Неолит Методологические основы единства видов искусства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Первые художники Земли Выполнила ученица 10-го класса Субботина Дарья.
Advertisements

Единство мира человека и мира природы. план Космически-природная картина мира Космически-природная картина мира Зооморфные и антропоморфные мифологические.
Первоэлементы архитектуры ДОЛЬМЕН ДОЛЬМЕН (от бретон. tol стол и men камень), мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской.
Первобытная эпоха это наибольший период в истории человечества от возникновения человека и до появления государственности. мезолит неолит энеолит (ранний.
Тема урока: Эпоха первобытности Первые художники Земли.
Искусство неолита ©Михайловская Н.А.. Новый каменный век 6 – 2 тысячелетия до н.э. Переход к производящему хозяйству Земледелие + скотоводство оседлость.
Первые художники Земли Выполнила: ученица 10класса МОУ СОШ 14 Чекундинского сельского поселения Журавлева Лариса.
Презентация к уроку (мировая художественная культура, 8 класс) по теме: презентация "Искусство Древнего мира"
Зарождение первобытной культуры По данным науки (этнографии, истории, антропологии), Современный человек как субъект культуры формируется примерно в период.
ПАЛЕОЛИТНЕОЛИТЭНЕОЛИТ БРОНЗОВЫЙ ВЕКЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных, в том.
Первобытная культура Зарождение первобытной культуры Периодизация Достижения материальной культуры Первые религиозные представления Особенности первобытного.
Искусство первобытного человека. Рисунки первобытного человека на бивнях мамонта.
В ЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В ПОЛОСЕ Выполнила : студентка гр.4431 специальности «Дошкольное образование» Кириенко Марина Проверила :
Презентацию Подготовил Влад Кузнецов 9 «Б» presentations.my1.ru.
МИРОВОЕ ДРЕВО КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕДИНСТВА МИРА Мировое древо (arbor mundi, «космическое» древо), характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий.
Коробковой О.Е. Авторская разработка учителя истории ГБОУ лицея507 Коробковой О.Е.
МХК. Слайд-шоу. МХК. Слайд-шоу. Разработала Манаева В.Г. Первые художники земли.
Орнаментальная композиция и особенности ее построения.
Володина И.П., учитель ИЗО, ГОУ «Центр образования» 1470, 2009г.
ПЕРВЫЕ ХУДОЖНИКИ ЗЕМЛИ. ЦЕЛИ: Формирование представлений о понятии «первобытная культура». Расширение лексики учащихся в пределах темы урока: палеолит,
Транксрипт:

Неолит Методологические основы единства видов искусства

Новые системы координат В эпоху неолита человек вышел из пещеры и начал осваивать открытые пространства. Человек стал ощущать себя фиксированной точкой в пространстве. Появилась привычная нам четырехчленная система координат на плоскости: впереди, позади, направо и налево. Произошло формирование языка. Появились абстрактные мышление и понятия. Просветление

Новая модель мира В неолите оформляется «простейшая модель человеческого существования – горизонтальная плоскость, проколотая вертикальной осью» (Р. Арнхейм). Точка первой творения содержит в себе бесконечность всего космоса. Круг можно рассматривать как развертку точки в сферическую волну бесконечного радиуса – он так же ограничен (внутренняя площадь) и бесконечен (отсутствие начала и конца внешней границы) как точка. Солнцегриб Из серии «Жернова времени»

В неолите «высшей этической ценностью является целостность, полнота и нерасчлененность вселенской жизни; все, что начинало быть, определялось как «хорошо», небытие подразумевалось как «плохо» (Ж. Джумабаев). Так кельтский бог Дагда, чье имя означает «хороший бог», «хорош во всем» – всемогущ, всеведущ, обладает котлом, всегда полным еды, и от которого «никто не ушел голодным» (Т. Пауэлл). Бог Дагда Образ человека совпадает с пространством мифологического космоса, что зафиксировано в мифах о первом человеке-великане (Пуруша, Имир, Паньгу), из тела которого творится вселенная. Проецирование человеческой сущности на природу приводит к ее тотальному одушевлению.

Слово. Миф. Сказка В эпоху неолита создавалось огромное количество мифов, произведений малых фольклорных форм, сказок. К этому периоду относятся: мифы творения; циклические мифы (солярные, лунарные, аграрные, растительные); мифы борьбы с хроническими персонажами предыдущей Вселенной. Особенностью первых мифопоэтических текстов является то, что они записаны на языке визуальных знаков и долгое время передавались устно. Самыми древними фольклорными текстами являются заговоры. Стандартный набор сюжетных ходов сказок включает: запрет; нарушение запрета; кару; путешествие в иной мир; испытание; возвращение с дарами.

Обряды. Танцы Постоянные элементы обряда: культ природы (использование символических растений); огня (очистительные действия); еды (совместные трапезы); магия слова и звука (шумное поведение); гадания; ритуальный смех. Так же стандартен сценарий праздников. Все праздники преследуют одну цель – перевести мир из состояния «старого» в «новое», из хаоса в космос и таким образом как бы являются одним и тем же повторяющимся ритуалом. Танец Солнца

Дж. Кэтлин. Танец орла в племени чокто Роспись из Рока дельс Морос в Когула. Лльейда, Испания Танец алеутов Танец долганов

Орнаментальные «тексты» Искусство неолита дало огромное количество орнаментальных «текстов» на керамике. Керамический сосуд является наглядным примером того, как из хаоса глины и воды при помощи огня формируется тело (тулово) космоса формы. Единая форма сосуда демонстрирует целостность мира, а нанесенный на нее орнамент – принципы мерности этого мира. Примером круговой структуры являются любые композиции плоских сосудов. Неолитический сосуд с плетенкой. Личина на неолитическом сосуде Вознесеновка, Нижний Амур Фатьяновская ямочно-гребенчатая керамика. Волго-Окское междуречье Сосуд эпохи неолита Фрагменты ямочно-гребенчатой керамики Дипилонская ваза

Японская веревочная керамика неолита – дземон В керамике неолита количественно преобладают знаки с водной символикой, символизирующие изначальную целостность водной стихии – хаоса, из которого возник космос. Керамика периода трипольской культуры

На основе архетипа Мирового древа в неолитической орнаментике впервые формируется более сложная ритмическая единица – симметричная геральдическая композиция, которая демонстрирует единство мотива (категория пространства) и ритмико- метрической структуры композиции (категория времени), когда «одно и есть другое» (Л.М. Буткевич). Мировое дерево

Мегалитическая архитектура В мегалитических сооружениях неолита воплощена идея закономерности эволюции космоса – космогенез. Вертикаль менгира обозначила мировую ось и зафиксировала в самых общих чертах членение пространства на верх и низ. В искусственных курганах человек воспроизвел природные формы горы. Курган Нью-Гнейндж Ирландия Менгир Бретань, Франция В формах монолитных (Волконский) и составных (Большой Кичмай) дольменов люди неолита смоделировали пещеру, выведя ее из нутра горы. Дольмен «Большой Кичмай». Краснодарский край Дольмен «Волконский». Северо-Западный Кавказ

Курганы и дольмены – это храмы ежегодного рождения света из сокровенной толщи материи земли. Кромлех – наиболее сложная и многозначная модель, которая демонстрируют сам процесс становления бытия из первичной точки алтаря. Кромлех в Стоунхендже Великобритания Реконструкция (forums.civ.org.pl)

Изобразительное искусство: всё во всем Для изобразительного искусства важны качества полноты и целостности бытия. Рождение вселенной неолита отмечено лавинообразным ростом объектов изображения, количества сюжетов и изобразительных текстов. Мир в неолитических петроглифах оживает и преисполняется неистовой жизненности. Мощь первичного импульса творения задает динамизм движению фигур и разворачиванию действия на вечном и неподвижном лоне камня. Петроглифы. Мыс Бесов нос. Карелия, Россия

«Газетный камень». Штат Юта, США

Принцип «всё во всем» нашел воплощение в образе богини-матери. Доминирование этого образа в изобразительных текстах неолита проявляется в большом количестве изображений богини и сюжетов, связанных с ней. Фигуры богинь-рожениц из Чатал-Хююка. Турция Статуэтка богинь на троне с острова Гозо. Мальта

Совпадение пространства вселенной с первой человеком отражено в магическом приеме покрытия фигуры человека символами природных стихий. Стела из Керносовки. Украина Состояние становления космоса проявилось в абстрактности форм неолитических изображений. Все исследователи отмечают при переходе от палеолита к неолиту процессы нарастания условности, «сворачивания» формы до простейших геометрических фигур, обнажение морфологической структуры. Теневые, темные на светлом, фигурки неолита передают не столько изображения феноменов жизни, сколько идеи этих феноменов, праидеи акта творения.

В оформлении статьи использованы картины художника Юрия Лисовского Презентация подготовлена Е. Князевой на основании материала Е. Медковой Журнал «Искусство» 2/2012 Дорожка в небо