей с ОВЗ в дошкольные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости.

Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ОВЗ.(в ред. Постановления Правительства РФ от ) Для обучающихся, воспитанников с ОВЗ создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения: (в ред. Постановления Правительства РФ от ) - специальная(коррекционная) начальная школа-детский сад; - специальная(коррекционная) общеобразовательная школа; - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ОВЗ. Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные классы группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.

Количество классов (групп), группы продленного дня зависит от вида коррекционного учреждения. В коррекционном учреждении устанавливается следующая предельная наполняемость классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня: - для глухих- 6 чел.; - для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха – 10 чел.; - для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха -6 чел.; - Для слепых – 8 чел.; - Для слабовидящих и поздноослепших – 12 чел.

- для имеющих тяжелые нарушения речи – 12 чел.; - для имеющих нарушения опорно- двигательного аппарата – 10 чел.; - для имеющих задержку психического развития -12 чел.; - Для умственно отсталых 12 чел.; - Для глубоко умственно отсталых – 10 чел. - Для имеющих сложные дефекты – 5 чел. При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бытовой ориентировке, факультативных занятий класс (группа) делится на две группы. При делении класса (группы) на подгруппы учитывается профиль обучения для девочек и мальчиков, а также вид коррекционного учреждения.

Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно. с согласия родителей по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

В инструктивном письме даны разъяснения специфики образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также уровней реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение І вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии для получения общеобразовательной. Трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. В составе образовательного учреждения І вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, ЗПР и др.), работа в которых организуется по специальным учебным планам и программам.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение ІІ вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение ІІІ –ІV видов обеспечивает обучение и воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

Коррекционное учреждение VІ вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата и др. нарушениями), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально- трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально- организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VІІ вида создается для обучения и воспитания детей с ЗПР, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности. Эмоциональная неустойчивость; для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

Коррекционное учреждение VІІІ вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. В коррекционном образовательном учреждении учреждение VІІІ вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью

В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном учреждении могут открываться специальные классы, группы, группы продленного дня (в том числе для воспитанников, имеющих сложный дефект). Настоящее письмо определяет специфику образовательного процесса в специальных классах, группах, группах продленного дня для обучающихся, воспитанников, имеющих сложный дефект, специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей- инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических возможностей. Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. На максимально-раннем этапе. Своевременное оказание необходимой психолого-медико- педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения в школе.

статьи 50 Закона РФ «Об образовании» и статья 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ОВЗ, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого-медико-педагогические комиссии, законодательную основу деятельности которых составляют статьи 50 Закона РФ «Об образовании» и статья 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Второе важное направление деятельности по реализации права на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. В настоящее время существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения и воспитания детей с ОВЗ. Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать обучение и воспитание детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях общего типа.

В качестве эффективного средства организации образования детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении является дистанционная форма их обучения с использованием современных информационно- коммуникативных технологий.

В целях реализации положений указанных законодательных актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.

Спасибо за внимание